Разработка урока по теме "Растворение – физико-химический процесс"

Разделы: Химия


Цель урока:

  • сформировать понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления

Задачи:

  • познакомить с историей теории растворов;
  • сформировать умение записывать уравнения диссоциации солей;
  • дальнейшее формирование понятия ковалентная связь;
  • развитие коммуникативных навыков, навыков само– и взаимоконтроля, работы в парах сменного характера.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

  • эвристический
  • проблемно-поисковый
  • экспериментальный
  • наглядный
  • самостоятельной работы

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная
  • коллективная

Формы контроля:

  • беседа
  • самопроверка
  • взаимопроверка

Оборудование:

  • папки с таблицей растворимости, рядом электроотрицательности, с дидактическим материалом
  • карточки с незаконченными формулами веществ
  • список класса на доске
  • СД диск “Общая и неорганическая химия 10– 11 класс”
  • презентация к уроку “Растворение”
  • презентация исследовательской работы “Тепловые явления при растворении”
  • мультимедийный проектор
  • модель молекулы воды
  • лабораторное оборудование: демонстрационные столики, стаканы, колбы, воронки, стеклянные палочки, фарфоровые ложечки, мерные цилиндры, весы, разновесы, термометры, фильтры, посуда под готовые растворы, стаканы с насыщенными растворами солей
  • реактивы: дистиллированная вода, серная кислота (конц.), глицерин, этиловый спирт, твердые соли: хлориды, сульфаты, нитраты натрия, калия и аммония

Ход урока

1. Организационный момент

1-й этап – ориентировочно-мотивационный – 3'-5'

Демонстрация: на демонстрационных столиках насыщенные растворы солей сульфата меди, красной и желтой кровяной солей.

Что вы видите перед собой? (Растворы.)

Почему не вся соль растворилась? (Раствор насыщенный при данной температуре.)

Ребята, подумайте, как приготовить ненасыщенный раствор? (Рассчитать необходимые массу вещества и объем воды; взвесить вещество, измерить объем воды; перенести количественно вещество в сосуд, добавить воды, растворить; добавить оставшуюся воду.)

Демонстрация растворения серной кислоты в воде

Что я делаю? (Растворяете кислоту в воде.)

Соблюдаю ли я правила техники безопасности при проведении растворения серной кислоты? (Как надо растворять кислоту: приливать кислоту в воду или воду в кислоту? Ответ мотивируйте.)

Что такое растворение? (Распределение частиц вещества между частицами растворителя.)

Какое это явление? Почему? (Физическое, т.к. не происходит превращение одних веществ в другие; нет признаков химической реакции.)

Приложите руку к стакану. Что чувствуете? (Раствор нагрелся.)

Формулировка темы урока

Так какое же это явление растворение? (При растворении произошло изменение температуры, значит это процесс химический.)

Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на этом уроке? (О растворах, растворении.)

2-й операционно-исполнительский этап – 18'– 20'

Вы все заметили повышение температуры раствора при растворении концентрированной серной кислоты.

Всегда ли происходит выделение тепла при растворении?

Возможно ли понижение температуры раствора при растворении?

Лабораторная работа: тепловые явления при растворении

Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу для того, чтобы ответить на эти вопросы, приготовим растворы некоторых солей. У вас есть инструкции по проведению лабораторной работы. Прочитайте их. Кратко повторим ее. Какие вопросы возникли?

3-й этап. Рефлексивно-оценочный – 3'-5'

Какие выводы по уроку сделали? (Растворение – физико-химический процесс. Он сопровождается энергетическими эффектами. Источником энергии для растворения является энергия гидратации. На разрушение кристаллов энергия затрачивается, при гидратации выделяется. Процесс растворения солей можно записать с помощью уравнений диссоциации.

Кто успел записать 5 уравнений, 4? 3? 2? Только 1? Почему? Кто записал больше? Какие ошибки у вас были? Как вы думаете, почему? Что надо сделать дома?

Домашнее задание: § 17, выполнить упражнения, № 1–3, с. 63.

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Приложение

Литература

  1. Воскобойникова Н.П. К вопросу о педагогических технологиях/ Н.П. Воскобойникова, И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина// Химия в школе.– 2002. – № 2 – с. 16-21.
  2. Гузеев В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе/ В.В. Гузеев//Химия в школе.– 2003. № 2– с. 15–25.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении/ В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 22–81 с.
  4. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях/ В.К. Дьяченко// Школьные технологии.– 2000. – № 2 – с. 24–42.
  5. Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях/ В.К. Дьяченко// Школьные технологии. – 2000. – № 3 – с. 34–56.
  6. Журин А.А. Парадоксы обучения химии/ А.А. Журин// Химия в школе. – 2007. – № 9 – с. 2–5.
  7. Кузнецова Л. Новая технология обучения в 8 классе/ Л.Кузнецова. – Обнинск: Титул, 1999. – 3–33, 97–126 с.
  8. Кузнецова Л. Новая технология обучения. 9 класс/ Л.Кузнецова. – М.: Мнемозина, 2006.
  9. Кузнецова Л. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательной школы/ Л.Кузнецова. – Обнинск: Титул, 2000.
  10. Литвинская И. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология/ И.Литвинская//Директор школы. – 2000. – № 1 – с. 21–26.