Тема: Природные зоны России.
Цели и задачи урока:
- Обобщить и углубить знания учащихся о природных зонах России.
- Установить основные причины изменения природы для развития хозяйства.
- Показать значения разнообразия природы для развития хозяйства.
- Учить учащихся анализировать изученный материал и делать выводы.
- Развивать логическое мышление, воображение, память, внимание.
- Воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.
Оборудование: мультимедиопроектор, компьютерная презентация, карта природных зон России, атласы, рефераты о животных и растениях. Индивидуальные цифровые сигналы, перфокарты, индивидуальные карточки с заданиями, гербарий, энциклопедии о животных.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (чтение стихотворения наизусть)
Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.
И быстрокрылый самолет
Летит неумолимо.
На Север книжки он везет
И яблоки из Крыма
II. Актуализация знаний учащихся
– Велика наша Родина – Россия. И мы с вами
совершим путешествие по просторам нашей Родины,
подведем итог, повторим всё, что знаем.
– Что мы изучали? Природные зоны России. (Приложение, 1 слайд)
– А что такое природные зоны? (Приложение,
2 слайд). Природные зоны – это территория, где все
природные явления связаны между собой.
– Ни в одной стране мира мы не увидим такого
разнообразия природных зон. А почему? (Мнение
учащихся).
– Наша страна так велика, что когда на Севере
воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев
мандарины и апельсины. (Показываю на карте)
III. Проблемная ситуация
– Какую площадь занимает наша Родина? (17,1
млн.кв.км)
– На территории нашей страны могут поместиться
почти:
- два таких государства как США;
- 46 каких государств, как Япония;
- 56 таких государств, как Италия.
Показываю на карте. Учащиеся работают с
индивидуальным атласом (политическая карта).
– Как вы думаете, велика ли протяженность границ
России? Хотите узнать?
IV. Решение проблемной ситуации
– Чтобы это узнать, нужно решить следующую задачу.
Задача. Протяженность сухопутных границ 17000 км. Это на 26000 км короче морских границ. Сколько км составляет протяженность всей границы? (Приложение, 3 слайд)
Учащиеся работают в группах, ответы на файлах.
– Какая это задача? (В косвенной форме).
– Как понимаете значение словосочетания (Cухопутные
границы)
Зачитываю толкование слова из словаря.
– Как нашли протяженность морских границ?
Вывешиваем на доску ответы каждой группы.
– Как находили ответ на вопрос задачи?
Команды получают жетон за правильный ответ.
– Кто помнит длину экватора? 40000 км. Что больше?(Приложение, 4 слайд)
– На сколько больше длина границ России, чем
длина экватора? (На 20000 км) (Приложение,
4 слайд).
– Протяженность границ России в 1,5 раза больше
экватора. Узнав протяженность границ России,
какой можем сделать вывод?
– Убедились, как велика Россия. Поэтому она имеет
такое разнообразие природных зон.
V. Обобщение по природным зонам
– А теперь мы отправимся в путешествие по
природным зонам России. Вы нам расскажите, что
интересного, полезного, необычного узнали вы?
– Вот вам пришли письма. (Учащиеся берут
конверты с письмом)
– По описанию вы должны определить откуда пришло
письмо и от человека какой профессии.
– Как только вам станет ясно, откуда весточка,
покажите карточку, соответствующую природной
зоне.
(Учащиеся читают письма, коллективно обсуждают)
Первое письмо (Приложение, 5, 6 слайды)
…Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печет немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам очень трудно ездить, но я стараюсь не поддаваться трудностям…
Второе письмо (Приложение, 7, 8 слайды)
…В холодных водах моря идет своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с темными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую Землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет полярники…
Третье письмо (Приложение, 9, 10 слайды)
…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки, и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села, и мы с ребятами часто любуемся этой красотой…
Четвертое письмо (Приложение, 11, 12 слайды)
…Здесь – очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём, и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если ты будешь дожидаться темноты, то придется не спать больше двух месяцев. Люди здесь закаленные и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится.
Пятое письмо (Приложение, 13-15 слайды)
…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Сосна и ель растут вперемешку, и ветви их часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с папой одна забота – сохранять это богатство от огня.
1 письмо – Пустыня (водитель, путешественник)
2 письмо – Крайний Север (полярники)
3 письмо – Степь (учитель)
4 письмо – Тундра (врач)
5 письмо – Лесная зона (лесник, пожарный)
– Видите, ребята, как необходимы люди разных профессий во всех уголках нашей страны, во всех природных зонах.
(Даю жетон команде за правильный ответ)
VI. Закрепление изученного материала
– В каком направлении мы изучали природные
зоны? Назовите природные зоны? (Приложение,
16 слайд)
– Изменились ли природные условия? Растительный
и животный мир? Занятия людей?
– От чего это зависит? (От климата,
расположения природной зоны)
1. Климат вызывает зональное размещение не
только сообщества растений, но и животных, почв,
вод, рельефа и всё, что взаимосвязано с этим.
2. От расположения природной зоны по отношению к
экватору и к Северному полюсу.
3. От географического положения природной зоны
зависит высота солнца, над линией горизонта и
продолжительность зимы и лета.
4. От сочетания тепла и влаги – зависит состав
почвы.
5. От состава почвы зависит растительность.
6. От растительности зависит животный мир и
занятия людей.
– Какой можно сделать вывод?
– В природе всё взаимосвязано.
Жизнедеятельность человека тесно связана с
природой!
VII. Проверка знаний учащихся (Работа в группах)
– Какие взаимосвязи существуют в природных зонах.
* Определите экологическую цепочку и природную зону (Приложение, 17 слайд)
а) ягель – олень – волк (тундра)
б) зерно – суслик – орел (степь)
в) растения – тушканчик – змея (пустыня)
г) водоросли – рачки – рыбы – чайки (арктика)
д) дуб – сойка – сова (лес)
Учащиеся читают задание, по команде поднимают карточку с обозначением природных зон, получают жетон за правильный ответ. (Приложение, 18-22 слайды)
VIII. Физическая минутка
– Важны ли эти взаимосвязи в природной зоне?
Например: на Таймыре решили обезопасить оленей
от волков. Стали убивать их, истребили очень
много. Через три года заметили, что число больных
оленей увеличилось в 1,5 раза. Волки то были
природными санитарами.
– Это всё составляет природное равновесие? В
природе всё взаимосвязано: неживая природа и
живая, растения и животные, травоядные и хищные
животные. Одно зависит от другого.
* Какое природное равновесие нарушилось? Найдите
лишний объект и обоснуйте свой ответ.
а) верблюжья колючка, тюльпан, саксаул
б) верблюд, медведь, лось
в) тополь, берёза, саксаул
г) олень, медведь, лемминг(2 варианта ответа)
д) ящерица, черепаха, бархан.
(Запись на доске, уч-ся советуются и дают обоснованный ответ)
*IX. Самостоятельная работа
Определите природную зону по описанию (инд. задания)
( ) – это природная зона, в которой растительным
покровом являются кустарники, травы, мхи и
лишайники.
( ) – это природная зона с большой и разнообразной
растительностью; там растут деревья, кустарники,
мхи и лишайники.
( ) – это природная зона, которая лишена
растительного покрова, встречаются мхи и
лишайники.
( ) – это природная зона, где растут разнообразные
травянистые растения, которые переносят сильную
засуху.
Самопроверка по эталону (Приложение, 8 слайд)
– Почему растения и животные проживают в
определенных природных зонах? (Приспособились)
– От чего зависит состояние растений? (От
сочетания тепла и влаги)
– Что зависит от растений? (Животный мир –
фауна)
– А зависит ли деятельность человека от того, в
какой природной зоне он проживает? Как зависит?
– Назовите основные занятия жителей тундры –
оленеводство, охота, рыболовство. Степь –
растениеводство, животноводство.
– А мы в какой природной зоне живем? (Лес,
лесостепи, степи)
– Что развито в нашем крае? (Промышленность,
деревопереработка, лесозаготовки,
животноводство, растениеводство)
X. Охрана природных зон
– Человек пользуется природными богатствами?
Они не безграничны. Всё больше загрязняется
воздух, вода, а они необходимы для жизни человека,
растений и животных. В результате
жизнедеятельности многие животные и растения
занесены в Красную книгу.
– Почему эта книга получила такое название?
Растениям и животным внесенным в Красную книгу
угрожает огромная опасность , они могут навсегда
исчезнуть с лица земли.
В Красную книгу занесены: (уч-ся показывают карточку природной зоны) (Приложение, 23 слайд)
1. Белый медведь, морж.
2. Северный олень, лебеда, краснозобая казарка ,
розовая чайка.
3. Амурский тигр, выхухоль, зубр, пятнистый олень,
журавли.
4. Дрофа, аист, сокол.
5. Туранский тигр, гепард, джейран.
Это далеко не полный перечень животных
внесенных в Красную книгу. Они находятся под
охраной человека. Кроме того, в нашей стране
сейчас действует более 100 заповедников и
заповедных хозяйств. В каждой природной зоне
есть заповедники. На крайнем севере «Остров
Врангеля». В зоне тундры на Таймырском
полуострове. В тайге находится гордость России –
всемирно известный Баргузинский заповедник,
около озера Байкал.
– В нашем Зеленодольском районе, какой есть
заповедник? (Волжско-Камский заповедник – это
Раифская часть заповедника).
Рассказ учащихся о заповеднике, просмотр 25-29 слайдов Приложения.
– К сожалению не все люди хотят и умеют беречь
природу. Давайте же стараться жить так, чтобы
сохранить всю эту красоту.
– Что мы можем сделать для охраны родной природы?
– Прежде всего, соблюдать правила поведения в
природе.
XI. Домашнее задание
- Составить правила поведения в природе , нарисовать запрещающие знаки.
- Найти сведения о других заповедниках России.
– Все мы должны понимать слова замечательного русского писателя М.М. Пришвина «Охранять природу – значит, охранять Родину». (Приложение, 24 слайд)
XII. Итог урока
– Какая у нас Родина? Большая и богатая. Вы многое о ней узнали, готовили рефераты, изучали справочную литературу, искали информацию в Интернете. Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в жизни? Вы продолжите эту тему в старших классах, когда будете изучать географию. Узнаете, что первую характеристику природным зонам дал Лев Семенович Берг, что их можно назвать ландшафтными и географическими.
1. Итог работы в группах
– Сосчитайте жетоны, которые вы заработали. Кто у нас знаток природных зон? (Подводится итог)
2. Рефлексия
– В какой природной зоне вы хотели бы жить и
почему? Чем она вас привлекла?
– Как вы оцениваете результат своей работы на
уроке?
– У кого остались вопросы покажите – «?»
– Если вам всё понятно, и вы многое узнали –
покажите «!»
– Спасибо за урок.