"Дети войны"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи: познакомить учащихся с героическим прошлым Родины; рассказать учащимся о роли детей в годы войны; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство патриотизма.

Цели: формирование у школьников патриотической позиции; воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), песня «Вставай страна огромная», «Алеша», «День Победы», праздник Победы, фотографии 1941–1945 годов, из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Левитан).

Рекомендации: для проведения сцену разделить на две части – слева экран, справа спектакль. По сценарию подготовить презентацию (в наличии есть, занимает 7,5 Мб).

Действующие лица: мальчик военного времени (далее М1); мальчик нашего времени (далее М2); ведущие девочка и мальчик (далее Вд и Вм); старший брат; Скворчинская; девочка; Смирнов; почтальон; лейтенант (далее л-т); капитан (далее к-н); Петр Крылов; Зоя Космодемьянская.

(На стене висит календарь – «21 июня» и фотография (мать, отец и дети). Вечер. 12-летний мальчик звонит другу, предлагает завтра поиграть в разведчиков. Ложится спать. Снится сон.)

(С фотографии выходит мальчик.)

М2. Ты кто?

М1. Я брат твоего деда. Какая интересная у вас игра: разведчики.

М2. А вы в детстве тоже в войну играли?

М1. Нет, мы воевали.

(Срывает лист календаря; «22 июня».)

Вм. 22 июня 1941 года; 9 мая 1945 года. Две странички календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории Человечества.

Вд. Они отмечены в календаре разными цветами: один – черный с ощетинившимися штыками и падающими бомбами, другой – красный с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы. Они так и называются:

Вм. День Памяти и Скорби. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны советского народа 1941–1945 гг. День 9 Мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Вд. Два дня календаря. А между ними...

Вм. Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну.

М1.

12 лет было мне
В тот страшный день и час,
Когда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.

(Кадр: девочка с куклой.)

М1. А это девочка с нашего двора. Она погибла в первый день войны.

Вм. У границ СССР были сосредоточены немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составили 5,5 млн человек, 3712 танков, 4950 самолетов, 47 760 орудий и минометов. Мощным ударом крупных группировок на трех главных направлениях (московском, ленинградском и украинском) предполагалось через 5–6 недель после нападения пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы.

(Песня «Вставай, страна огромная!».)

М1. Смотри, наш отец. (Отец прощается и уходит.) А это наш старший брат. (Сидит за столом и пишет.)

Стар. брат. Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу послать меня на защиту нашего города. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна. (Обращается к брату.) Ты остаешься за старшего.

Вд. Дочь кузнеца завода «Арсенал», 15-летная Скворчинская явилась в артдивизион 14-й кавалерийской дивизии и после неоднократных просьб была оставлена в дивизионе в качестве санитарки. Скворчинская, пренебрегая опасностью, во время бомбежки авиацией противника оказывала помощь раненым, выносила их в укрытия. Скворчинская спасла жизнь десяткам бойцов и командиров.

Скворч.

Только что пришла с передовой,
Мокрая, замершая и злая,
А в землянке нету никого
И, конечно, печка затухает.
Так устала – руки не поднять,
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра!» –
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя. –
Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою.

Вд.

Так случилось – мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон,
Растворились в дорожной пыли.
Так случилось – мужчины ушли.

Вм. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою родину, своих жен, матерей, детей. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов.

Девочка. Пришла я на завод в июне 1942 года. Мне было 14 лет. В бригаде нас было 10 человек: самому старшему 15, младшему – 12 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания. Все работали в дни войны по 12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая.

Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где 8 и 9 часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.
В большой не по росту, казенной тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугалась,
Стоял человек и мне улыбался. –
Как звать? – Я спросила.

Смирнов. По работе кто знает, –

Вм. Ответил малыш...

Смирнов. Кузьмичем называет...

Девочка. А сколько вам лет?

Вд. Я спросила Смирнова.

Смирнов. Одиннадцать минуло двадцать восьмого.

(На сцену выходит почтальон, подходит к мальчику военного времени.)

Почтальон. Где мама? Вам письмо.

М1 (берет письмо). В таких прямоугольниках приходили в семьи похоронки.

Почтальон. Вот еще одна из 20 миллионов похоронок: «Анна Федоровна! Сообщаю, что ваша дочь Ананьева Вера Александровна 3 августа 1943 г., как одна из лучших радисток, была переброшена в тыл противника в район Киевской области для выполнения специального задания. После приземления группа подверглась нападению со стороны немцев, и в бою ваша дочь вместе с пятью товарищами пала смертью героя...»

М1. Всё. Я решил. Уйду на фронт.

М2. Но тебе только 12.

М1. Всё равно убегу.

А нам не довелось играть в войну,
Не мы в неё – она играла нами,
На фронт мы убегали пацанами,
С вагонных крыш смотрели на страну,
Суровую, в морщинистых траншеях,
В сединах не покошенных полей,
В деревнях под молчаньем тополей.
И в журавлях, сиротских тонкошеих.
Ловили нас в вокзалах оголтелых,
Гоняли с крыш, снимали с буферов.
И бегали мы так, что – будь здоров,
Хоть неизвестно, в чем душа сидела.

(Сценка.)

Л-нт. Товарищ капитан, как прикажите поступить с мальчиком?

К-н. С каким? Ах да, совсем из головы выскочило. Где он находится?

Л-нт. Пока у меня при взводе управления. У разведчиков.

К-н. Сколько ему лет?

Л-нт. Говорит 14. Хотя на вид больше 12 никак не дать.

К-н. И что же, хороший паренек?

Л-нт. Замечательный мальчишка. Шустрый такой, смышленый.

К-н. Ну, так вот что, надо отправить его в тыл.

Л-нт. Убежит.

К-н. То есть, как убежит?

Л-нт. Мы уже отправляли, возвращается.

К-н. Зови его. (Входит.) Теперь ты будешь сыном полка. Разведчиком.

М1.

В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго я своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке моей ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели мои глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
12-летний паренек.
Я знал, что где-то недалече
Быть может, вон за той горой
Меня, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И я, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Все расскажу, на что глядели
Мои недетские глаза.

Почтальон. Из письма 13-летнего бойца Петра Крылова матери.

Петр Крылов. «Меня посадили в чулан и сказали, что жить осталось мне одну ночь.

Дорогая мамочка, мне только 14-й год пошел и вся жизнь впереди, но все равно я решил фашистам ничего не говорить. Пускай лучше убивают. Утром приходит солдат и требует показать дорогу на Филимоново. У меня сразу в голове план сложился. Я согласился. Как стали подъезжать к Филимоново, я даже вспотел, потому что у самой околицы были заложены мины. Я сам видел, как наши саперы минировали дорогу. Спрашивают меня немцы: “Как лучше тут проехать?” Я прямо на это место показываю, а сам глаза закрываю. И тут произошел взрыв. Но я, дорогая мама, остался жив, меня только в голову ушибло...»

Зоя Косм.

Стала я под пыткою Татьяной,
Онемела, замерзла без слез.
Босиком в одной рубашке рваной
Меня выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
Шла я под окриком врага. –
Граждане, не стойте, не смотрите.
(Я живая, – голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит.
Всех не перевешать, много нас!

Вд. Так погибла зимой 1941 г. партизанка Зоя Космодемьянская.

Вм. Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей – партизаны Великой Отечественной войны, разведчики, погибли в боях.

Вд. Есть памятники, обелиски, монументы. Они стоят как часовые памяти. К ним, бронзовым и гранитным, идут и идут люди.

(Песня «Алеша».)

Вм. (под 6-ю симфонию). А ленинградские дети! Они вместе со взрослыми несли все тяготы а условиях блокады.

Вд. Из книги «Использование в нишу ботвы огородных растений и заготовка ее впрок», изданной в 1942 г.: суй из ботвы брюквы с мукой:

  • Ботва брюквы – 190 г
  • Мука – 3 г
  • Лук – 5 г
  • Соль – 5 г
  • Специи – 5 г
  • Жиры – 0,03 г

Вм. 8 сентября 1941 г., над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. С 20 ноября хлебный паек составил 250 г хлеба в сутки рабочим, 125 г хлеба в сутки – неработающим.

Вд. Продвигаясь на восток, немцы объявили так называемую мобилизацию населения на работу в Германии. Только в июле 1944 г. более 40 тысяч детей были угнаны в Германию. Там проводили отбор: кто покрепче – на биржу труда, кто слабый и больной – в концлагерь на опыты.

Вм.

Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской
Его номер по книге:
«3209-й –
Обувь детская, ношена,
Правый ботинок. С заплатой...»
Как попал он сюда, в этот склад,
Под порядковый номер:
«3209-й»?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги?!
В это страшное место,
Где вешали, жгли, и пытали,
А потом хладнокровно
Одежды убитых считали?
(Просыпается мальчик.)

М2.

Я не хочу, чтоб громы орудийной канонады
Услышал твой ребенок, твой и твой.
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их безжалостной рукой.
Я не хочу, чтоб доты обнажились,
Как роковая опухоль земли,
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь с планеты унесли.
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли
На вечно, на всегда, а не на миг.

(Тихо играет мелодия «День Победы».)

Вм.

Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда.
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучатся –
Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

(Песня «День Победы».)

М1.

В блокадных днях
Мы так и не узнали.
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в 41-м выдали медали
И только в 45-м – паспорта.