Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе привело к появлению новых методов и организационных форм обучения и быстрому их внедрению в учебный процесс.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.
При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разным уровнем подготовки. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к детям.
В настоящее время возрастает роль компьютерной игры как инструменте диагностики и реабилитации детей с нарушениями в психофизическом развитии. Специализированные компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения таких детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения вторичных отклонений в развитии.
В МДОУ № 132 для детей с нарушением зрения
компьютерные технологии нашли свое применение в
лечебно-восстановительной и
коррекционно-педагогической работе с детьми.
Наше дошкольное учреждение для детей с
нарушением зрения посещают дети с различными
зрительными патологиями: дети с амблиопией и
косоглазием, с разной степенью нарушения остроты
и характера зрения; слабовидящие и
частично-видящие дети. Однако у большинства
детей наряду со зрительной патологией имеются
нарушения и в психофизическом развитии. Это дети
со сложной структурой дефекта, у которых помимо
нарушенного зрительного восприятия отмечаются
нарушения в познавательной,
эмоционально-волевой и двигательной сферах. Все
это предопределяет своеобразие развития,
обучения, воспитания и лечения детей,
предусматривающее построение
воспитательно-образовательного процесса во
взаимодействии с лечебно-восстановительной и
психолого-педагогической коррекционной работой.
В МДОУ № 132 более 10 лет проводится компьютерное лечение детей с амблиопией и косоглазием, которое способствует повышению эффективности лечения глазных заболеваний. Для этого оборудован компьютерный кабинет, оснащенный игровыми компьютерными системами «ЕУЕ», «КРЕСТИКИ», «ПАУЧОК», «КОНТУР» и специалистом по компьютерному лечению разработана лечебно-коррекционная программа «Играя, лечимся». В 2007 году эта программа легла в основу конкурсного материала областного конкурса дошкольных образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Благодаря победе в этом конкурсе в нашем учреждении появился компьютерный игровой комплекс, где осуществляется
коррекционно-образовательный процесс детей с нарушением зрения во взаимодействии с психолого-педагогической коррекцией.
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс информационных технологий потребовало от педагогов МДОУ овладения ИКТ-компетенциями, в результате чего на базах Южно-Уральского Центра Интернет Образования при Магнитогорском государственном университете и Межшкольном методическом центре обучено 42% педагогического персонала детского сада по программе: «Информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности». Полученные ими знания применяются при создании авторских разработок с использованием ЦОР.
Тифлопедагогами разработаны:
- программа и методики «Предаппаратная подготовка детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения». С помощью специально созданных игровых упражнений осуществляется подготовка воспитанников детского сада к лечебно-коррекционной работе по программе «Играя, лечимся» и на синотипных аппаратах;
- программа «Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Применение мультимедиа технологий в данной программе позволяет активизировать познавательную деятельность детей, повысить уровень усвоения изучаемого материала, а также способствует повышению остроты зрения амблиопичного глаза за счет растормаживания сетчатки глаза цветом.
Для индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта тифлопедагоги используют различные развивающие программы, учитывающие разные уровни подготовки детей, интересы, особенности их психофизического развития.
Педагогом информатики разработана программа «Компьютер – наш друг», в рамках которой дети знакомятся с основными компонентами персонального компьютера и их функциями, компьютерными программами, способствующими социально-личностному развитию ребенка, закрепляют знания и умения детей по основным разделам реализуемой образовательной программы.
Педагог изобразительной деятельности с помощью компьютерных программ «Corell draw», «Paint», «Twisted Brush» раскрывает перед детьми возможности работы с готовыми модулями в процессе освоения цветовой палитры, формы, перспективы, художественных образов.
Музыкальный руководитель при проведении занятий с детьми также использует ЦОР (видеоролики, презентации с анимацией, звуком и т.д.) для активизации восприятия учебного материала и достижения наибольшей наглядности и привлекательности его, делая занятие интересным и увлекательным.
Таким образом, компьютер, являясь эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить и индивидуализировать процесс развития и обучения детей, способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Педагогам компьютерные технологии помогают лучше оценить способности и знания ребенка, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
Литература:
1. Гурьев С.В. Игра – основное условие
использования компьютера и дошкольном
образовательном учреждении / С. В. Гурьев. –
Екатеринбург: РГППУ, 2007.
2. Гурьев С.В. Использование компьютера как
инструмента образовательного процесса/С. В.
Гурьев. – Екатеринбург: РГППУ, 2007.
3. Плаксина Л.И. Теоретические основы
коррекционной работы в детском саду для детей с
нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М.: Город, 1998.