Родительское собрание — практикум: "Подросток в мире вредных привычек"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Обратить внимание родителей на проблему - подросток в мире вредных привычек;

  2. Пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками алкоголя и наркотических веществ, о вреде курения;

  3. Ознакомить родителей и учащихся со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности и подростков ,и взрослых за противозаконные действия; дать возможность родителям получить интересующую их информацию из компетентных источников;

  4. Способствовать осознанию родителями важности данной проблемы и влиянию ее на дальнейшую жизнь и судьбу молодых людей;

  5. Показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и преодоления вредных привычек подростков.

Подготовка:

  1. Подготовить карточки с фрагментами из повести Д. Лондона «Джон — Ячменное зерно», выделенными доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой для проведения беседы с родителями и подростками.

  2. Подготовить разноцветные жетоны для распределения участников собрания на группы.

  3. Подготовить карточки с ситуациями.

  4. Пригласить психолога училища, сотрудника ИДН..

Оформление, оборудование и инвентарь.

  1. В кабинете подготовлены места для работы родителей в группах.;

  2. Компьютер, мультипроектор, экран, фрагменты фильмов о наркомании, тибетский тест для родителей, тренинг « Желаем радости».

  3. Высказывания и афоризмы :

…С того, что человек делает не то, что он должен делать, а то, что ему хочется, начинается нравственное опустошение, развращение и падение.
(В.А.Сухомлинский)

…Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить.
(Франсуа Ларошфуко)

…«Пьянство» и «культура» - вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма.
(Н.Семашко)

…Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.
(А.П.Чехов)

…Поворот дороги – это еще не конец. Еще вы можете повернуть.
(К.Роджерс)

…С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся
(латинская пословица)

…Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом
(Ф.М.Достоевский)

…Торгуя честью, не разбогатеешь.
(Л.Вовенарг)

…Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, - все это, в конечном счете, не принадлежит человеку. А то жалко, что человек теряет свою истинную собственность – человеческое достоинство.
(Л.Вовенарг)

Ход собрания

Вступительное слово :

…Подрастают наши дети...Из маленьких беспомощных ребятишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся.

Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь.

Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно, мы не найдем сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

…Привычка — вторая натура... Как часто мы слышим эти слова.

Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Привычки — это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека.

Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени.

К сожалению, у людей - и у взрослых, и у детей — сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления.

Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет трудно.

Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем?

Попытаемся от теории перейти к практике.

В мире сигарет...

…Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких. Но факт остается фактом: при том положении вещей, что в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья. В нашей стране все магазины и огромные плакаты на улицах приглашают к курению.

Противостояние трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает.

…Сейчас я хочу предложить найти выход из одной очень жизненной ситуации. Но есть условие. Я пройду по кабинету, каждый из присутствующих вытащит из конверта один жетончик или красный, или зеленый. Получившиеся группы должны показать, как можно решить предложенную ситуацию конструктивно (зеленый жетончик), а как неконструктивно (красный жетончик). (см приложение 1).

После нескольких минут обсуждения группы представляют соответствующее решение.

В мире алкоголя...

…Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде алкоголя. Вы — взрослые люди и прекрасно знаете все это. Поэтому внимание мы акцентируем на том, что и как можно сказать подростку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков; что бывает и какую ответственность (уголовную, административную) несут и родители и подростки за противозаконные действия.

…Продолжу. Еще со школьной скамьи мы знакомы с повестью Д. Лондона «Джон — Ячменное зерно».

(С ребятами на классных часах мы повторили это произведение.)

Именно это произведение в своей работе «по формированию общего отрицательного отношения к алкоголизму как социально - психологическому явлению — разрушителю человеческого счастья и всей личностной структуры» использует профессор, доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова. Она предлагает специально подобранные отрывки из текста повести использовать для осмысления каждым участником разговора этой страшной проблемы.

Прошу всех участников практикума поделиться на шесть групп (расчет на 1 – 6).

Сейчас вы получите карточку с фрагментом текста, прочитаете отрывок про себя и затем представите его присутствующим.

После прочтения попробуйте высказать свои впечатления. Они могут начинаться с фраз:

«Я вдруг подумал...»,

«Мне показалось, что...»,

«Это странно, но я подумал...». ( см приложение 2)

Исторический экскурс в проблему. Цифры и факты. ( см приложение 3).

Перерыв.

Во время перерыва психолог предлагает родителям тибетский тест…

В мире наркотиков:

…И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании ?

Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла какие-то положительные результаты, но множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность наркомания , токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.

В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют наркотики, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.

Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их сущность связана с тремя основными моментами:

  1. Наркотик — это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования.

Наркомания, токсикомания — это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы.

  1. Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удается выяснить источников и заправил наркобизнеса.

  2. Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков (см приложение 4)

Ученые и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы, способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. ( см приложение 5)

Родителям тоже надо это знать и иметь в виду:

Давайте сейчас представим себя на месте подростка, которого настойчиво уговаривают попробовать наркотик.

С помощью разноцветных жетонов разделимся на четыре группы. Каждой из групп будет предложена своя ситуация. ( см приложение 6)

Спустя 5 минут вы разыгрываете ее перед присутствующими.

После выступления групп предлагаю зафиксировать следующие вопросы и доводы. см приложение

Представители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростка по употреблению наркотика повторился. Ведь это деньги.…

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам: ( см приложение 8)

Однако быть внимательным к ребенку — это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это значит — любить и поддерживать его.

Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову»….

Давайте в решении нашего родительского собрания мы сформулируем принципы поддержки подростка: ( см приложение 9)

И в завершении нашего собрания послушайте поучительную историю легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль которой вы должны определить сами. …

«…В одном болоте жили – были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец.

Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!»

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно здесь много воды, но что с нами будет, если этот высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»…

…Большое спасибо за работу!

Хочу, чтобы сегодня с собрания вы ушли в хорошем настроении, предлагаем вам небольшой тренинг

« ЖЕЛАЕМ радости» , и вам, и вашим детям!

Литература:

  1. Ким В.В. из опыта работы с трудными подростками; Классный руководитель. 1998. № 4.
  2. Легальные и нелегальные наркотики; под редакцией В.А. Ананьева. СПб., 1996.
  3. Семейное воспитание: Краткий словарь; Сост. И.В. Гребенников и Л.В. Ковинько. М., 1990.
  4. Успенская И.А. Родительское собрание. Подростки и наркотики в современном мире; Классный руководитель. 1998. № 4
  5. Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма; Классный руководитель. 2000. № 1.