Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся в соответствии с изученным в IV классе материалом по орфографии.
Задачи урока:
- Обобщить знания учащихся в области орфографии;
- Развивать логическое, образное и орфографическое мышление учащихся;
- Воспитывать бережное отношение к родному языку.
Оборудование: карточки – задания, ребусы, секундомер.
“Чтобы грамотно писать,
Орфограммы надо знать”.
I. Организация учащихся.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по стране Русский язык. Многие из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это совсем не так.
Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. Одной из интересных, хотя и достаточно трудных станций в русском языке считается Орфография. На уроке мы поговорим о законах орфографии, и вы покажите свои знания в этой области русского языка.
– Что такое орфография? (орфография от греч. офро – “правильный” и графо – “пишу”) – наука о правописании.
– Что изучает орфография? (различные орфограммы и правила)
– Для чего нам необходимо знать орфограммы и правила? (грамотно писать)
(Зачитывается эпиграф)
– Кто из ученых внес вклад в русскую орфографию? (Яков Карлович Грот, он обобщил и сформулировал правила письма. Его труд “Русское
правописание”)
Учитель. Почему же в ваших тетрадях встречаются ошибки. Кто в этом виноват? Может быть виноваты буквы. Попытаемся выяснить это.
III. Судебное заседание:
Сегодня мы проведем необычный судебный процесс над орфограммами.
В этом судебном процессе участвовать будем все вместе.
Ошибки в словах допускали вчера.
Сегодня мы судим их – это игра.
А завтра мы грамотно станем писать,
И в этом игра будет нам помогать.
(Учитель представляет участников судебного процесса).
Открытым процесс объявляю,
Всех действующих лиц представляю.
Гласные – вон перед вами на лавке.
Там дальше – согласные в корне, приставки
Тихонько в сторонке сидит мягкий знак.
Признаюсь, что очень он любит зевак.
Вы видите в этом ряду пострадавших,
Притихших и духом упавших
А дальше – со строгим лицом прокурор,
Виновным он вынесет свой приговор.
Судебный процесс состязательный,
Участвуют в нем заседатели.
Свидетели – гласные в деле
Они – то уж все доглядели.
Конечно же, должен в суде быть судья.
Как вы догадались, судья – это я.
Защитник. Он слабых защита.
Итак, заседанье открыто.
Встать, суд идет.
Прокурор:
Вы, наверное, удивились,
В чем же буквы провинились.
Чем приставки раз – и рас –
Огорчили очень нас?
Не поймет никто никак
Как виновным стал, сей знак:
Виноваты две сестрицы
Пре – и при – как не дивиться?
Группой всей совершено
Преступление одно.
В чем же дело состоит.
Пусть свидетель говорит.
Свидетель 1-й:
Часто буквы А и О, Е и И
Дают нам звуки не свои
Был диктант вчера у нас,
Мы писали целый час.
Много слов на – тер и – тир –
– Кас – и кос –, – пер, – пир и – мир –
– Рос – и – раст, и – зар – и – зор
(ошибки сделать в них позор!)
Представьте, корни сговорились,
Звучали так, что дети сбились.
Свидетель 2-й:
Нет, Наташа не ленится,
Но в журнале единица.
Был устроен ей шантаж:
Корень – лож – звучал как – лаж.
Свидетель 3-й:
Безобразия терпеть?
“Мир” cлышим в слове умереть!
1-й свидетель:
А Никита на уроках
Тянет руку. Что в том проку?
А в тетради “2” стоит опять!
Свидетель 4-й:
У Леши, как он ни старается
Наоборот все получается.
В словах: река, земля, вода –
Подводят гласные всегда.
На то примеров много есть
Их все сейчас не перечесть.
Свидетель 5-й:
И Диану, между прочим,
Пре – и при – подводят очень.
Ну как понять, что в переехал
И смысл не тот, что у приехал.
И почему же в приподнять
В приставке нужно и писать?
Судья:
Желает выступить защита?
Адвокат:
Нет, я скажу, в чем тайна скрыта
И очень прост-то мой секрет.
Учились все – они зевали.
Что знал весь класс – они не знали.
У всех “4-5”, а вот
У них совсем наоборот.
Прокурор:
Подтверждает вину еще одно обстоятельство
Вещественное доказательство.
Оно рассеет все сомнения,
Что совершено серьезное преступление.
Убедимся в этом все вместе.
Что орфограммы не на месте.
(показывает листы с ошибками в словах)
Судья:
Обвиняемые, подтверждаете эти показания
Чистосердечным признанием
Как вы услышали уже,
Вас обвиняют в шантаже.
Обвиняемые:
Не поймем, зачем нас судят,
Мы ведь буквы, а не люди.
Нам места указаны,
Где мы быть обязаны.
Вам сотни слов приходиться писать,
Но орфографии законов вы не бойтесь,
Коль будете их четко выполнять.
Судья:
И так должны сейчас все вместе
Все обсудить и взвесить честно.
Предстоит суду решить,
Кто же прав, кого винить.
(звучит музыка)
Прокурор:
Чтоб навсегда могли запомнить,
Позвольте кодекс наш напомнить.
Заседатель 1-й:
Нужно слово проверять
Прежде, чем писать в тетрадь.
Заседатель 2-й:
Коль слова нельзя проверить,
Словарю изволь поверить.
Заседатель 3-й:
Корни есть с чередованием,
Относись и к ним с вниманием.
Заседатель 1-й:
Коль приставки все на месте,
Относись и к ним по чести.
Заседатель 2-й:
Запомнить можно все свободно
Без затруднений, между прочим.
Пре – означает “превосходство”, “чудесно” и “прекрасно очень”
С приставкой при – глагол обрел значения
Присоединения и приближения,
Неполноты, вблизи чего-то нахождения.
Заседатель 3-й:
Затрудняет мягкий знак.
(Он не слышится никак)
Все случаи запомни его употребления,
Коль вовремя их вспомните,
Не будет огорчения.
Заседатель 1-й:
Кто же правила не учит,
Высших баллов не получит.
Заседатель 2-й:
Без ошибок пишем лишь тогда мы,
Когда четко знаем орфограммы.
У приставки с корнем – орфограммы слова –
Каждый раз себе тверди ты снова.
Окончание и суффикс – вспомни части речи,
Чтоб слова тебе не покалечить.
Судья:
Пострадавшим школьникам
Представляю слово.
Может быть, пополнится дело чем-то новым.
1-й пострадавший:
Нет к орфограммам у меня, наверное, уважение,
Я неизменно путаю спряженье со склонением.
2-й пострадавший:
Наконец, теперь понял,
Что я правила не знал.
Гласные, согласные совсем не виноваты.
Судили их напрасно,
Виновен я, ребята.
3-й пострадавший:
Тетрадь моя ошибками пестрит.
И я испытываю стыд,
Ведь этим правилам не час,
А много лет учили нас.
Судья:
Для зачтения приговора
Слово представляется прокурору.
Прокурор:
Именем закона школьной республики
Объявляется решение суда для присутствующей публики.
Признать невиновными все орфограммы.
Они доказали лишь верность программе,
Они защитили грамматики честь,
И это пришлось нам, конечно, зачесть.
Кто правил грамматики не выполняет,
Того в преступники суд обвиняет.
Учитель: Ваше решение, судья.
П. 1:
Уделить грамматике серьезное внимание
Не орфограммы, а пострадавшие
Достойны наказания.
П. 2:
Должны осилить мы вполне
Грамотно писать по поводу любому,
Но не на парте и стене,
А в книжках записных, тетрадях и альбомах.
П. 3:
Соблюдать советы, что ученый мир составил,
И навсегда одно понять:
Нельзя совсем не применяя правил,
Слова и предложения писать.
П. 4:
Запомнить: только знания
Ведут всегда вперед,
А коль у вас не знания,
Сидеть вам в каждом классе
Повторный год.
Судья:
Судебное заседание закрывается,
Виновным приговор суда вручается.
IV. Законы орфографии.
Учитель: Чтобы правильно и грамотно писать, нужно знать законы орфографии. Проверим, как вы их знаете.
(Класс делится на 3 группы – по выбору или решению учителя, определяется жюри, продумывается система оценивания конкурсов)
1-й конкурс “Гонки” (каждой команде даются по десять вопросов, время для ответа – одна минута)
Вопросы для первой команды.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- В каких случаях в конце имен существительных пишется – ь – ?
- В каких случаях не пишется – ь – ?
- Какой суффикс пишется обычно на конце наречий?
- Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой – З – , а в другом с буквой – С – ?
- В каких случаях в корнях с чередованием букв – Е – И пишется Е?
- Назовите окончания глаголов II спр.
- Как проверить безударное окончание имен существительных 1-го склонения?
- Какая гласная пишется в сложных словах, как она называется?
- Что необходимо помнить при написании окончания глагола 2-го лица ед.числа? ( – шь – )
Вопросы для второй команды
- Как проверить парные согласные в корне слова?
- В каких случаях употребляется разделительный – ь – ?
- Как пишется частица НЕ – с глаголами?
- Какие функции выполняет – ь – в словах?
- Изложить – излагать. На какие правила даны правописания?
- В каких случаях [цы] пишется с буквой – ы –?
- В каких случаях в корнях с чередованием букв – Е И пишется И?
- Как узнать какой суффикс ЕК или ИК пишется в слове?
- Как проверить безударное окончание существительных 2-го склонения?
- С помощью какого суффикса в им.прил. передается уменьшительно– ласкательное значение? (– оньк – , – еньк –)
Вопросы для третьей команды
- Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?
- В каких случаях употребляется разделительный –ъ-?
- Как определить, – ТСЯ – или – ТЬСЯ – следует писать в конце глаголов?
- Когда после шипящих под ударением в конце надо писать букву – О –, а когда букву – Е – ?
- В каких случаях [цы] пишется с гласной – И –?
- Назовите окончание глаголов I спр.
- Какое правило необходимо знать при переносе слов? (назвать 2-3 примера)
- Как проверить безударное окончание существительных 3-го склон.?
- Как определить суффикс перед – Л – в гл.прошедшего времени?
- Когда после шипящих ж, ч, щ – Ь – не пишется у имен сущ.?
2-й конкурс “Правила не только знай, но и умело применяй”
(Учащимся даются слова с пропуском орфограмм)
Вопросы |
||
Для 1-й команды Сколь(з,с)ко |
Для 2-й команды эг_изм |
Для 3-й команды зве(з,зд)ный |
3-й конкурс “Волшебный круг”
Некоторые слова мы пишем верно, без всяких правил, потому что в них нельзя заменить ни одной буквы какой-либо другой, иначе слово перестанет существовать.
Задание: Напишите за 1 минуту слова, которые можно прочитать в круге.(буквы распределить по кругу)
ЛОСЬЯРИМОСТОЛЬКОТИКУСОК
4-й конкурс. Найдите неправильное написание слов (учащимся предлагаются карточки со словами)
Задание для команды № 1
Восхищаться, восторгаться, обогащать, торжественный, багряный, серебристый, поразительный, колекция, ослепительный, непреодолимый, интонация, пархать, иллюстрацыя, ошеломить, загарать, исскуство, фонтан.
Задание для команды № 2
Чуствовать, непреодаоимый, просвящение, территория, доброжелательный, огорчаца, поразительный, загораться, информация, угодить, рассказать, отдаленный, гладиолус, обогащать, профессия, удивительный, безмятежный, артиллерия.
Задание для команды № 3
Интонация, артилерия, загараться, багрянный, непреодолимый, фонтан, серебристый, интонация, поразительный, восхищаца, ослепительный, фонетика, чувствовать, коллективный, територия, грамматика, препятствие, поколение.
5-й конкурс. Криптограмма – надпись, сделанная одним из способов тайного письма.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 7 | 8 | 2 | 9 | 10 | 2 | 2 | 3 | 2 | 4 | 5 | 3 | 6 | 3 | 11 | 5 | 9 | 10 | 2 | ||
, | . |
Дополни предложения ключевыми словами, которые помогут прочитать пословицу.
- 1,5,8,6,9 – лучший друг человека.
- В этом году была холодная 11,8,4,9.
- 11,9,10,4 ты это сделал?
- Дети слушали сказку “1,3,2 в сапогах”
(книга, зима, зачем, кот)
Получается пословица: “Кто много читает, тот много знает”.
V. Подведение итогов (подсчитываются очки). Победителям вручаются медали “Знаток законов орфографии”.
Список литературы:
- Блюз С.М. Работа над ошибками. Учебник М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко “К тайнам нашего языка”//Начальная школа 2004. № 8.
- Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописания на коммуникативной основе. // Начальная школа. 1998. № 3.
- Промкина Л.Н. Ученик и законы орфографии. – Саратов, 2007.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 4-го класса: Пособие для учителя. – Смоленск, 2004.