Цели:
Образовательные:
- обеспечить усвоение обучающимися знаний об основных формах рельефа России.
Развивающие:
- развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
- развивать умения действовать самостоятельно.
Воспитательные:
- воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
- воспитывать положительное отношение к знаниям;
- воспитывать дисциплинированность.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, учебники, атласы для 7,8 классов, ПК, инструктивные карты, кроссворды, художественное слово.
I. Организационный этап
- Класс разделить на две группы;
- Приветствие;
- Проверка готовности обучающихся к уроку;
- Организация внимания.
II. Формирование новых знаний и умений
Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала
Учитель:
– Мы начинаем изучение большого раздела “Общая характеристика природы”.
– Попробуйте определить тему нашего урока.
“Держу я камень на ладони
И не спешу его бросать,
Чтоб книгу мудрую природы
Неторопливо пролистать”
– О каком компоненте природы здесь идет речь? Как вы думаете? (Рельеф)
– Сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.
– Почему рельеф мы изучаем первым в этом разделе? (Именно этот компонент природы сформировался раньше других.)
– В чем проявляется влияние рельефа на другие компоненты природы? (Учебник стр.50)
– По-вашему, какие вопросы мы должны осветить, чтобы иметь представление о рельефе России? (Основные формы рельефа; как формировался рельеф.)
– Как различается рельеф по формам и высоте (устно). (Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м. ; возвышенности – 200-500 м.; плоскогорья – более 500м.)
– Используя опорные знания и умения, определим основные понятия, необходимые для изучения рельефа России. Для этого предлагаю решить кроссворд (у каждого обучающегося на столе)
– Работаем быстро, но будьте внимательными, отвечая на вопросы. У каждого из вас есть возможность получить хорошую отметку.
Рис. 1
Вопросы:
- Вся совокупность неровностей земной коры (рельеф)
- Часть земной поверхности, высоко приподнятая над равниной и сильно расчлененная (горы)
- Обширные участки с ровной или холмистой поверхностью (равнины)
- Каменная оболочка Земли, которую образуют земная кора и верхняя часть мантии (литосфера)
- Равнина, имеющая высоту от 0-200 метров (низменности)
- Древний, относительно устойчивый участок земной коры, в основании которого лежит древний кристаллический фундамент, покрытый сверху осадочным чехлом (платформа)
- Равнина, имеющая абсолютную высоту от 500 метров и выше (плоскогорье)
- Подвижные неустойчивые участки земной коры (складчатость)
- Равнина, имеющая абсолютную высоту от 200-500 метров (возвышенность)
- Наука о движение литосферных плит (тектоника)
Проверка – взаимоконтроль
Памятка: ошибки “0,1” – 5; “2,3” – 4
Учитель: Ребята, поднимите руку те, кто справился на “5” и “4”. Молодцы!
– Решив кроссворд и вспомнив схему, мы с Вами определили основные понятия, которые помогут нам дать более полную характеристику рельефа России.
Усвоение новых знаний
Групповая работа по карте атласа 8 класс “Физическая карта России” стр.14-15
Задания группам
I | II |
|
|
Восточно-Европейская |
Кавказ (г.Эльбрус, 5642); |
Обсуждение результатов самостоятельной работы
Вывод: Особенности рельефа
- Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
- Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.
Проблема:
– Какими причинами можно объяснить эти особенности рельефа нашей страны?
Работа в группах по инструктивным карточкам
I группа – объясняет первую особенность рельефа.
II группа – объясняет вторую особенность рельефа.
Инструктивная карта № 1
Особенности рельефа:
Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
Вопросы | Информация |
Что лежит в основании большей части нашей страны? | Атлас 7 кл., карта “Строение земной коры” (стр. 4-5);Учебник 8 кл., стр.51, рис.19 |
Какая тектоническая структура расположена в ее пределах? | Атлас 8 кл., карта “Тектоника и минеральные ресурсы” стр.16 |
Чем представлена в рельефе? | Атлас 8 кл., карта “Физическая карта России” стр.14-15 |
Что происходит в краевых частях литосферных плит? | Учебник 8 кл., стр.51, рис.19; Атлас 7 кл., карта “Строение земной коры” (стр. 4-5) |
Какие это участки: устойчивые или неустойчивые? | |
Какой тектонической структуре они соответствуют? | Атлас 8 кл., карта “Тектоника и минеральные ресурсы” стр.16 |
Чем представлены в рельефе? | Атлас 8 кл., карта “Физическая карта России” стр.14-15 |
Инструктивная карта № 2
Особенности рельефа:
Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.
Вопросы | Информация |
Какие литосферные плиты взаимодействуют в районе Кавказа? | Атлас 7 кл., карта “Строение земной коры” (стр. 4-5) |
К какому типу земной коры они относятся? | |
Какие литосферные плиты взаимодействуют на востоке нашей страны? | |
К какому типу земной коры они относятся? | |
Определить возраст горных сооружений на юге и востоке России. | Атлас 8 кл., карта “Тектоника и минеральные ресурсы” стр.16 |
Вывод. |
Группы отчитываются по работе и делают вывод
Вывод по работе
I группа
Евразийская плита → тектоническая структура: платформа → в рельефе: равнины
Границы литосферных плит → складчатые области → горы.
II группа
- На юге взаимодействуют две плиты континентального типа → горы;
- На востоке взаимодействуют 2 литосферные плиты: Евразиатская (континентального типа) и Тихоокеанская (океанического типа) → глубоководные желоба → подъем Евразиатской плиты на востоке незначительный;
- г. Кавказ → кайнозойская складчатость → горы молодые; горы на востоке
страны → мезозойская складчатость → возрожденные.
Горы на юге выше, чем на востоке.
Записать в тетради
III. Утверждение новых знаний и умений (рефлексия).
Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев:
I группа | II группа |
1 вертикальное движение земной коры | 1 литосферная плита |
2 Алтай |
2 равнина |
3 складчатая область | 3 платформа |
4 горы | 4 Восточно-Европейская |
Ответ: 1-3-4-2 | Ответ: 1-3-2-4 |
Проверка – взаимоконтроль.
IV. Домашнее задание.
§ 8 (стр. 50-53)
На контурную карту нанести крупнейшие формы рельефа нашей страны. (Восточно-Европейская равнина, Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Кавказ, Урал, Алтай, Западный и Восточный Саян, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского).
Выставление отметок за работу на уроке
Литература:
Для обучающихся:
- Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл. 2005. Просвещение.
- Школьный атлас. География России. 8 класс.
- Школьный атлас. География материков и океанов. 7 класс.
Для преподавателя:
- Раковская Э.М. География. Природа России. 8 кл. 2005. Просвещение.
- Раковская Э.М. Методическое пособие по курсу “География: природа России”: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999 – 143 с.: ил.
- Баринова И.И. Школьный практикум. География России. Природа. 8 класс. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.: ил.
- Пармузин Ю.П., Карпов Г.В.. Словарь по физической географии. – М.: Просвещение, 1994 – 367 с.