Открытый урок по русскому языку в 4-м классе "Склонение имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: учить детей склонять имена прилагательные во множественном числе.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся умение склонять и употреблять в речи имена прилагательные во множественном числе.
  2. Развивать речь учащихся, умение доказывать и отстаивать свое мнение, делать выводы.
  3. Расширять словарный запас.
  4. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к родному языку.

Оборудование:

  • плакат с загадкой;
  • таблица “Окончания прилагательных во множественном числе”;
  • карточки – помогайки;
  • иллюстрация картины И.Шишкина “Зима”;
  • карточки – файлы, памятка разбора существительного;
  • карточки – схемы “Окончания прилагательных мн. числа”

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

– Встали ровно, закрыли глаза, скажите себе: “У меня все получится”. Тихо садитесь за парты.

На доске запись:

Для близк… родственников, о близк…друзьях, по проселочн… дорогам, над колхозн…полями.

– Что объединяет данные словосочетания? (во мн.числе)

– Докажите, что они во мн.числе.

– Что еще можно определить у этих прилагательных?(Склонение)

Итак, сформулируйте тему нашего урока.

– Как вы думаете, какая перед вами стоит задача на уроке? (Научиться склонять прилагательные во мн.ч)

II. Проверка домашнего задания.

1. проверка задания в тетради.

– Какое было домашнее задание? У кого вызвало затруднение это задание?

– Прочитайте словосочетания, которые вы записали во множественном числе.

– Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (-ые, -ие)

– На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе? (какие?)

– Что вы знаете о роде имен сущ-ых во мн.числе?

III. Минутка чистописания.

1. массаж для рук.

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он, как ледышка.
(Хлопки в ладоши.)

Чтобы пальчик отогреть.
Будем мы его тереть.
(Растирание пальцев.)

2. работа в тетради.

– Прочтите отрывок из стихотворения. Скажите, кто автор отрывка? (А.С. Пушкин)

(На доске плакат с текстом и картина Шишкина “Зима”)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.

– Назовите первый звук в слове зима. (з)

– Дайте характеристику этому звуку. (согласный, мягкий, звонкий, парный)

– Какой буквой он обозначается?

– Какой ударный звук в слове тучи?(у)

– Сегодня мы повторим, как пишутся эти буквы. Красиво напишите эти буквы. (На доске образец написания.)

у у уу ууз з зз уз зу ум зл узд

– Не забывайте писать красиво весь урок.

IV. Работа по теме урока.

– Прочтите словосочетание на доске. В каком числе оно употреблено?

– Просклоняйте устно словосочетание яркие солнечные (лучи). (На доске написано это словосочетание).

– Какой вывод вы сделали, что можно сказать о прилагательных?(прилаг. изменяются по падежам)

Затем учитель открывает доску и дает задание:

Напишите склонение словосочетания в тетрадь Выделите окончания.(1 ученик у доски)

– Кто затрудняется, смотрите на доску.

И.п.(какие?) ярк… солнечн… лучи

Р.п. (каких?) ярк… солнечн… лучей

Д.п. (каким?) ярк… солнечн… лучам

В.п. (какие?) ярк… солнечн… лучи

Т.п. (какими?) ярк… солнечн… лучами

П.п. (о каких?) ярк… солнечн… лучах

– Как определить падеж у прилагательного во мн. числе? (По падежу существительного)

– Какие окончания имеют прилагательные во мн.числе? (– ые,-ие – И.п. и В.п., -ых,– их – Р.п. и П.п., -им, -ым – Д.п., -ыми, -ими – Т.п.

(На доску вывешивается таблица с окончаниями прилагательных во множественном числе.)

– Итак, сделайте вывод о прилагательных во мн. числе.

– В какое время года можно наблюдать яркие солнечные лучи?

– Когда солнечный день, какое настроение он вызывает у вас?

2. работа по учебнику.

– Прочитайте вывод на стр. 34.

– Что нового вы узнали о прилагательных во мн.числе?

V. Физминутка.

Раз – подняться потянуться,
Два– согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работаем с файлами. Определите и напишите в файлах падеж у прилагательных.

Между майскими ночами, в сосновых лесах, без главных гостей, из-за детских игр, между дорожными знаками, к полным ведрам, на пассажирских поездах, о старательных ученицах, без преданных собак, благодаря удачливым поездкам.

Файлы.

1.______, 2.________, 3._______, 4._______, 5.________,

6,______, 7________, 8._______, 9._______, 10.________.

(У слабых учащихся файлы с вопросами. У детей с проблемами в обучении дополнительно “карточки-помогайки” с падежами и вопросами.)

2. проверка задания в парах

Итак, сделайте вывод, как определить падеж у прилагательных во мн.числе?

VII. Физкультминутка для глаз.

Орфографическая пятиминутка.

1. Загадка. (плакат с рисунком и загадкой)

– Отгадайте загадку. Назовите все орфограммы.

– Назовите прилагательные и существительные, которые с ними связаны. – В каком числе они употреблены?

– Измените число у словосочетания по белому снегу. Определите падеж у прилагательных.

Стальной конек по белому полю бежит
и на нем черные следы оставляет.(Ручка)

2. Разберите слово по полю как часть речи. (1 чел – у доски) – памятка разбора существительного.

По полю – сущ., (по чему?)

  1. Н.ф.-поле.
  2. ср. р., 2-е скл.
  3. Д.п, ед. ч.
  4. дополнение

VII. Итог урока.

– Сделайте вывод по схеме:

И.п. В.п.

-ЫЕ, -ИЕ

 Р.п. П.п.

-ЫХ, -ИХ

 Д.п.

-ЫМ, -ИМ

Т.п.

-ЫМИ, -ИМИ

– Вы поставили перед собой цель научиться определять падеж у прилагательных во мн. числе. Достигли ли вы этой цели?

– Спасибо вам за работу. У вас все получилось!

IX. Домашнее задание.

С. 36–37. Упр. 346, слабым детям – выписать словосочетания и определить падеж, пользуясь карточкой-помогайкой.