Урок химии по теме "Кислоты"

Разделы: Химия


Тема: Кислоты.

Цель: познакомить учащихся с составом, классификацией кислот и названиями основных представителей класса; продолжить формирование понятий о сложных  ионах и индикаторах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить состав, признаки классификации кислот, рассмотреть названия основных представителей;
    • продолжить знакомство учащихся со сложными ионами на примере кислотных остатков кислородных кислот;
    • продолжить формировать знания о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов, об индикаторах.
  • Развивающие:
    • развивать умственную и познавательную активность учащихся в решении проблемы,
    • развивать практические умения и навыки при работе с химическими реактивами и химической посудой, умения обобщать и делать выводы при  изучении материала темы.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование у учащихся навыков: трудолюбие, усердие, дисциплинированность;
    • прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и на доске;
    • развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах, и  грамотное выполнение при самостоятельных заданиях.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-презентация.

Методы  и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, рассказ с элементами беседы, сообщения учащихся, демонстрация слайдов), создание проблемной ситуации, практическая работа учащихся с использованием химических реактивов и химической посудой.

Оборудование и реактивы:  ПСХЭ, таблица растворимости, набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, кислоты, индикаторы, раздаточный материал.

Литература:

1. О.С.Габриелян «Химия. Учебник 8 класс» , М.: «Дрофа» 2008 г.
2. О.С.Габриелян, И.П.Воскобойникова «Настольная книга для учителя 8 класса» М.: «Дрофа» 2002 г.
3. А.М.Радецкий  «Проверочные работы по химии 8-11». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.

Планируемые результаты обучения. Знать состав кислот и их классификацию. Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот,  распознавать кислоты с помощью индикаторов. Знать правила техники безопасности при работе с кислотами.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Проверочная работа (тест)

1. Вещество с химической формулой Al2O3 относиться к классу

а) оснований;
б) кислот;
в) оксидов;
г) солей.

2. Вещество с химической формулой KOH называется

а) оксид кальция;
б)  гидроксид кальция;
в) оксид калия;
г) гидроксид калия.

3. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

а) бесцветным;
б) малиновым;
в) красным;
г) желтым.

4. Формулы только оксидов приведены в ряду

а) H2SO4, СаО, CuCl2
б) Na2CO3, Na2O, N2O5
в)  Р2О5, BaO, SO3
г)  NaOH, Na2O, Cu(OH)2

5. Установите соответствие между формулой оксида и формулой соответствующего ему гидроксида.

1) Na2O
2) Fe2O3
3) ВаО
A. Fe(OH)3
Б. NaOH
В. Ва(ОН)2

6. Установите соответствие между названием оксида и его формулой.

1) оксид натрия
2) оксид серы (IV)
3) оксид железа (Ш)
4) оксид фосфора (V)
A. SO2
Б. Na2O
В. Р2О5
Г. Fe2O3

3. Сообщение темы, постановка цели и задач урока  (Приложение, слайд 1)

4. Актуализация знаний

От кислых яблок – сразу кисну. В.Шекспир

Практически со всеми кислотами приходится сталкиваться ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, не содержащей примеси. В ней растворено немало веществ, например углекислый газ из атмосферы. Поэтому дождевая вода является слабым растворам угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная  кислота.

5. Введение новых знаний

– Почему они имеют такое  название?
Кислые на вкус. Например аскорбиновая или лимонная кислота. Но  ни один грамотный человек даже и не подумает распознать таким образом кислоты – это может быть  смертельно опасно, т.к. к кислотам относят и знаменитые  цианистоводородную и серную кислоты. Поэтому гораздо проще и безопаснее распознать кислоты, как и щелочи, с помощью индикаторов.
Опыт (правила техники безопасности!) (Приложение, слайды 2, 3).

Этап работы: в образцы 2-х кислот (по усмотрению учителя), в 1-м штативе добавляем небольшое количество лакмуса, в образцы 2-го штатива – метилоранж, в образцы 3-го штатива – фенолфталеин. Отмечаем окраску раствора. Заполняем таблицу  (Приложение, слайд 4).
– Что же объединяет все эти кислоты, кроме кислого вкуса?
Обратимся к составу кислот (Приложение, слайд 5).
Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

НСl – соляная кислота
HNO3 – азотная кислота
H2SO4 – серная кислота
H2CO3 – угольная кислота
H3PO4 – фосфорная кислота

Как  правило, кислотные остатки образуют элементы –  неметаллов, значит за счет ковалентных связей.

Классификация кислот (Приложение, слайд 6).

  • По числу атомов  Н:
    • одноосновные
    • двухосновные
    • трехосновные
  • По наличию кислорода в кислотном остатке :
    • бескислородные
    • кислородные
  • По  растворимости в воде:
    • нерастворимые
    • растворимые

По формулам кислот можно определить степени окисления химических элементов, образующих кислот (Приложение, слайд 7).

H+2SO2-4

Правила записи зарядов ионов:

  • заряд иона записывают справа от химического элемента
  • сначала пишут цифру, потом знак

H+2S+6O-24

Правила написания степеней окисления:

  • знаки записываются перед цифрой
  • указывается для каждого атома химического элемента
  • суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю
  • значения степеней окисления записывают строго над химическим элементом

Зная  степень окисления элемента – неметалла образующего кислотный остаток  кислородсодержащей кислоты, можно определить , какой оксид ей соответствует:

SO3 ––> H2SO4
CO2  ––> H2CO3
N2O5 ––> HNO3

Физические свойства кислот (Приложение, слайд 8)
Правила разбавления кислот (Приложение, слайд 9)

А теперь поподробнее познакомимся с некоторыми кислотами, которые играют  большое  значение в нашей жизни (Приложение, слайд 10)

Сообщение учащихся:

  • Серная  кислота
  • Лимонная  и уксусная кислота
  • Соляная кислота

6. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.

Игра «Третий лишний» (Приложение, слайд 11)

7. Анализ и оценка итогов работы

8. Определение и разъяснение домашнего задания (Приложение, слайд 12)