Конспект занятия по развитию зрительного восприятия "Посылка из Африки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.
  2. Развивать умение работать с глобусом, картой, схемой.
  3. Закреплять навыки пространственной ориентировки на микро и макроплоскости.
  4. Продолжать учить тактильно обследовать поверхность предметов и характеризовать их свойства словесно.
  5. Учить целостно прослеживать контур предметов сложной конфигурации.
  6. Учить детей отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ (силуэты, сигналы).
  7. Воспитывать интерес к птицам, умение прийти им на помощь.

Демонстрационный материал: аудиокассета «Пение птиц, лай собаки, музыка для релаксации»; глобус;  карта; наложенные контуры птиц; доска магнитная с «птичьими домиками»; 2 посылки; фрукты.

Раздаточный материал: схемы; модели Африки; карточка – с сигналами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель-дефектолог: Доброе утро, дорогие друзья!

Посылку пришла к нам
Из Африки жаркой
С большой и красивой,
Жирафкою  маркой.
Я дети приятно удивлена
Но от кого же посылка?
Наверно она от слона?
А может от зебры?
А может от мартышки?
А может о крокодила или маленькой мышки?

А вот и письмо:
Здравствуйте, дети на Севере где-то!
Прекрасно живется нам здесь и сейчас
Растет здесь арахис, кокос, ананас.
Здесь море букашек и червяков,
И холода нет, и нету зимы,
И к нам прилетели погреться скворцы,
Ласточки, гуси и соловьи.
Они улетели на зиму от вас
И шлют вам с любовью посылку – заказ.
Пожалуйста, нам помогите,
И письма с рисунками срочно пришлите:
Кто из птиц остался у вас зимовать?
Кто собирается им помогать?
И можно ли нам северных ягод прислать?
Загадки, рисунки, рассказы
Про смелых пернатых мы ждем
Чтоб здесь рассказать всем обо всем.
В посылке подарки, узнаем сейчас
Здесь пенье пташек прислали для нас.

 (Открываем посылку,  достаем  кассету. Включаем. Слушаем  голоса птиц.)

Учитель-дефектолог: Это голоса наших  перелетных птиц.

В посылке подарки, узнаем сейчас
Здесь фотографию прислали для нас.

– Но что же на этой фотографии?  (Достаем из посылки силуэт Африки)
– Это Африка, правильно. Давайте посмотрим на глобус, где находится Африка? (Ищем на глобусе).
– Каким цветом нарисована Африка. Почему?
– Найдите, пожалуйста, Африку на большой карте.  Обведите  ее указкой. А теперь найдите этот материк на своей карте.

Дидактическая игра «Совмести изображения и заштрихуй»

Дети накладывают силуэт на контурное изображение.

– Обведите фломастером Африку, заштрихуйте  сверху вниз.

Учитель-дефектолог: Дети, а вы знаете, как птицы  добираются так далеко?
Оказывается, у птиц есть свои улицы. Они не похожи на наши. На них нет ни домов, ни заборов, ни указательных знаков. Они очень широкие и длинные – несколько  сотен километров. Каждый год птицы летят по одному и тому же пути, по определенному расписанию, как наши самолеты. Только добираются они не так быстро, а целых 3 месяца.
Теперь мы у знали, куда улетели наши перелетные птицы.  Давайте представим, как они летят.

Музыкальная динамическая пауза

Глянь на небо,  птичьи стаи 
Вдаль от зимних бурь и вьюг.
Дети смотрят вперед вверх, рука около  бровей.
Косяками улетают
Держат путь на жаркий юг
Показывают руками косяк.
Руки разводят в стороны.
Вот над морем пролетели, Показывают волну.
Отдохнуть немного сели. Приседают.
И уж в  небо опять
Снова надо им взлетать.
Встают, взмахивают руками как крыльями.
Пустыни, горы облетают Круговые движения руками.
И солнце в Африке встречают. Закрывают глаза ладошками.

Они улетели на зиму от нас
Загадки про них разгадаем сейчас.

(Достаю из конверта «фотографию птиц» – наложенные контуры)

– Вот и  фотография перелетных птиц. Но что с ней, наверное, жаркое солнце помешало сделать цветную фотографию. Я думаю, мы все равно догадаемся, кто эти птицы? 

Дидактическая игра «Обведи указкой по контуру птицу, которую узнал?»
(Спрашиваю по очереди детей, они обводят контур указкой, называют птицу)

Возможные рассказы детей:

Это ласточка – перелетная птица. Я ее узнала по хвосту вилочкой. Она очень выносливая, может лететь на большое расстояние и днем и ночью, и не разу не присесть. Ласточка и ест и пьет прямо на лету и даже на 1 миг может заснуть в небе.

Это  журавль. Его можно узнать по длинному клюву, шее и длинным ногам. Журавль живет около воды, а осенью она замерзает вот и приходится лететь в Африку. А знаете, что маленький журавлик уже в первый день может плавать,  а взрослые журавли, лучшие танцоры среди птиц.

Это – кукушка,  я ее узнал по полосатой грудке. Я знаю, что кукушка никогда не вьет своего гнезда, а подбрасывает свои яйца к другим птицам. Но кукушку все любят за то, что она приносит пользу. Она есть вредных мохнатых гусениц, а осенью они исчезают вот и приходится в Африку лететь.)

Скажите ребята, а это разве перелетная птица? (Обвожу попугая).
Дети: Нет, это попугай. Он живет в Африке.

В посылке подарки, узнаем сейчас
Там должен быть сюрприз
Очень вкусный, полезный для глаз.

Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

Дети узнают предметы тактильно, по запаху фрукты, присланные из Африки – апельсин, банан, манго, кокос

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Растет там арахис, кокос, ананас
Что будем пробовать, узнаем сейчас? (Банан, киви, апельсин)

Спасибо птицам перелетным, узнали мы про вас.
Прекрасно вы живете в Африке сейчас.
Там  холода нет, и нету зимы,
Но есть много пищи, и счастливы вы.
Мы рады выполнить ваш просьбу – наказ
Посылку начнем  собирать мы сейчас.
Кто из птиц остался у нас зимовать?
Кто им будет помогать?
Нужно нам рассказать.

Я даю сейчас вам листочки.
На них нарисованы сигналы и точки.
Точки вам нужно соединять
Зимующую птицу потом назвать.

Дидактическая игра «Соедини точки и  назови, кто нарисован»

Возможные рассказы детей:

Это воробей – зимующая птичка. Его называют задирой и жадиной, но это очень умная птица. В семье всегда порядок и ссоры на пустом месте никогда не возникают. Воробей никогда есть один не будет, даже если очень голодный. Найдет корм и начинает созывать всех на  обед. Люди помогают пережить холода, подкармливают воробьев.

Это синичка-невеличка. Она на юг не улетает, потому что летом только за один день делает 1000 припасов на зиму для себя и других птиц. А еще синичек люди подкармливают в кормушках.

Это снегирь – зимующая птица. Ему не надо на юг улетать, потому что любимая еды рябины и здесь много. А морозов он не боится, у него даже название снежное.

Учитель-дефектолог: Молодцы дети, правильно выполнили задание.

Чтоб на холоде не мерзнуть
Птицам нужно упражняться.
Ну и глазкам нашим нужно
Всегда зарядкой заниматься.

Зрительная гимнастика

Вправо влево целый день
Летать птичкам не лень.
Вверх взлететь, а потом
Покружиться над дуплом.
Зарядкой птичкам не лень
Заниматься каждый день.

Рисунки в посылку положили
Крышкой закрыли.
Загадки сейчас загадаю,
Самых внимательных узнаю.
Перед вами дерево стоит.
Отгадайте, кто на ветках сидит?

Дидактическая игра «Кто на дереве сидит?»

На магнитной доске силуэт дерева, на ветках разноцветные домики птиц с сигналами. Дети по видимым признакам определяют, кто там живет.

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, кто сидит на ветке  в правом верхнем углу? 

Дети: Это дятел. Его легко узнать по длинному носу, которым он деревья долбит, строит домики, сообщения посылает, подружку выбирает. Но у дятла не только язык длинный, но и язык. Он длиной с тело. А еще липкий и на конце с шипами и зазубринками.

Учитель-дефектолог: Кто сидит на ветке в левом нижнем углу дерева?

Дети: Клеста легко можно узнать по клюву крючком. Это зимующая птица. Она  мороза не боится, ведь  гнездо у нее очень теплое из пуха, перышек и волосков. И голод ей не страшен. Потому что  любимая еда шишки – сосновые или еловые, а их в лесу полно. Эта птица всех удивляет – в самые трескучие морозы выводит птенцов.

Учитель-дефектолог: Кто сидит в левом верхнем углу?

Дети: Это свиристель, ее легко узнать по хохолку. Из-за него птицу называют северным попугаем. Она зимует у нас. Как настоящий северянин она любит олений мех и делает из него теплый домик. А питаются они ягодами рябины. Налетят на дерево 1-2 минуты и уже сыты.

Чтобы этих птиц узнать
Сигнал нужно разгадать.

Учитель-дефектолог: Кто это у птицы лает за окошком? (Включаю запись с голосом вороны). Разве собака это птица?

Дети: Это – ворона, она научилась собаку передразнивать и смеяться как человек.

Учитель-дефектолог:  Какая птица живет в окне с газетой?

Дети: Здесь живет сорока, ее называют лесная газета, она новости по лесу разносит.

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, что сорока рассказала бы в письме о том как люди заботятся о зимующих птицах?

(Рассказы детей)

Учитель-дефектолог: У какой птицы на окне приклеен конверт?

Дети: У голубя. Это самые древние почтальоны, они умеют приносить письма по нужному адресу. Может быть, мы и попросим голубя передать нашу посылку в Африку?

(Рассуждения детей).

Так что же птицы просили нас прислать
Надо быстро вспоминать.
Рисунки, загадки, интересные отгадки.
Да, еще северных ягод надо послать.
Но каких – вам придется сейчас назвать.

(Дети перечисляют северные ягоды)

Учитель-дефектолог:

Конечно, полезней  для здоровья, чем черника,
Брусника, клюква, морошка на свете не сыскать.
Посылка готова можно отправлять,
Надо только на ней адрес написать.

(Дети называют адрес детского сада.)