Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучения иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая в школе с углубленным изучением английского языка, постоянно задумываешься о том, как бы эффективнее построить свои уроки, какой метод подобрать, чтобы детям был интересен и сам материал, и способ его подачи.

Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Как показала практика, этого можно достичь при использовании в обучении иностранному языку коммуникативного подхода, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку является эффективным методом, позволяющим ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Сущность коммуникативного обучения - готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио и видеокассетами, результатами заданий и т. п. со школами и друзьями в стране изучаемого языка.

Главными участниками процесса обучения с применением коммуникативно-ориентированного подхода являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

При построении урока мной обычно учитываются следующие принципы:

Во-первых, это речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение.

Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Конечно, на начальном этапе невозможно вести урок только на иностранном языке. Но ключевые фразы, которые повторяются из урока в урок (команды, приветствие, задания и пр.) нужно изначально озвучивать на изучаемом языке.

Во-вторых, функциональность - предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы.

В-третьих, ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. На начальном этапе это семья или сказочные герои, праздники, в средней школе детям интересны страны и их обычаи, особенно стран изучаемого языка. Практически всегда материал учебника можно представить в виде ситуации, распределить роли, вынуждая тем самым говорить на языке каждого участника образовательного процесса.

Так же важен принцип новизны. Новизна проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

Обязательно нужно учитывать личностную ориентацию общения. Речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими способностями, и умением осуществлять учебную и речевую деятельность, и своими характеристиками как личности, а тем более дети.

Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих личностных характеристик, ведь только таким путем могут быть созданы условия общения: вызвана коммуникативная мотивация, обеспечена целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения и т.д.

Еще один важный принцип - это коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.

Ну, и наконец, упражнения. В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В упражнении отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.

Это может быть пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование и т.д. Таким образом, коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера.

Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.

  1. Расширяющиеся синтагмы.

В первой фразе в скобках дается значение нового слова, в последующих оно должно быть понятно без перевода, и в результате многократного восприятия и использования ученик запоминает его. Например:

Обязанность (перевод)

Я знаю свои обязанности.

Учиться – это не самая главная обязанность.

Я думаю, что самая главная моя обязанность – это быть порядочным человеком. и т.д.

На базе расширяющейся синтагмы возможен комплекс упражнений, обеспечивающий свободное владение всем речевым материалом. Также расширяющиеся синтагмы могут «сопровождать» предъявление какого-либо факта культуры. Например:

Кельнский собор.

Неужели это Кельнский собор?

Действительно, Кельнский собор – это настоящее чудо архитектуры.

Я давно хотел увидеть это чудо архитектуры и узнать о Кельнском соборе побольше.

  1. Упражнения со списком слов.

Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Идея таких упражнений заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания. Например:

При обсуждении темы дружбы и друзей можно дать следующие задания:

  1. Друзья бывают хорошие и не очень. Найдите в представленном списке необходимые слова и перепишите их к себе в тетрадь, разделяя на две колонки – положительные черты и отрицательные.
  2. Прочитайте небольшой рассказ и дополните свои списки словами, характеризующие настоящего друга.
  3. А теперь, не глядя ни в список, ни в текст, перечислите все характеристики настоящего друга.
  4. Подберите 10 самых уважаемых вами черт. Назовите самую любимую.
  5. Назовите три самых ненавистных недостатка.
  6. Что бы вы выбрали из черт характера для вашего друга: учитель называет по два качества противоположных по смыслу (ленивый – работящий; бесчувственный – чувствительный и т.д.)
  7. Представьте портрет вашего воображаемого друга (глядя в список или по памяти)

Можно использовать рифмовки по проблеме. Рифмовки должны быть серьезными или шутливыми, но обязательно осмысленными. Например:

My friend is not crazy,
She is never lazy.
My friend was cunning
But it wasn’t stunning.
My friend is really optimistic
But I’m rather pessimistic.

  1. Задания, предполагающие «информационное неравенство» участников (information gap).

Задания типа "information gap" могут принимать различные формы:

  1. picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера,— matching tasks);
  2. text gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить — jig-saw reading);
  3. knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить — complete-the-table tasks);
  4. belief/opinion gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение);
  5. reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).
  1. Упражнения с постановкой разнообразных проблемных задач.

Одним из подобных упражнений являются проблемные речемыслительные задания, основанные на критическом мышлении — осознанном подвергании сомнению тех или иных положений, мыслей и высказываний. При этом формулируются следующие возможные вопросы:

  • Является ли эта мысль истинной или ложной (true or false)?
  • Имеется ли в тексте (на изображении) ответ на данный вопрос (present or missing)?
  • Похожи ли эти два текста (изображения) или отличаются (alike or different)?
  • Существенны эти детали содержания текста (изображения) или второстепенны (essential or non-essential)?
  • Достаточен ли данный ответ на поставленный вопрос или нет (adequate or inadequate)?

Критическое мышление позволяет формировать «неравнодушных» учащихся, готовых думать, говорить и общаться. Взаимодействия в группе организуются как свободное общение участников, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации, скетчи и др. Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.

В заключении хочется сделать следующие выводы:

Коммуникативно-ориентированный подход привлекает обучаемых путем сосредоточения на интересующих их темах и представления им возможности выбора текстов и задания для достижения целей программы. Коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

Коммуникативное обучение языку подчёркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.

Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

Безусловно, современному учителю необходимо знать и применять на практике не одну технологию, не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе той или иной технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к теме урока, подготовить занимательные задания, с помощью которых будет происходить познавательный процесс, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся. А это полностью зависит от учителя, его опыта и желания научить.

Литература.

  1. Е.И. Пассов «Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея» Глосса – Пресс, Москва 2006.
  2. Е.И. Пассов. «Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре» Просвещение, Москва 1993.