Проект "Народная культура, народные традиции — одно из направлений эстетического воспитания и социализации личности в системе УДО"

Разделы: Общепедагогические технологии


Введение

Под социализацией мы понимаем процесс вхождения личности в жизнь современного общества. Значимость социализации обусловлена  рядом обстоятельств, важнейшее из которых – общественный характер жизни  человеческого индивидуума. (Приложение)
Вопрос социализации – это вопрос о гармонии, развитии и становлении личности как человека. Ни для кого не секрет, что человеческое счастье в большей степени обусловлено успешностью взаимодействия  человека с другими людьми. Любовь, дружба, семья, партнерство, сотрудничество, симпатия – все это  составляющие человеческого счастья носят ярко выраженную социальную характеристику.
Гармония отношений с миром обусловлена гармонией отношений с собой, с другими людьми; осознанием и освоением всех социальных ролей: семьянина, производителя, потребителя материальных  и   духовных ценностей, гражданина человеческого сообщества. С точки зрения методики построения социализация – это не только приобретение детьми опыта сотрудничества со взрослыми, сверстниками, с разновозрастными группами, соподчинение и оппонирование, но, прежде всего, это полноценная система человеческих отношений, сутью которых является уважение к себе и к другому человеку, высокая степень свободы личности в обществе, и степень ответственности перед ним.  Воспитание человека с высоким чувством гражданственности, с крепкими моральными устоями, со знанием культурных основ и исторических традиций своего народа, и является  социализацией личности. Ведь жизнь в современном обществе – это готовность гражданина к деятельностному и позитивному преобразованию и развитию мира к лучшему.

Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «социокультурного поля»  детей, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную, духовно-нравственную насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.  Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социокультурного творчества. Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Изучение традиционного национального искусства народов нашей страны, как в целом, так и региона - один из таких путей образовательной деятельности, как в общеобразовательных школах, так и в дополнительном образовании.

Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, а жить без  них противоестественно. Без любви, без интереса  к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Века и тысячелетия решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям  и то всеобщее,  чем жило человечество,    и все частное, что представляет неповторимое лицо данного народа. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.

Актуальность проблемы

Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значении, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилии преподносится различными средствами массовой информации. В настоящее время особенно злободневной является проблема воспитания чувств, т.к.  на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития  духовно-нравственного сознания, в частности  эстетики и культуры. Сегодня образование – это не только  приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения воспитанником социокультурных ценностей об этом сказано в национальной доктрине образований РФ: «..воспитание патриотов России, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов…».

Веками проверена истина: жизнь каждого человека в цивилизованном обществе начинается с семьи, особенно с родителей. Великий педагог И.Г. Песталоцци подчеркивал мысль об их приоритетной роли в формировании у детей гуманных чувств и взглядов, утверждая, что для  «ребенка, любовь которого не пробуждена отцом и матерью, всякий взгляд на мир  останется взглядом животного..». Очень важно, что на проблему воспитания внутри семьи обратило внимание  и наше правительство, объявив 2008 год – «Годом семьи».

Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное  воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному наследию своих предков.
Проблема эстетического воспитания и развития интеллектуально– творческого потенциала личности ребенка относится  к числу глобальных образовательных проблем. В условиях УДО она предполагает деятельность в самых разных направлениях. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности воспитанников с педагогами, общение со сверстниками, с родителями, взаимодействие с предметно-пространственной средой. Не менее важна роль педагога в формировании мировоззрения воспитанников. К.Д.Ушинский убежденно писал: «Личный пример педагога – благотворный луч солнца, который ничем заменить невозможно».
Система дополнительного образования детей в этом воспитании играет огромную роль. Широкие возможности УДО позволяют детям осваивать самые разные направления деятельности человека в условиях его социализации.

Народная культура и традиции в образовательной деятельности педагогов ДДТ «Новатор»

В Концепции Художественного образования в Российской Федерации отмечено, что художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры всего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.
Такие направления, как  изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество, помогают в духовном развитии воспитанников, в их эстетическом и  трудовом воспитании. Ведь рассказы о декоративно-прикладном искусстве своего родного края, знакомство с ним на практике не только дают детям определенные знания, но  приобщают их к культурному наследию, приобщают к труду.

Все виды современного прикладного искусства имеют в своей основе давние и глубокие народные традиции и корни, именно в них царит ЕЕ Величество «Душа народа». В Доме детского творчества «Новатор» получили свое развитие такие направления народного творчества как: вышивка, макраме,  лоскутная мозаика, роспись по дереву, лаковая миниатюра и работы с берестой. Благодаря опыту и мастерству  педагогов – Сальниковой В.В, Шерышовой Л.С., Гареевой Д.Г., Култышевой Л.В.  воспитанники, проходя путь от потребителя до создателя, становятся мастерами и творцами. Народное искусство воспитывает душу детей, учит видеть и понимать красоту родного края, знать свои истоки, творить его.

Большой эффект в духовном развитии и эстетическом  воспитании  ребят дает знакомство с искусством народных мастеров. Так, например, изготовление кукол в народных костюмах и изучение традиционных видов художественного оформления ткани – вышивка и лоскутное шитье, знакомят детей с традициями народного творчества в области текстиля и оформления жилища и т.д. Все это изучают и осваивают   в объединение  театр моды «ЛАДА»,  педагог  Шерышова Л.С.

Взяв в руки нить и иголку, сделав первые стежки, ребята испытывают радостное изумление, обнаружив, что они могут создавать вещи сами, и быть участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей. Куклы и костюмы в народных традициях отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарной вещи с ее декором, национальным колоритом, высоким  нравственно-эстетическим достоинством.  Эти изделия помогают ребятам увидеть привычные вещи по-новому, понять красоту народных традиций, орнамента, цвета.

В объединение эко-дизайн «РАДУГА»,  педагог Култышева Л.В. учащиеся познают технологические приемы работы с природным материалом – берестой, перламутром, деревом. Природа для ребят становится источником глубокого эстетического наслаждения, воспитывает в них чувство сопричастности с предками – умельцами, так как именно из природы черпали вдохновение народные мастера прошлого. Умение увидеть  в невзрачном пеньке и незаметном корешке будущий образ развивает не только фантазию и восприятие, но также учит наблюдать и развивает в детях чувство сопричастности ко всему сущему и живому на Земле. Ребята познают красоту труда, участвуя в создании эстетически выразительных произведений, получают удовлетворение от результатов своего труда.

Развитие и формирование эстетической сферы есть одновременно процесс воспитания гражданских чувств. Музыкальное  направление деятельности ДДТ «НОВАТОР» в силу своего специфически-эстетического содержания  играет важную роль в  социальном и культурном воспитании детей.
Пропаганда певческой культуры, искусства, творчества народа учит любви к родному краю, воспитывает чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, семье, обществу.  Фольклорные и патриотические песни – непременная составляющая репертуара наших вокальных объединений – объединение «ФАНИ МИКС», педагог Агафонова Е.В., а также объединение «ФАНТАЗИЯ», педагог Кузнецова А.А.  

Доступные восприятию народные песни всегда эмоционально насыщенны по содержанию и исполнению, это и частушки,  и песни родного края, и песни о мире, и о дружбе, и любви к  Родине, и о самом дорогом – маме. Изучая и исполняя песни на основе народного фольклора, дети одновременно учатся слышать музыку народных национальных инструментов – курай, баян, кыбыз, гармонь. В русских народных песнях сложное вокальное исполнение акапелла. Звуки народных песен рождают в детях образы старины, и учат красоте человеческих взаимоотношений, формируют понятия о добре и зле, любви и коварстве, заложенными нашими предками в устном фольклорном творчестве. Этот музыкальный материал – отражение высших духовно-нравственных, общечеловеческих, национальных ценностей.
Значительные возможности для приобщения воспитанников к богатству танцевального народного творчества представляет в ДДТ «Новатор» объединение народного танца «ЗАДОРИНКА», педагог Манаева А.Ю.

Народная хореография – это, прежде всего, выражение духа и характера народа. На занятиях Манаевой А.Ю. воспитанники овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов. Изучение народных танцев в значительной степени расширяет и обогащет исполнительские возможности детей. В процессе работы  педагог  знакомит детей  с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. В репертуаре коллектива башкирские, чувашские, татарские, марийские танцы. Каждое движение в народном танце несет в себе отзвук традиций народа, его образа жизни. Национальные танцы всегда очень динамичны, темпераментны, зажигательны, и сколько в них доброго жизнерадостного юмора! Какие порой истории человеческих взаимоотношений, рассказанные в пластике, демонстрирует нам народный танец.

Народный танец не будет национальным, и не будет нести в себе того заряда и колорита, если исполнители не будут одеты соответственно в традиционные народные костюмы. Костюм несет в себе также традиции и обычаи народа, декор костюма нам может рассказать нам об очень многом. И опять возвращаемся к народному прикладному творчеству – вышивке, вязанию, лоскутному шитью. Все в народном искусстве взаимосвязано и неотделимо одно от другого. Нить этой взаимосвязи находит отражение и в  совместной деятельности педагогов ДДТ  «НОВАТОР», когда прикладное творчество становится частью  антуража  фольклора в вокальных и танцевальных объединениях.

Заключение

Итак, на основе художественно-эстетических ценностей, заложенных в народном творчестве, в ДДТ «Новатор» идет процесс активного воспитания детей и социализации личности на основе народных традиций, народной культуры. Педагоги различных областей творчества воспитывают в детях чувство прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание чувства стиля через красоту простых, веками отшлифованных народных форм в искусстве танца, фольклора, пения, прикладного творчества. Через историко-этнографическое и историко-культурное знание происходит знакомство обучающихся с духовно нравственными ориентирами, включенными в общий контекст традиционного жизненного уклада народа, проявляющимися в нравах обычаях,  в нормах поведения, что немаловажно при формировании моральных и духовно-нравственных качеств личности. Таким образом, через все богатство народной культуры происходит социализация личности, с активной гражданской позицией, с толерантным мышлением и широким мировоззрением.

Исследуя таким образом деятельность объединений ДДТ «НОВАТОР»  в структуре  дополнительного образования и соединяя с исследованием тему самообразования  «Народная культура» можно сделать заключение: народная культура и народная педагогика являются широким полем деятельности для педагогов, на основе которого возможно создать ряд проектов с высокой итоговой результативностью и высоким уровнем качества обучения, воспитания и социализации личности, соответствующее современным требованиям образования. Необходимо отметить, что ряд этих проектов наибольшим образом подходит для реализации в системе дополнительного образования. Сегодня система дополнительного образования – это образовательное пространство проектной деятельности.

Народная культура – образовательное пространство проектной деятельности

 

Используемая литература:

1. Саитгалиева З.Ш. «Этнопедагогика» Уфа, МГОПУ, 2002г
2. «Начальная школа» М 2004 г., 2005 г. 
3. «Дополнительное образование»  М. 2005 г., 2004 г, 2003 г.