Авторская разработка урока для 8-го класса "Особенности рельефа России"

Разделы: География


Цели:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.

Развивающие:

  • развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
  • развивать умения действовать самостоятельно.

Воспитательные:

  • воспитывать  групповую сплоченность у обучающихся;
  • воспитывать положительное отношение к знаниям;
  • воспитывать дисциплинированность.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.

Оборудование: физическая карта России, учебники, атласы для 7,8 классов, ПК, инструктивные карты, кроссворды, художественное слово.

I. Организационный этап

  1. Класс разделить на две группы;
  2. Приветствие;
  3. Проверка готовности обучающихся к уроку;
  4. Организация внимания.

II. Формирование новых знаний и умений

Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала

Учитель:

– Мы начинаем изучение большого раздела “Общая характеристика природы”.

– Попробуйте определить тему нашего урока.

“Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать”

– О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете? (Рельеф)

– Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.

– Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе? (Именно этот компонент природы сформировался раньше других.)

– В чем проявляется влияние рельефа на другие компоненты природы? (Учебник стр.50)

– По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России? (Основные формы рельефа; как формировался рельеф.)

– Как различается рельеф по формам и высоте (устно). (Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м. ; возвышенности – 200-500 м.; плоскогорья – более 500м.)

– Используя опорные знания и умения, определим основные понятия, необходимые для изучения рельефа России. Для этого предлагаю решить кроссворд (у каждого обучающегося на столе)

– Работаем быстро, но будьте внимательными, отвечая на вопросы. У каждого из вас есть возможность получить хорошую отметку.


Рис. 1

Вопросы:

  1. Вся совокупность неровностей земной коры (рельеф)
  2. Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная (горы)
  3. Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью (равнины)
  4. Каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхняя часть мантии (литосфера)
  5. Равнина, имеющая высоту от 0-200 метров (низменности)
  6. Древний, относительно устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит древний кристаллический фундамент, покрытый сверху осадочным чехлом (платформа)
  7. Равнина, имеющая абсолютную высоту от 500 метров и выше (плоскогорье)
  8. Подвижные неустойчивые участки земной коры (складчатость)
  9. Равнина, имеющая абсолютную высоту от 200-500 метров (возвышенность)
  10. Наука о движение литосферных плит (тектоника)

Проверка – взаимоконтроль

Памятка: ошибки “0,1” – 5; “2,3” – 4

Учитель: Ребята, поднимите руку те, кто справился на “5” и “4”. Молодцы!

– Решив кроссворд и вспомнив схему, мы с Вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.

Усвоение новых знаний

Групповая работа по карте атласа 8 класс “Физическая карта России” стр.14-15

Задания группам

I II
  1. Определить по карте крупнейшие равнины на территории нашей страны
  2. Как они различаются по высоте?
  3. Где расположены?
  1. Определить по карте крупнейшие горные системы на территории нашей страны

  2. Как они различаются по высоте?
  3. Где расположены?

Восточно-Европейская
(0-200, 200-500);
Западно-Сибирская (0-200);
Среднесибирское плоскогорье
(200-500, 500 и выше)

Кавказ (г.Эльбрус, 5642);
Урал (г.Народная, 1895);
Алтай (г.Белуха,4499)

Обсуждение результатов самостоятельной работы

Вывод: Особенности рельефа

  1. Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
  2. Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.

Проблема:

– Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?

Работа в группах по инструктивным карточкам

I группа – объясняет первую особенность рельефа.

II группа – объясняет вторую особенность рельефа.

Инструктивная карта № 1

Особенности рельефа:

Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.

Вопросы Информация
Что лежит в основании большей части нашей страны? Атлас 7 кл., карта “Строение земной коры” (стр. 4-5);Учебник 8 кл., стр.51, рис.19
Какая тектоническая структура расположена в ее пределах? Атлас 8 кл., карта “Тектоника и минеральные ресурсы” стр.16
Чем представлена в рельефе? Атлас 8 кл., карта “Физическая карта России” стр.14-15
Что происходит в краевых частях литосферных плит? Учебник 8 кл., стр.51, рис.19; Атлас 7 кл., карта “Строение земной коры” (стр. 4-5)
Какие это участки: устойчивые или неустойчивые?
Какой тектонической структуре они соответствуют? Атлас 8 кл., карта “Тектоника и минеральные ресурсы” стр.16
Чем представлены в рельефе? Атлас 8 кл., карта “Физическая карта России” стр.14-15

Инструктивная карта № 2

Особенности рельефа:

Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.

Вопросы Информация
Какие литосферные плиты взаимодействуют в районе Кавказа? Атлас 7 кл., карта “Строение земной коры” (стр. 4-5)
К какому типу земной коры они относятся?
Какие литосферные плиты взаимодействуют на востоке нашей страны?
К какому типу земной коры они относятся?
Определить возраст горных сооружений на юге и востоке России. Атлас 8 кл., карта “Тектоника и минеральные ресурсы” стр.16
Вывод.  

Группы отчитываются по работе и делают вывод

Вывод по работе

I группа

Евразийская плита → тектоническая структура: платформа → в рельефе: равнины

Границы литосферных плит → складчатые области → горы.

II группа

  1. На юге взаимодействуют две плиты континентального типа → горы;
  2. На востоке взаимодействуют 2 литосферные плиты: Евразиатская (континентального типа) и Тихоокеанская (океанического типа) → глубоководные желоба → подъем Евразиатской плиты на востоке незначительный;
  3. г. Кавказ → кайнозойская складчатость → горы молодые; горы на востоке страны → мезозойская складчатость → возрожденные.
    Горы на юге выше, чем на востоке.

Записать в тетради

III. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).

Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:

I группа II группа
1 вертикальное движение земной коры 1 литосферная плита
2 Алтай

2 равнина

3 складчатая область 3 платформа
4 горы 4 Восточно-Европейская
Ответ: 1-3-4-2 Ответ: 1-3-2-4

Проверка – взаимоконтроль.

IV. Домашнее задание.

§ 8 (стр. 50-53)

На контурную карту нанести крупнейшие формы рельефа нашей страны. (Восточно-Европейская равнина, Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Кавказ, Урал, Алтай, Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского).

Выставление отметок за работу на уроке

Литература:

Для обучающихся:

  1. Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл. 2005. Просвещение.
  2. Школьный атлас. География России. 8 класс.
  3. Школьный атлас. География материков и океанов. 7 класс.

Для преподавателя:

  1. Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл. 2005. Просвещение.
  2. Раковская Э.М. Методическое пособие по курсу “География: природа России”: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999 – 143 с.: ил.
  3. Баринова И.И. Школьный практикум. География России. Природа. 8 класс. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.: ил.
  4. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В.. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994 – 367 с.