Сегодня ценностью является не то, что мир воспринимается по схеме знаю – не знаю, владею – не владею, а ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь – и делаю. Учитель должен стать организатором получения информаций. И на первый план выходит не накопление учащимися знаний, умений, навыков, а становление личности, ее “самостроительство”. Значит процесс учения – это процесс деятельности ученика направленный на становление его сознания и его личности в целом. В соответствии с концепцией “Школа 2100” на уроке используются: поиск контактов и сотрудничества, ситуация взаимопомощи, свободный выбор задания, создание проблемной ситуации, самооценка деятельности, познавательный интерес, побуждение к поиску решения поставленной цели.
Учащиеся на уроке действуют активно, учатся сотрудничать с товарищем, с учителем, интересуются конечным результатом деятельности, проявляют интерес к заданиям повышенной трудности. У детей появляются задатки самокритичности, умения рассуждать, анализировать, сравнивать.
Деятельностный подход на уроке позволяет развивать и основные ключевые компетентности учащихся: коммуникативную, информационную, учебно-предметные. Решая проблему, ребенок переживает радость открытия, формируется вера в свои силы и познавательный интерес.
Применение деятельностного подхода позволяет изменить подход к процессу обучения и отношения к ученику. Ученик, а не учитель становится центральной фигурой. Главным в процессе обучения на уроке становится не преподавание, а деятельность познания: самостоятельное приобретение и применение полученных знаний; совместные размышления, исследования, которые имеют большее значение для развития личности, нежели усвоение готовых знаний.
Определение суффикса.
Цель:
- Познакомить детей со словообразовательной ролью суффиксов в русском языке и формулировать умения образовывать слова с помощью суффиксов.
- Развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать у детей чувство взаимоподдержки, взаимовыручки.
Оборудование: Словари, презентация к уроку.
Ход урока | Развитие ключевых компетентностей учащихся |
I. Организационный момент. – Ребята, давайте
поприветствуем наш урок: II. Введение в новый раздел. 1.Словарная работа. – Слово, с которым мы сегодня познакомимся, вы составите сами, если внимательно проследите за движением стрелки. Работа в группах. (Работа со словарями) Выступление групп. Запишите слово карандаш в тетрадь. Измените, слово так, чтобы он обозначал маленький предмет. (Карандашик) Проблемный вопрос. – С помощью чего удалось превратить в новое слово? 2. Рассмотрите рисунок-кадр на фотопленке. (Слайд) – Что подставил Петя Зайцев? – Где? Было слово корень. Стало слово…(корешок). – Что такое – ок? III. Сообщение темы и цели урока. – Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? – Как вы догадались? – Что хотелось бы вам узнать, чему научиться? IV. Работа над новым материалом. Прочитайте слова. Найдите корень. Зуб-зубок – Как изменилось значение слова во втором столбике? –С помощью чего получились новые слова? – Что обозначают эти суффиксы? Игра “Будь волшебником”. – Вот у меня “волшебная палочка”, а вот слова Нос, хвост, мед, дуб, стол, стул. Кому я даю свою “палочку”, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. V. Работа над правилом. – Ребята, попробуйте сформулировать, что такое суффикс. (Суффикс – часть слова, стоит после корня, образует новые слова.) – Сравните с правилом в учебнике (с. 79.) VI. Первичное закрепление. Спишите пословицу. Выделите знакомые суффиксы. – Хорош пирожок, внутри творожок. Проверка. VII. Итог урока. Выберите правильный ответ. 1. Что такое суффикс? – Буратино сказал: “Суффикс-часть предложения”. – Мальвина сказала: “Суффикс-часть слова”. Незнайка сказал: “ Суффикс-это слово”. 2. Где в слове стоит суффикс? – Буратино ответил: “Суффикс стоит в начале слова”. – Мальвина ответила: “Суффикс стоит после корня”. 3. Зачем нужны суффиксы? – Мальвина: “Суффиксы образуют новые слова”. – Незнайка: “Просто так”. VIII. Рефлексия. – Что на уроке было самым интересным? Трудным? – Доволен ли своей работой на уроке? – Удалось ли достигнуть поставленной цели? IX. Домашнее задание (на выбор детей).
|
Коммуникативные компетентности (К. к.) Умение настроиться на деловой лад, собранность, готовность идти на контакт. Информационные компетентности (И.к.) Демонстрировать умения применять полученные ранее знания.
Работа с источниками информации. Информационное сотрудничество, проявление толерантности, коллективно мыслительная деятельность. Коммуникативные компетентности. Демонстрируют понимание проблемы.
Информационная компетентность. Демонстрирует понимание полученной информации, выводов.
Учебно-предметные компетентности. (У-П. К.) Включение в общеучебную деятельность, знания и умения целеполагания.
Коммуникативная Взаимодействие с окружающими (учителем, одноклассниками) в зависимости от предложенной социальной роли.
Коммуникативная. Эмоциональная самореализация, самоподдержка.
Информационная. Демонстрирует понимание полученной информации, умения делать выводы.
Информационная компетентность. Демонстрирует понимание полученной информации.
Информационная. Умение применять полученную информацию. У-П. К. Самооценка учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативная и учебно-предметная коммуникативность. Давать эмоциональную самооценку, взаимооценку, умение рефлексировать. Информационная компетентность. Умение использовать полученные знания в ходе практической творческой деятельности. |