Введение
Под социализацией мы понимаем процесс
вхождения личности в жизнь современного
общества. Значимость социализации
обусловлена рядом обстоятельств, важнейшее
из которых – общественный характер жизни
человеческого индивидуума. (Приложение)
Вопрос социализации – это вопрос о гармонии,
развитии и становлении личности как человека. Ни
для кого не секрет, что человеческое счастье в
большей степени обусловлено успешностью
взаимодействия человека с другими людьми.
Любовь, дружба, семья, партнерство,
сотрудничество, симпатия – все это
составляющие человеческого счастья носят ярко
выраженную социальную характеристику.
Гармония отношений с миром обусловлена
гармонией отношений с собой, с другими людьми;
осознанием и освоением всех социальных ролей:
семьянина, производителя, потребителя
материальных и духовных ценностей,
гражданина человеческого сообщества. С точки
зрения методики построения социализация
– это не только приобретение детьми опыта
сотрудничества со взрослыми, сверстниками, с
разновозрастными группами, соподчинение и
оппонирование, но, прежде всего, это
полноценная система человеческих отношений,
сутью которых является уважение к себе и к
другому человеку, высокая степень свободы
личности в обществе, и степень ответственности
перед ним. Воспитание человека с высоким
чувством гражданственности, с крепкими
моральными устоями, со знанием культурных основ
и исторических традиций своего народа, и
является социализацией личности. Ведь жизнь в
современном обществе – это готовность
гражданина к деятельностному и позитивному
преобразованию и развитию мира к лучшему.
Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «социокультурного поля» детей, так как включает личность в многогранную, интеллектуальную, духовно-нравственную насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социокультурного творчества. Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Изучение традиционного национального искусства народов нашей страны, как в целом, так и региона - один из таких путей образовательной деятельности, как в общеобразовательных школах, так и в дополнительном образовании.
Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники – это наши корни, а жить без них противоестественно. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Века и тысячелетия решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимое лицо данного народа. В опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.
Актуальность проблемы
Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значении, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилии преподносится различными средствами массовой информации. В настоящее время особенно злободневной является проблема воспитания чувств, т.к. на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития духовно-нравственного сознания, в частности эстетики и культуры. Сегодня образование – это не только приобретение воспитанниками знаний, умений, навыков, сколько упорядоченный способ присвоения воспитанником социокультурных ценностей об этом сказано в национальной доктрине образований РФ: «..воспитание патриотов России, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов…».
Веками проверена истина: жизнь каждого человека в цивилизованном обществе начинается с семьи, особенно с родителей. Великий педагог И.Г. Песталоцци подчеркивал мысль об их приоритетной роли в формировании у детей гуманных чувств и взглядов, утверждая, что для «ребенка, любовь которого не пробуждена отцом и матерью, всякий взгляд на мир останется взглядом животного..». Очень важно, что на проблему воспитания внутри семьи обратило внимание и наше правительство, объявив 2008 год – «Годом семьи».
Знание национальной культуры – это не
просто получение новой информации, это
эффективное воспитание и развитие личностных
качеств, формирование определенного
мировоззрения, гордости за свой народ, за свою
Родину, уважительное отношение к семье, к
культурному наследию своих предков.
Проблема эстетического воспитания и развития
интеллектуально– творческого потенциала
личности ребенка относится к числу
глобальных образовательных проблем. В условиях
УДО она предполагает деятельность в самых разных
направлениях. Эта работа должна охватывать все
сферы взаимной деятельности воспитанников с
педагогами, общение со сверстниками, с
родителями, взаимодействие с
предметно-пространственной средой. Не менее
важна роль педагога в формировании
мировоззрения воспитанников. К.Д.Ушинский
убежденно писал: «Личный пример педагога –
благотворный луч солнца, который ничем заменить
невозможно».
Система дополнительного образования детей в
этом воспитании играет огромную роль. Широкие
возможности УДО позволяют детям осваивать самые
разные направления деятельности человека в
условиях его социализации.
Народная культура и традиции в образовательной деятельности педагогов ДДТ «Новатор»
В Концепции Художественного образования в
Российской Федерации отмечено, что
художественное образование – это процесс
овладения и присвоения человеком художественной
культуры всего народа и человечества, один из
важнейших способов развития и формирования
целостной личности, ее духовности, творческой
индивидуальности, интеллектуального и
эмоционального богатства.
Такие направления, как изобразительное
искусство и декоративно-прикладное творчество,
помогают в духовном развитии воспитанников, в их
эстетическом и трудовом воспитании. Ведь
рассказы о декоративно-прикладном искусстве
своего родного края, знакомство с ним на практике
не только дают детям определенные знания, но
приобщают их к культурному наследию, приобщают к
труду.
Все виды современного прикладного искусства имеют в своей основе давние и глубокие народные традиции и корни, именно в них царит ЕЕ Величество «Душа народа». В Доме детского творчества «Новатор» получили свое развитие такие направления народного творчества как: вышивка, макраме, лоскутная мозаика, роспись по дереву, лаковая миниатюра и работы с берестой. Благодаря опыту и мастерству педагогов – Сальниковой В.В, Шерышовой Л.С., Гареевой Д.Г., Култышевой Л.В. воспитанники, проходя путь от потребителя до создателя, становятся мастерами и творцами. Народное искусство воспитывает душу детей, учит видеть и понимать красоту родного края, знать свои истоки, творить его.
Большой эффект в духовном развитии и эстетическом воспитании ребят дает знакомство с искусством народных мастеров. Так, например, изготовление кукол в народных костюмах и изучение традиционных видов художественного оформления ткани – вышивка и лоскутное шитье, знакомят детей с традициями народного творчества в области текстиля и оформления жилища и т.д. Все это изучают и осваивают в объединение театр моды «ЛАДА», педагог Шерышова Л.С.
Взяв в руки нить и иголку, сделав первые стежки, ребята испытывают радостное изумление, обнаружив, что они могут создавать вещи сами, и быть участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей. Куклы и костюмы в народных традициях отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарной вещи с ее декором, национальным колоритом, высоким нравственно-эстетическим достоинством. Эти изделия помогают ребятам увидеть привычные вещи по-новому, понять красоту народных традиций, орнамента, цвета.
В объединение эко-дизайн «РАДУГА», педагог Култышева Л.В. учащиеся познают технологические приемы работы с природным материалом – берестой, перламутром, деревом. Природа для ребят становится источником глубокого эстетического наслаждения, воспитывает в них чувство сопричастности с предками – умельцами, так как именно из природы черпали вдохновение народные мастера прошлого. Умение увидеть в невзрачном пеньке и незаметном корешке будущий образ развивает не только фантазию и восприятие, но также учит наблюдать и развивает в детях чувство сопричастности ко всему сущему и живому на Земле. Ребята познают красоту труда, участвуя в создании эстетически выразительных произведений, получают удовлетворение от результатов своего труда.
Развитие и формирование эстетической сферы
есть одновременно процесс воспитания
гражданских чувств. Музыкальное направление
деятельности ДДТ «НОВАТОР» в силу своего
специфически-эстетического содержания
играет важную роль в социальном и культурном
воспитании детей.
Пропаганда певческой культуры, искусства,
творчества народа учит любви к родному краю,
воспитывает чувство гражданственности и
патриотизма, любовь к Родине, семье, обществу.
Фольклорные и патриотические песни –
непременная составляющая репертуара наших
вокальных объединений – объединение «ФАНИ
МИКС», педагог Агафонова Е.В., а также объединение
«ФАНТАЗИЯ», педагог Кузнецова А.А.
Доступные восприятию народные песни всегда
эмоционально насыщенны по содержанию и
исполнению, это и частушки, и песни родного
края, и песни о мире, и о дружбе, и любви к
Родине, и о самом дорогом – маме. Изучая и
исполняя песни на основе народного фольклора,
дети одновременно учатся слышать музыку
народных национальных инструментов – курай,
баян, кыбыз, гармонь. В русских народных песнях
сложное вокальное исполнение акапелла. Звуки
народных песен рождают в детях образы старины, и
учат красоте человеческих взаимоотношений,
формируют понятия о добре и зле, любви и
коварстве, заложенными нашими предками в устном
фольклорном творчестве. Этот музыкальный
материал – отражение высших
духовно-нравственных, общечеловеческих,
национальных ценностей.
Значительные возможности для приобщения
воспитанников к богатству танцевального
народного творчества представляет в ДДТ
«Новатор» объединение народного танца
«ЗАДОРИНКА», педагог Манаева А.Ю.
Народная хореография – это, прежде всего, выражение духа и характера народа. На занятиях Манаевой А.Ю. воспитанники овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов. Изучение народных танцев в значительной степени расширяет и обогащет исполнительские возможности детей. В процессе работы педагог знакомит детей с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. В репертуаре коллектива башкирские, чувашские, татарские, марийские танцы. Каждое движение в народном танце несет в себе отзвук традиций народа, его образа жизни. Национальные танцы всегда очень динамичны, темпераментны, зажигательны, и сколько в них доброго жизнерадостного юмора! Какие порой истории человеческих взаимоотношений, рассказанные в пластике, демонстрирует нам народный танец.
Народный танец не будет национальным, и не будет нести в себе того заряда и колорита, если исполнители не будут одеты соответственно в традиционные народные костюмы. Костюм несет в себе также традиции и обычаи народа, декор костюма нам может рассказать нам об очень многом. И опять возвращаемся к народному прикладному творчеству – вышивке, вязанию, лоскутному шитью. Все в народном искусстве взаимосвязано и неотделимо одно от другого. Нить этой взаимосвязи находит отражение и в совместной деятельности педагогов ДДТ «НОВАТОР», когда прикладное творчество становится частью антуража фольклора в вокальных и танцевальных объединениях.
Заключение
Итак, на основе художественно-эстетических ценностей, заложенных в народном творчестве, в ДДТ «Новатор» идет процесс активного воспитания детей и социализации личности на основе народных традиций, народной культуры. Педагоги различных областей творчества воспитывают в детях чувство прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание чувства стиля через красоту простых, веками отшлифованных народных форм в искусстве танца, фольклора, пения, прикладного творчества. Через историко-этнографическое и историко-культурное знание происходит знакомство обучающихся с духовно нравственными ориентирами, включенными в общий контекст традиционного жизненного уклада народа, проявляющимися в нравах обычаях, в нормах поведения, что немаловажно при формировании моральных и духовно-нравственных качеств личности. Таким образом, через все богатство народной культуры происходит социализация личности, с активной гражданской позицией, с толерантным мышлением и широким мировоззрением.
Исследуя таким образом деятельность объединений ДДТ «НОВАТОР» в структуре дополнительного образования и соединяя с исследованием тему самообразования «Народная культура» можно сделать заключение: народная культура и народная педагогика являются широким полем деятельности для педагогов, на основе которого возможно создать ряд проектов с высокой итоговой результативностью и высоким уровнем качества обучения, воспитания и социализации личности, соответствующее современным требованиям образования. Необходимо отметить, что ряд этих проектов наибольшим образом подходит для реализации в системе дополнительного образования. Сегодня система дополнительного образования – это образовательное пространство проектной деятельности.
Народная культура – образовательное пространство проектной деятельности
Используемая литература:
1. Саитгалиева З.Ш. «Этнопедагогика»
Уфа, МГОПУ, 2002г
2. «Начальная школа» М 2004 г., 2005 г.
3. «Дополнительное образование» М. 2005 г., 2004 г,
2003 г.