Пояснительная записка.
Изучение климата Евразии направлено на понимание, факторов определяющих климат самого большого материка Земли. Какие из них совпадают с другими материками, и какие особенности характеры только для Евразии. Учащиеся закрепляют умение показывать на карте климатические пояса и области, понимать причины, обуславливающие особые типы зимней и летней погоды.
В ходе урока учитель опирается на полученные ранее знания о климате, о влиянии на климат широтного положения материка, окружающих океанах и течениях, рельефа материка и господствующих воздушных массах. Подчеркиваются закономерности взаимодействия этих климатообразующих факторов. Учащиеся под руководством учителя анализируют ход зимних и летних изотерм, распределение осадков и их зависимость от климатообразующих факторов. Важным разделом урока являются климатические пояса. В ходе урока уточняются характеристики основных климатических поясов Земли, так как все они представлены на материке Евразия.
Систематизация знаний учащиеся осуществляется путем заполнения таблицы, в которой отражены все основные свойства преобладающих воздушных масс данного климатического пояса. Для закрепления материала проводится практическая работа по чтению климатическим диаграммам. Учащиеся определяют летние и зимние температуры, режим и количество выпавших осадков в течение года. При сравнении полученных данных с предыдущей таблицей закрепляются знания о климатах Евразии.
Выполнение домашнего задания позволяет проявить умение анализировать и сравнивать климатические особенности материков, расположенных в северном полушарии, что выявляет черты сходства и различия двух материков Евразии и Северной Америки.
На протяжении всего урока учащиеся проявляют свои умения работы с картами, учатся анализировать климатическую диаграмму, обращаются к учебному теоретическому материалу. Урок построен таким образом, чтобы ученик мог самостоятельно добывать недостающие знания и при необходимости воспользоваться подсказками, оставленными учителем в изложении материала. Ход урока позволяет использовать коллективные формы работы при анализе или описании карт и диаграмм, что развивает коммуникативных способности у учащихся.
Урок соответствует требованиям современного урока географии, так как целью урока является не только задача усвоения знаний и формирования умений, развитие умственных способностей, но и задачи формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений учащихся к миру. Учитель организует учебную деятельность, определяет и мотивирует цели урока, дает задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы. В связи с этим, на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ. Учебный материал подается удобным для учащихся способом, с использованием мультимедиа-техники. Теоретический материал выстраивается правильной логической цепочкой способствующей легкому и быстрому усвоению информации. В работе используются все возможные средства обучения: карты, схемы движения воздушных масс, климатические диаграммы, картинки погод в разных климатических поясах Евразии.
Место (роль) творческой авторской мультимедийной разработки в учебном занятии:
Урок по географии материков и океанов проводится в 7-х классах, это 51 урок в календарно-тематическом планировании и третий урок в изучаемой теме “Евразия”. Подача нового материала базируется на полученных ранее знаниях о климатах Земли и умениях выделять климатические пояса и области по карте климатических поясов Земли. Автор построил свою презентацию таким образом, чтобы ученик мог сам вспомнить, объяснить и обобщить полученные ранее знания и умения и применить их при изложении нового материала. Использование гиперссылок позволяет ученику обратиться к вспомогательному материалу.
Применение анимированных схем движения воздушных масс позволяет наглядно представить их влияние на различные территории Евразии. Живописные картинки помогут ученику совершить путешествие по климатическим поясам самого большого материка нашей планеты, увидеть, как меняется в них погода, какой она откладывает отпечаток на быт и культуру народов.
Такой урок помогает воспитывать любовь к территории, самого большого материка Евразии, на которой мы проживаем, а также учит бережно относиться к окружающей нас природе. Способствует развитию взаимопонимания с другими народами, уважительному отношению к их быту и культуре.
Цели урока:
- Обеспечить условия для усвоения климатообразующих факторов Евразии и выявления различия типов климата в пределах одного климатического пояса.
- Завершить формирование умения анализировать климатические показатели карт и климатограмм.
- Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, оценивать климатические условия для жизни и деятельности людей.
- Воспитывать любовь к территории, на которой мы проживаем, бережное отношение к окружающей нас среде.
- Способствовать развитию взаимопонимания с другими народами, уважительного отношения к их быту и культуре.
Задачи урока:
- Выделить главные факторы, формирующие климаты Евразии .
- Рассмотреть размещение летних и зимних изотерм на территории материка, их зависимость от постоянных и переменных ветров.
- Объяснить распределение осадков на материке.
- Охарактеризовать типы климатов Евразии и их подобласти.
Средства обучения:
- Климатические карты материка, карта “климатических поясов Евразии”,
- учебные картины, климатические диаграммы, таблицы.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный.
Основные представления и понятия: Климатообразующие факторы, типы климатов и их подобласти.
Ход урока
1. Организационный момент (см. слайды 1–5, смена слайдов автоматическая). Приложение 1
2. Актуализация знаний (подготовка к изучению нового материала). (См. слайд 6, смена слайда по щелчку).
- Какие вы знаете типы воздушных масс? Назовите их основные свойства.
- Какие постоянные ветры вы знаете?
- Дайте определение понятию “Климат”.
- Что можно узнать по климатической карте?
3. Изучение нового материала:
– Выделение и объяснение влияния главных факторов, на формирование климатов Евразии (см. слайды 8–12, смена слайда по щелчку).
Слайд 8. “Главные климатообразующие факторы”, появляются с помощью анимации. Факторы, с изображением “солнышка”, имеют подсказку. Для этого надо навести курсор на изображение “солнышка” и по гиперссылке перейти на необходимый слайд 9 или 10, или11, или 12. После каждого пояснения можно вернуться на слайд 8, наведя курсор на “облачко”.
– Размещение летних и зимних изотерм на территории материка, влияние постоянных и переменных ветров (см. слайды 13–17, смена слайда по щелчку).
Слайд 13 рассказывает о размещении летних изотермах и действующих ветрах.
Слайд 14. Карта, рассматривающая направление летних изотерм и показывающая, с помощью анимации, перемещение постоянных и переменных ветров над материком Евразия в летнее время. “Солнышко” даст пояснение о самом жарком месте на материке.
Слайд 16. Размещение зимних температур и преобладающие ветра в зимний период года.
Слайд 17. Демонстрация Западного переноса воздушных масс выполняется автоматически с появлением слайда, привести в движение “Азиатский максимум” и “Зимний муссон” можно щелчком по одному из них.
– Распределение осадков на материке (см. слайды 18–20, смена слайда по щелчку).
Слайд 18. Рассказывает о распределении выпадающих осадков на материке.
Слайд 19. Карта, среднегодового количества выпадающих осадков. На слайде имеется гиперссылка с пояснением о самом “мокром” месте Евразии.
– Характеристика типов климата Евразии и их подобластей (см. слайды 21–48).
Слайд 21. Смена слайда по щелчку. Карта “Климатические пояса и области Евразии”. Все пояса и области имеют гиперссылку с описанием климатических особенностей данной территории. Вызвать информацию можно щелчком на “солнышко” необходимого климатического пояса или области. По щелчку выходит карта данного пояса за тем, с помощью анимации появляется текст.
Слайды 25, 26 (смена слайдов – автоматическая) – картинки арктического климатического пояса.
Слайд 28 – картинка субарктического климатического пояса.
Слайд 30, 31, 33, 35, 38 – картинки умеренного климатического пояса, здесь показаны четыре времени года, характерные для этого пояса; пейзажи территории с морским климатом, умеренно – континентальным и муссонным климатами.
Слайд 42 – картинки муссонной субтропической области.
Слайд 44 – пейзажи тропического пояса.
Слайд 46 – картины из жизни и быта людей субэкваториального климатического пояса.
Слайд 48 – картинки экваториальных территорий.
Подведение первых результатов работы на уроке на слайде 49.
4. Закрепление нового материала – практическая работа (см. слайды 50–55, смена слайда по щелчку).
“Определение климатов Евразии по климатическим диаграммам”.
По климатической диаграмме можно проследить, как меняется температура и осадки по месяцам, а также можно узнать, сколько осадков выпало за год. Вся эта информация изображается понятым графическим способом. В основе диаграммы лежат две оси координат. На левой оси откладываются значения температур в градусах по Цельсию. По ходу кривой линии на диаграмме можно узнать температуру любого месяца. На правой оси координат – количество осадков в миллиметрах. Вертикальные прямоугольники показывают количество осадков за месяц. Месяцы года указаны в нижней части диаграммы. Они, как правило, пишутся не все, а через один, начиная с января.
№ диаграммы | Температура января, *С | Температура июля, *С | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осадков | Тип климата |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. |
5. Домашнее задание (см. слайды 56–57, смена слайда по щелчку).
Параграф № 62, ответь на вопросы и выполни задания.
- Чем отличается направление январских изотерм от июльских?
- Сравни распределение осадков в Евразии и Северной Америке.
- Покажи на карте климатические пояса и области Евразии. Какой климатический пояс имеет большое разнообразие климатических областей?
- Анализируя картинки, показанные сегодня в тексте, а, также используя дополнительную литературу, расскажи, как климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Необходимые ресурсы, материалы:
- Windows 95/98/ME/NT/2000/XP;
- Pentium;
- RAM 16Mb;
- SVGA 1Mb;
- CD-ROM;
- Звуковая карта, колонки или наушники;
- Мышь;
- Microsoft PowerPoint.
- Мультимедиапроектор;
- Экран.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Список литературы
- Т.В. Власова. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов): В 2 ч. Ч 1. Евразия, Северная Америка: Учеб. Для студентов пед. ин-тов. По спец. “География”. – М.: Просвещение, 1986.
- В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов. 7-й кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
- В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6–10-е класы). – М.: Просвещение, 2000.
- Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я Чернихова. География: Материки, океаны и страны: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.