Цель урока:
- Рассмотреть решение различных тригонометрических уравнений всеми изученными методами.
- Показать прикладную направленность данной темы.
- Способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний при решении тригонометрических уравнений.
- Выявление знаний учащихся и степени усвоения ими материала.
- За неделю до проведения семинара всем учащимся даются задания
Приложение 1 и на стенде помещается план
семинара
Приложение 2.
Организация урока-семинара
Класс разбивается на шесть групп и каждая группа получает одно из заданий, перечисленных в плане урока; седьмое задание беру себе. Каждая группа при подготовке к уроку прорабатывает соответствующие разделы учебника, используя дополнительную литературу, предложенную учителем, получает консультацию.
Учащиеся представляют тетради, в которых записаны схемы решения каждого из простейших тригонометрических уравнений Приложение 3.
Ход урока
- Представитель 1-й группы делает доклад об истории развития тригонометрии.
- Представитель 2-й группы объясняет решение уравнений:
1)
Пусть
3t2 – t – 2 = 0; t1 = 1,
или
2) 2 sin2 2x + 5sin2x – 3 = 0
Пусть sin2x = t
2t2 +5t – 3 = 0; t2 = –3 – постоянный корень, т.к. .
, , .
3. Представитель третьей группы показывает решение уравнений:
1) 4sin2x + cosx –
После преобразований получим
и
Ответ: ; ;
2)
3) При каких значениях x принимают значения функции y = 1 + cosx и y = – cos2x ?
4) Представитель четвертой группы объясняет решение однородных тригонометрических уравнений.
Они обладают тем свойством, что сумма показателей степеней при sinx и cosx у всех членов уравнения одинаковая. Эта сумма называется степенью однородного уравнения. Решаются эти уравнения делением на cosx, cos2x, cos3x, …., cosnx и сводятся к
Решение:
3) Еще один представитель этой же группы предлагает рассмотреть решение следующего уравнения:
6sin2x + sinxcosx – cos2x = 2.
Решение:
Это уравнение не является однородным, т.к. правая часть не нуль, но его легко свести к однородному, используя формулу cos2 x + sin2 x = 1.
Полученное однородное уравнение разделим на получим квадратное уравнение:
4tg2x + tgx – 3 = 0
Заменять tgx через вспомогательную переменную необязательно,
Замечание: Уравнение 2 sin x * cos x – 2 cos2 x = 0 почленно нельзя делить на cos x2, т.к.
5. Представитель пятой группы учащихся объясняет решение тригонометрических уравнений разложением на множители:
Решение:
6. Представители шестой группы решают физические задачи и объясняют прикладную направленность тригонометрических уравнений.
1) Спортсмен на соревнованиях, проходивших в Осло, послал копье на 90м 86см. На каком расстоянии приземлилось бы копье, если оно было пущено с такой же скоростью и под тем же углом к горизонту в Токио? Сопротивлением воздуха пренебречь. Ускорение свободного падения в Осло равно 9,819 м/с2, а в Токио – 9,798 м/с2.
2) Тело скользит равномерно по наклонной плоскости с углом наклона 40°, определить коэффициент трения.
7. Решение уравнений различными способами.
Рассматриваем решение двумя способами Приложение 4.
2) sin x – cos x = 1/
Рассматриваем решение пятью способами Приложение 4.
8. Самостоятельная работа Приложение 5.