Рабочая тетрадь — эффективное средство активизации учебного процесса

Разделы: Иностранные языки


Одной из важнейших проблем, стоящих перед преподавателями любого образовательного учреждения среднего или высшего звена , является повышение качества подготовки специалистов. Студент и выпускник учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

Характерной особенностью современного этапа развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций, которые можно сформулировать только совместными усилиями всех преподавателей-предметников и самих учащихся.

Можно выделить пять базовых компетенций, которые в совокупности обеспечивают готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества:

  • социально-политическая компетенция, или готовность к решению проблем;
  • информационная;
  • коммуникативная;
  • социокультурная;
  • готовность к образованию на протяжении всей жизни.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Этой проблеме уделяется особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, изучается бюджет времени студентов, способы рациональной организации применительно к различным дисциплинам разного профиля. Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения , формирование умений учебного труда является основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в образовательном учреждении студенты должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

Так, в курсе дисциплины “Введение в языкознание” , предназначенной для студентов четвертого года обучения , специальности 050303 “Учитель английского языка. Переводчик для профессиональной коммуникации”, Кировского педагогического колледжа, возникла необходимость создания рабочей тетради по языкознанию.

Для того, чтобы использование рабочей тетради стало эффективным, были выполнены следующие условия:

– обеспечение правильного сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы;
– методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;
– обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
– контроль за ходом самостоятельной работы студента и мерами, поощряющими студента за ее качественное выполнение.

Назначение рабочей тетради состоит в том, чтобы помочь студентам в освоении трудного для них теоретического курса, показать возможные методы и приемы анализа языкового материала. Выполнение упражнений , решение задач, сопровождающее слушание лекций и чтение учебной и научной литературы, способствует развитию самостоятельного лингвистического мышления, поэтому преподаватель должен дать возможность студентам самим найти решение и аргументировать его, привлекая теоретические знания, усвоенные на лекциях, и дополнительный языковой материал. Роль преподавателя состоит в том, чтобы пробудить интерес к исследовательскому подходу к языку.

Рабочая тетрадь состоит из восьми разделов (Языкознание как наука о языке. Основные этапы истории языкознания; Происхождение языка, образование и историческое развитие языков; Сущность языка, его общественная функция и внутренняя структура; Фонетика и фонология; Лексикология, фразеология; Грамматика; Письмо; Классификация языков мира), что соответствует программе курса.

Каждый из разделов имеет задания разных уровней, способствующих усвоению студентами материала через систему семинарских и практических занятий. Сложность заданий возрастает с каждым уровнем. Так, задания с выбором ответа, заполнение таблицы , аргументирование и обоснованность своей точки зрения на поставленный вопрос требуют от студента не только изучения вопроса, но и его анализа.

В конце каждого раздела есть список ключевых понятий. Студент в ходе лекции или практического занятия может записывать определения, а может сделать это самостоятельно вне аудитории, в любом случае выполнение этого задания облегчает ему в дальнейшем написание проверочной работы по понятиям. При освоении содержания курса его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь приложить изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат лекционного курса, должны сверяться студентами самостоятельно по терминологическим и энциклопедическим словарям.

Рабочая тетрадь снабжена также тестами к изучаемым темам. Студенты могут выполнять их после изучения темы, в ходе ее изучения, а также до ее изучения. Таким образом, обучающийся сам рассчитывает бюджет своего времени и действительно может существенно облегчить себе учебный процесс.

Учитывая опыт прошлых лет и сложность материала по теме “Сравнительное языкознание”, рабочая тетрадь снабжена приложением.

Для иллюстрации языковых явлений привлекается в основном материал русского , английского, немецкого, латинского, французского языков . Примеры из языков иных групп даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом.

Каждый студент по окончанию изучения того или иного раздела, получает определенный балл за правильно выполненные задания , баллы суммируются, и при достижении максимально возможного и близкого к нему получают зачет по данному разделу автоматически. Не набравшие достаточное количество баллов студенты , получают зачет после выполнения всех заданий и собеседования.

Практика показывает, что использование рабочей тетради вызывает интерес к осваиваемому материалу, методам обучения и образовательному процессу вообще. В ходе рефлексии проведенных уроков студенты выделяют среди положительных моментов : снижение утомляемости , отсутствие монотонности , учет индивидуальных особенностей и ,как следствие, выбор последовательности выполнения заданий, возможность проявить себя, предвосхищение результата своей деятельности ,повышение мотивации, возможность проектирования своего процесса обучения.

В работе реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, преемственность, связь с другими предметами в профессиональной подготовке выпускников. Выражены системность, действия по творческому развитию личности студента и создание необходимых условий для развития.

Рабочая тетрадь дает отправную теоретическую базу, необходимую для формирования общефилологического кругозора студентов и являющуюся основой изучения проблем частного языкознания (теоретической фонетики, грамматики, лексикологии, стилистики и истории изучаемого языка), рассматриваемых в специальных курсах.

Работа прошла внешнюю рецензию, которая была обсуждена и утверждена на заседании кафедры романо-германской филологии Вятского государственного гуманитарного университета 18 сентября 2008 года (протокол № 2).

Литература.

  1. https://urok.1sept.ru/2004_2005/index.php
  2. Калабина С. И. Практикум по “Введению в языкознание” [Текст]/С.И.Калабина// – М., Просвещение, 1988.
  3. Реформатский А. А. Введение в языкознание [Текст]/А.А.Реформатский// – М.: Аспект-Прогресс, 2000. (Классический учебник). – 536 с.