Общедидактическая цель. Создать условия для осознания и осмысления приема вычитания вида 10 – .
Триединая дидактическая цель.
- Образовательный аспект. Обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приема вычитания из числа 10.
- Развивающий аспект. Развивать внимание, память учащихся, активизировать мыслительную деятельность.
- Воспитывающий аспект. Продолжить формирование навыков организации учебного труда. Поддерживать интерес к урокам математики.
Уровневая цель, адаптированная на ученика:
1) знать состав числа 10 и уметь вычитать из 10;
2) 1 уровень + понимать взаимосвязь между сложением и вычитанием;
3) 2 уровень + устанавливать зависимость между компонентами и результатом действия сложения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Ведущий вид деятельности: познание и осмысление.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения: М.И. Моро “Математика” учебник для 1-го класса, карточки с задачами, карточки с занимательными заданиями, компьютерная презентация.
Логика построения урока: мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление и первичное запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.
Общеучебные умения и навыки:
- учебно-организационные: соблюдение правил гигиены учебного труда, подготовка рабочего места, умение пользоваться учебными принадлежностями, осуществление учебного взаимодействия (работа фронтально с учителем, в парах и в группе);
- учебно-информационные: умения правильно, осознанно и выразительно
читать, пользоваться учебником, самостоятельно знакомиться с заданиями;
- учебно-интеллектуальные:
умение воспринимать информацию, логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать);- учебно-коммуникативные:
умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу.
Технологическая карта
Структурные элементы урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Показатели реальных результатов |
1. Организационный момент. | Подготовить учащихся к работе на уроке, создать благоприятную обстановку. | Приветствие, эмоциональный настрой на урок. | Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку. | Полная готовность класса к работе. Организация внимания учащихся. Эмоциональный настрой на урок. |
2. Целеполагание. Мотивация. |
Обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке. | Подводит к теме урока, целям. | Формулируют тему урока и цели своей деятельности. | Мотивационная готовность к активной учебно-познавательной деятельности Формулировка темы и целей. |
3. Актуализация | Актуализировать ранее полученные знания и приемы сложения и вычитания. | Проводит устный счет, используя вопросы и задания разного уровня сложности. | Отвечают на вопросы, выполняют задания. | Актуализация знаний учащихся. Готовность к восприятию нового материала. |
4. Изучение нового материала. | Познакомить с приемом вычитания вида 10 –
□ Обеспечить восприятие и осознание учебного материала. |
Подводит к объяснению нового приема вычитания. | Самостоятельно объясняют новый прием. | Первичное восприятие и осознание нового материала. |
5. Первичная проверка понимания. | Установить правильность и осознанность усвоения нового материала, выявить пробелы. | Организует решение новых примеров с комментированием и самостоятельно. | Находят значение выражений. | Правильность выполнения задания. Умение соотносить состав числа и новый прием вычитания. |
6. Закрепление. | Закрепление и применение полученных знаний в новой ситуации. | Организует работу с учебником, решение задач на карточках, занимательных заданий. | Поиск примеров по теме урока. Решение задач различной степени сложности. Выполнение занимательного задания в группе. | Применение новых знаний, устранение пробелов. |
7. Итог урока. | Мобилизация учащихся на окончание урока. | Постановка вопросов. | Ответы на вопросы. | Организованное окончание урока. |
8. Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности. | Постановка вопросов. Создает условия для анализа деятельности: выбор предложения, цветик-многоцветик. | Ответы на вопросы. Выбор
предложения. Выбор цвета. |
Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности. Самооценка эмоционального состояния. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Встало солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Математика у нас!Проверьте, готовы ли вы начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Учебник, ручка и тетрадь?
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
2. Целеполагание. Мотивация.
– Урок математики.
– Чему учились на прошлом уроке? Для чего это нужно знать и уметь?
– Определите тему урока. (Приложение, слайд)
– Чему будем учиться на уроке? (Приложение, 2 слайд)
– Для чего это нужно знать?
3. Актуализация.
Устный счет.
1) Найди название. (Приложение, 3 слайд)
- Число, из которого вычитают –
- Число, которое вычитают –
- Результат вычитания –
- Числа, которые складывают –
- Результат сложения –
2) Прочитайте выражения, найдите их значение. (Приложение, 4 слайд)
6 – 2 9 – 5 |
7 – 3 6 – 4 |
8 – 4 9 – 3 |
– Что нужно знать, чтобы решить эти примеры?
3) Задача в стихах. (Приложение, 5 слайд)
3 гуся летят над нами,
3 других за облаками,
2 спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?
– Как считали?
4) Задача на смекалку. (Приложение, 6 слайд)
У Кощея три сундука. В них хранятся золото, серебро и состав числа 10. Отгадайте, что в каком сундуке, если во втором сундуке – серебро, а в первом – не золото.
– Объясните. Проверка. (Приложение, 7 слайд)
5) Повторим состав числа 10. (Приложение, 8 слайд)
– Для чего это нужно знать?
4. Изучение нового материала.
– Внимание! Сегодня на уроке будем учиться вычитать из числа 10.
Прочитайте выражения. Найдите их значения. Докажите. (Приложение, 9 слайд)
10 – 9 10 – 8 10 – 7 10 – 6 10 – 5 |
10 = 9 + 10 = 8 + 10 = 7 + 10 = 6 + 10 = 5 + |
– Что нужно знать, чтобы вычитать из числа 10?
5. Первичная проверка понимания.
– Найдите значение выражений. (Приложение, 10 слайд)
1 столбик – с комментированием, 2, 3 – самостоятельно.
10 – 1 10 – 4 10 – 7 |
10 – 2 10 – 5 10 – 8 |
10 – 3 10 – 6 10 – 9 |
– Самопроверка. (Приложение, 11 слайд) – Кто решил без ошибок? – В чем затруднялись?
– Чему учимся на уроке? Что для этого нужно знать?
Физкультминутка. (Приложение, 12 слайд)
6. Закрепление. (Приложение, 13 слайд)
– Работаем с учебником с. 32.
№ 1 – Выберите примеры по теме урока. Прочитайте. Решите устно.
– Кто понял, как нужно вычитать из 10? Что для этого нужно знать?
№ 3 – Прочитайте задание. Что известно? Что нужно узнать?
– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? Решаем устно.
Задачкина шкатулка. (Приложение, 14 слайд)
– Что будем решать? Работаем в парах.
– Решаем задачи на карточках, решение записываем в тетрадь.
– Чему учимся на уроке?
– Хотите узнать, о чем будем говорить на следующем уроке? Узнаете, выполнив следующее задание.
Математическая грамматика. (Приложение, 15 слайд)
– Работаем в группе. Выполняем задания на карточках.
В + е + с =
Извоз – воз + мера – а + ять =
Кило + грамм =
– Что прочитали? О чем узнаем на следующем уроке?
7. Итог урока. (Приложение, 16 слайд)
– Какая была тема урока?
– Что вы узнали нового?
– Какое задание показалось самым интересным?
– В чем затруднялись?
– Над чем нужно работать?
8. Рефлексия. (Приложение, 17 слайд)
– Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Своей работой на уроке…
– Ребята, кого бы вы похвалили за работу на уроке?
Сегодня на уроке были внимательными, активными …
– С каким предложением согласны, поднимите руку. (Приложение, 18 слайд)
- Урок полезен, все понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Еще придется потрудиться.
- Да, трудно все-таки учиться!
– На парте у вас лежат лепестки. Выберите 1 лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения, и мы создадим цветик-многоцветик. (Приложение, 19 слайд)
Спасибо за работу! (Приложение, 20 слайд)