Цель урока:
- сформировать понятие о сущности процесса растворения, как физико-химического явления
Задачи:
- познакомить с историей теории растворов;
- сформировать умение записывать уравнения диссоциации солей;
- дальнейшее формирование понятия ковалентная связь;
- развитие коммуникативных навыков, навыков само– и взаимоконтроля, работы в парах сменного характера.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения:
- эвристический
- проблемно-поисковый
- экспериментальный
- наглядный
- самостоятельной работы
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
- коллективная
Формы контроля:
- беседа
- самопроверка
- взаимопроверка
Оборудование:
- папки с таблицей растворимости, рядом электроотрицательности, с дидактическим материалом
- карточки с незаконченными формулами веществ
- список класса на доске
- СД диск “Общая и неорганическая химия 10– 11 класс”
- презентация к уроку “Растворение”
- презентация исследовательской работы “Тепловые явления при растворении”
- мультимедийный проектор
- модель молекулы воды
- лабораторное оборудование: демонстрационные столики, стаканы, колбы, воронки, стеклянные палочки, фарфоровые ложечки, мерные цилиндры, весы, разновесы, термометры, фильтры, посуда под готовые растворы, стаканы с насыщенными растворами солей
- реактивы: дистиллированная вода, серная кислота (конц.), глицерин, этиловый спирт, твердые соли: хлориды, сульфаты, нитраты натрия, калия и аммония
Ход урока
1. Организационный момент
1-й этап – ориентировочно-мотивационный – 3'-5'
Демонстрация: на демонстрационных столиках насыщенные растворы солей сульфата меди, красной и желтой кровяной солей.
Что вы видите перед собой? (Растворы.)
Почему не вся соль растворилась? (Раствор насыщенный при данной температуре.)
Ребята, подумайте, как приготовить ненасыщенный раствор? (Рассчитать необходимые массу вещества и объем воды; взвесить вещество, измерить объем воды; перенести количественно вещество в сосуд, добавить воды, растворить; добавить оставшуюся воду.)
Демонстрация растворения серной кислоты в воде
Что я делаю? (Растворяете кислоту в воде.)
Соблюдаю ли я правила техники безопасности при проведении растворения серной кислоты? (Как надо растворять кислоту: приливать кислоту в воду или воду в кислоту? Ответ мотивируйте.)
Что такое растворение? (Распределение частиц вещества между частицами растворителя.)
Какое это явление? Почему? (Физическое, т.к. не происходит превращение одних веществ в другие; нет признаков химической реакции.)
Приложите руку к стакану. Что чувствуете? (Раствор нагрелся.)
Формулировка темы урока
Так какое же это явление растворение? (При растворении произошло изменение температуры, значит это процесс химический.)
Как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на этом уроке? (О растворах, растворении.)
2-й операционно-исполнительский этап – 18'– 20'
Вы все заметили повышение температуры раствора при растворении концентрированной серной кислоты.
Всегда ли происходит выделение тепла при растворении?
Возможно ли понижение температуры раствора при растворении?
Лабораторная работа: тепловые явления при растворении
Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу для того, чтобы ответить на эти вопросы, приготовим растворы некоторых солей. У вас есть инструкции по проведению лабораторной работы. Прочитайте их. Кратко повторим ее. Какие вопросы возникли?
3-й этап. Рефлексивно-оценочный – 3'-5'
Какие выводы по уроку сделали? (Растворение – физико-химический процесс. Он сопровождается энергетическими эффектами. Источником энергии для растворения является энергия гидратации. На разрушение кристаллов энергия затрачивается, при гидратации выделяется. Процесс растворения солей можно записать с помощью уравнений диссоциации.
Кто успел записать 5 уравнений, 4? 3? 2? Только 1? Почему? Кто записал больше? Какие ошибки у вас были? Как вы думаете, почему? Что надо сделать дома?
Домашнее задание: § 17, выполнить упражнения, № 1–3, с. 63.
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Литература
- Воскобойникова Н.П. К вопросу о педагогических технологиях/ Н.П. Воскобойникова, И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина// Химия в школе.– 2002. – № 2 – с. 16-21.
- Гузеев В.В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе/ В.В. Гузеев//Химия в школе.– 2003. № 2– с. 15–25.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении/ В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 22–81 с.
- Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях/ В.К. Дьяченко// Школьные технологии.– 2000. – № 2 – с. 24–42.
- Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях/ В.К. Дьяченко// Школьные технологии. – 2000. – № 3 – с. 34–56.
- Журин А.А. Парадоксы обучения химии/ А.А. Журин// Химия в школе. – 2007. – № 9 – с. 2–5.
- Кузнецова Л. Новая технология обучения в 8 классе/ Л.Кузнецова. – Обнинск: Титул, 1999. – 3–33, 97–126 с.
- Кузнецова Л. Новая технология обучения. 9 класс/ Л.Кузнецова. – М.: Мнемозина, 2006.
- Кузнецова Л. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательной школы/ Л.Кузнецова. – Обнинск: Титул, 2000.
- Литвинская И. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология/ И.Литвинская//Директор школы. – 2000. – № 1 – с. 21–26.