Сказки – один из самых распространенных и богатых жанров устнопоэтического народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются и взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге.
В быту русского народа сказки живут с незапамятных времен. Они были широко известны уже в Киевской Руси, к моменту появления у наших предков письменности.
Сказки о животных
Сказки о животных – наиболее четкая разновидность сказочного жанра: в них повествуется о встречах и приключениях животных – то диких, то домашних, то тех и других вместе, иногда о взаимоотношениях животных и человека.
Происхождение “животного эпоса” и его последующее развитие объясняются реальными отношениями к животному миру. На древнейшей стадии этих взаимоотношений человек часто оказывался слабее зверя.
В основе “животного эпоса” лежат занимательные и фантастические рассказы древних охотников, рыбаков, звероловов, пастухов.
Повествование в сказках о животных, как правило, оживлено юмором, который возникает также из своеобразия их фантастики: действующие лица в них – животные, а говорят они и ведут себя, как люди.
В композиционном отношении сказки о животных под влиянием ориентации на детскую аудиторию характеризуются простотой и краткостью. Построены они в большинстве случаев на мотиве встречи животных друг с другом или с людьми. Повторяемость этого мотива ведет к повторению сказочных словесных формул. Так, в сказке о лисе и зайце зайчик рассказывает каждому встречному о том, как у него была избушка лубяная, а у лисы – ледяная, как лиса попросилась к нему, а потом выгнала его; повторяются и утешение зайчику в устах встречных: “Не плачь, зайчик, я ее выгоню”.
В сказках этого типа (“Терем мухи”, “Колобок”, “Репка” и др.) однородные эпизоды даются обычно или с нарастание, или с ослаблением последующих звеньев. Такое построение завершается эффектной развязкой, представляющей как бы обрыв сюжета на последнем звене – или наиболее сильном, или самом слабом, или качественно ином. Терем мухи, заселяемый постепенно разной живностью, рушит грубая лапа медведя (звено самое сильное); чтобы вытянуть репку, понадобились не только дедка, бабка, внучка и т. д., но и мышка (звено самое слабое); колобок ушел и от слабого зверя – зайца, и от сильных – волка и медведя, но не смог уйти от хитрой лисы (звено нового качества).
Наглядность образов, полных движения и жизни, ясность и простота композиции при острой занимательности сюжетов, богатый народный язык, окрашенный лукавым юмором, – все это сделало “животный эпос” высокохудожественным созданием народной поэзии, которое не случайно стало любимым спутником детства каждого русского человека. [1].
Цель: Привитие интереса к устному народному творчеству.
Задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать речь учащихся, память, внимание.
Оборудование: сказка “Колобок”; диск с записью сказки; иллюстрации сказочных персонажей; карточки со словами: колобок, заяц, волк, медведь, лиса.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по сказке.
Учитель: Сегодня мы вспомним всем известную сказку, но как она называется, кто ее главный герой и с кем он повстречался, вы узнаете из игры.
1) Игра “Доскажи словечко”.
Учитель:
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он . . .
Был он весел, был он смел
И в пути он песню . . .
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый . . .
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую . . .,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? – “. . .”.
Выставить книжку со сказкой.
Учитель: Кто автор сказки? (Народ.)
Сказки живут много лет. Они – неотъемлемая часть нашей национальной культуры. Если вы хотите лучше узнать страну, в которой живете, – Россию, нужно читать русские народные сказки.
Из века в век рассказывали друг другу русские люди всякого звания и возраста волшебные истории. В сказках запечатлено и веселье, и подвиг героя в неведомой земле, и дружба с диким зверем, и разуменье птичьего языка, победа щедрости над корыстью, и конечная победа добра над злом.
2) Прослушивание сказки на диске.
3) Работа по содержанию.
Учитель:
- Где скребла старуха, чтобы набрать муки? (По коробу, по амбару.)
- Где мела старуха, чтобы добыть муки? (По сусеку.)
- Сколько муки набралось? (Две пригоршни.)
- На чем был замешан колобок? (На сметане.)
- На чем был изжарен колобок? (На масле.)
- Где студился колобок? (На окошке.)
- Кого встретил колобок на своем пути? (Зайца, волка, медведя, лису.)
- Кого колобок встретил раньше других? (Зайца.)
- Кого колобок встретил позже: медведя или волка? (Медведя.)
- Кого колобок встретил раньше: лису или медведя? (Медведя.)
- Что сделал колобок, чтобы его не съел заяц? (Спел песенку.)
- Куда попросила сесть колобка лиса в первый раз? (На мордочку.)
- А куда во второй раз? (На язычок.)
Раздать детям изображения волка, медведя, зайца, лисы.
Учитель: Расположи сказочных персонажей в том порядке, в каком они встретились колобку.
4) Игра “Слово потерялось”.
На доске слова:
КОЛОБОК ЗАЯЦ ВОЛК МЕДВЕДЬ ЛИСА
Под словами изображения этих персонажей.
Учитель: Давайте хором прочитаем (2 раза.)
Закройте глазки.
Учитель убирает одно слово, другие слова смещает.
Откройте глазки. Имя какого персонажа исчезло? (Можно повторить 3 раза.)
5) Завершение.
Учитель: Подумайте и скажите: сколько героев в сказке, какие слова в ней чаще всего повторяются, какова мораль или вывод из сказки?
Героев – семь.
Слова:
“Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел…”
Мораль – Не надо забывать об осторожности с хитрецами.
III. Итог урока.
Что нового узнали на этом уроке?
Какие задания особенно понравились?
Литература:
- Русское народное поэтическое творчество. Под редакцией профессора А.М. Новиковой и профессора А.В. Кокорева // Сказки. А.А. Кайев. “Высшая школа” Москва – 1969.
- Журнал “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки”, № 12, 2008.
- Журнал “Карапуз”. В. Степанов “Сказки с дырками”// Учебно-методическое пособие, 2002.