Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Природные зоны России.

Цели и задачи урока:

  • Обобщить и углубить знания учащихся о природных зонах России.
  • Установить основные причины изменения природы для развития хозяйства.
  • Показать значения разнообразия природы для развития хозяйства.
  • Учить учащихся анализировать изученный материал и делать выводы.
  • Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание.
  • Воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.

Оборудование: мультимедиопроектор, компьютерная презентация, карта природных зон России, атласы, рефераты о животных и растениях. Индивидуальные цифровые сигналы, перфокарты, индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, энциклопедии о животных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (чтение стихотворения наизусть)

Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо.
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма

II. Актуализация знаний учащихся

– Велика наша Родина – Россия. И мы с вами совершим путешествие по просторам нашей Родины, подведем итог, повторим всё, что знаем.
– Что мы изучали? Природные зоны России. (Приложение, 1 слайд)
– А что такое природные зоны? (Приложение, 2 слайд). Природные зоны – это территория, где все природные явления связаны между собой.
– Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. А почему? (Мнение учащихся).
– Наша страна так велика, что когда на Севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. (Показываю на карте)

III. Проблемная ситуация

– Какую площадь занимает наша Родина? (17,1 млн.кв.км)
– На территории нашей страны могут поместиться почти:

  • два таких государства как США;
  • 46 каких государств, как Япония;
  • 56 таких государств, как Италия.

Показываю на карте. Учащиеся работают с индивидуальным атласом (политическая карта).
– Как вы думаете, велика ли протяженность границ России? Хотите узнать?

IV. Решение проблемной ситуации

– Чтобы это узнать, нужно решить следующую задачу.

Задача. Протяженность сухопутных границ 17000 км. Это на 26000 км короче морских границ. Сколько км составляет протяженность всей границы? (Приложение, 3 слайд)

Учащиеся работают в группах, ответы на файлах.

– Какая это задача? (В косвенной форме).
– Как понимаете значение словосочетания (Cухопутные границы)

Зачитываю толкование слова из словаря.

– Как нашли протяженность морских границ?

Вывешиваем на доску ответы каждой группы.

– Как находили ответ на вопрос задачи?

Команды получают жетон за правильный ответ.

– Кто помнит длину экватора? 40000 км. Что больше?(Приложение, 4 слайд)
– На сколько больше длина границ России, чем длина экватора? (На 20000 км) (Приложение, 4 слайд).
– Протяженность границ России в 1,5 раза больше экватора. Узнав протяженность границ России, какой можем сделать вывод?
– Убедились, как велика Россия. Поэтому она имеет такое разнообразие природных зон.

V. Обобщение по природным зонам

– А теперь мы отправимся в путешествие по природным зонам России. Вы нам расскажите, что интересного, полезного, необычного узнали вы?
– Вот вам пришли письма. (Учащиеся берут конверты с письмом)
– По описанию вы должны определить откуда пришло письмо и от человека какой профессии.
– Как только вам станет ясно, откуда весточка, покажите карточку, соответствующую природной зоне.

(Учащиеся читают письма, коллективно обсуждают)

Первое письмо (Приложение, 5, 6 слайды)

…Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям…

Второе письмо (Приложение, 7, 8 слайды)

…В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет полярники…

Третье письмо (Приложение, 9, 10 слайды)

…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой…

Четвертое письмо (Приложение, 11, 12 слайды)

…Здесь – очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если ты будешь дожидаться темноты, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится.

Пятое письмо (Приложение, 13-15 слайды)

…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с папой одна забота – сохранять это богатство от огня.

1 письмо – Пустыня (водитель, путешественник)
2 письмо – Крайний Север (полярники)
3 письмо – Степь (учитель)
4 письмо – Тундра (врач)
5 письмо – Лесная зона (лесник, пожарный)

– Видите, ребята, как необходимы люди разных профессий во всех уголках нашей страны, во всех природных зонах.

(Даю жетон команде за правильный ответ)

VI. Закрепление изученного материала

– В каком направлении мы изучали природные зоны? Назовите природные зоны? (Приложение, 16 слайд)
– Изменились ли природные условия? Растительный и животный мир? Занятия людей?
– От чего это зависит? (От климата, расположения природной зоны)

1. Климат вызывает зональное размещение не только сообщества растений, но и животных, почв, вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим.
2. От расположения природной зоны по отношению к экватору и к Северному полюсу.
3. От географического положения природной зоны зависит высота солнца, над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.
4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав почвы.
5. От состава почвы зависит растительность.
6. От растительности зависит животный мир и занятия людей.

– Какой можно сделать вывод?
– В природе всё взаимосвязано. Жизнедеятельность человека тесно связана с природой!

VII. Проверка знаний учащихся (Работа в группах)

– Какие взаимосвязи существуют в природных зонах.

* Определите экологическую цепочку и природную зону (Приложение, 17 слайд)

а) ягель – олень – волк (тундра)
б) зерно – суслик – орел (степь)
в) растения – тушканчик – змея (пустыня)
г) водоросли – рачки – рыбы – чайки (арктика)
д) дуб – сойка – сова (лес)

Учащиеся читают задание, по команде поднимают карточку с обозначением природных зон, получают жетон за правильный ответ. (Приложение, 18-22 слайды)

VIII. Физическая минутка

– Важны ли эти взаимосвязи в природной зоне?
Например: на Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать их, истребили очень много. Через три года заметили, что число больных оленей увеличилось в 1,5 раза. Волки то были природными санитарами.
– Это всё составляет природное равновесие? В природе всё взаимосвязано: неживая природа и живая, растения и животные, травоядные и хищные животные. Одно зависит от другого.
* Какое природное равновесие нарушилось? Найдите лишний объект и обоснуйте свой ответ.

а) верблюжья колючка, тюльпан, саксаул
б) верблюд, медведь, лось
в) тополь, берёза, саксаул
г) олень, медведь, лемминг(2 варианта ответа)
д) ящерица, черепаха, бархан.

(Запись на доске, уч-ся советуются и дают обоснованный ответ)

*IX. Самостоятельная работа

Определите природную зону по описанию (инд. задания)

( ) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники.
( ) – это природная зона с большой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи и лишайники.
( ) – это природная зона, которая лишена растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.
( ) – это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.

Самопроверка по эталону (Приложение, 8 слайд)

– Почему растения и животные проживают в определенных природных зонах? (Приспособились)
– От чего зависит состояние растений? (От сочетания тепла и влаги)
– Что зависит от растений? (Животный мир – фауна)
– А зависит ли деятельность человека от того, в какой природной зоне он проживает? Как зависит?
– Назовите основные занятия жителей тундры – оленеводство, охота, рыболовство. Степь – растениеводство, животноводство.
– А мы в какой природной зоне живем? (Лес, лесостепи, степи)
– Что развито в нашем крае? (Промышленность, деревопереработка, лесозаготовки, животноводство, растениеводство)

X. Охрана природных зон

– Человек пользуется природными богатствами? Они не безграничны. Всё больше загрязняется воздух, вода, а они необходимы для жизни человека, растений и животных. В результате жизнедеятельности многие животные и растения занесены в Красную книгу.
– Почему эта книга получила такое название? Растениям и животным внесенным в Красную книгу угрожает огромная опасность , они могут навсегда исчезнуть с лица земли.

В Красную книгу занесены: (уч-ся показывают карточку природной зоны) (Приложение, 23 слайд)

1. Белый медведь, морж.
2. Северный олень, лебеда, краснозобая казарка , розовая чайка.
3. Амурский тигр, выхухоль, зубр, пятнистый олень, журавли.
4. Дрофа, аист, сокол.
5. Туранский тигр, гепард, джейран.

Это далеко не полный перечень животных внесенных в Красную книгу. Они находятся под охраной человека. Кроме того, в нашей стране сейчас действует более 100 заповедников и заповедных хозяйств. В каждой природной зоне есть заповедники. На крайнем севере «Остров Врангеля». В зоне тундры на Таймырском полуострове. В тайге находится гордость России – всемирно известный Баргузинский заповедник, около озера Байкал.
– В нашем Зеленодольском районе, какой есть заповедник? (Волжско-Камский заповедник – это Раифская часть заповедника).

Рассказ учащихся о заповеднике, просмотр 25-29 слайдов Приложения.

– К сожалению не все люди хотят и умеют беречь природу. Давайте же стараться жить так, чтобы сохранить всю эту красоту.
– Что мы можем сделать для охраны родной природы?
– Прежде всего, соблюдать правила поведения в природе.

XI. Домашнее задание

  • Составить правила поведения в природе , нарисовать запрещающие знаки.
  • Найти сведения о других заповедниках России.

– Все мы должны понимать слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину». (Приложение, 24 слайд)

XII. Итог урока

– Какая у нас Родина? Большая и богатая. Вы многое о ней узнали, готовили рефераты, изучали справочную литературу, искали информацию в Интернете. Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? Вы продолжите эту тему в старших классах, когда будете изучать географию. Узнаете, что первую характеристику природным зонам дал Лев Семенович Берг, что их можно назвать ландшафтными и географическими.

1. Итог работы в группах

– Сосчитайте жетоны, которые вы заработали. Кто у нас знаток природных зон? (Подводится итог)

2. Рефлексия

– В какой природной зоне вы хотели бы жить и почему? Чем она вас привлекла?
– Как вы оцениваете результат своей работы на уроке?
– У кого остались вопросы покажите – «?»
– Если вам всё понятно, и вы многое узнали – покажите «!»
– Спасибо за урок.