Цели и задачи:
- показать, актуальность проблемы окружающей среды;
- формировать ценностные экологические ориентации (эстетической, познавательной ценности природы);
- продолжить формирование у обучающихся представлений и знаний о природных комплексах;
- познакомить учащихся с изменениями природных комплексов, особенностями, причинами и последствиями этих изменений;
- рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.
Средства обучения: репродукции картин И.И. Левитан «Озеро. Русь»,А.Н. Дубовский «Родина».
Тип урока: урок изучение нового материала.
Методы: рассказ, беседа, наблюдение.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Рассказ об изменении ПК и последствях
этих изменений. – Наша русская природа, полная
поэзии и прелести, трогает и волнует каждого
человека, любящего свою Родину. Она дарит людям
радость, душевное спокойствие, здоровье. 2. Создание эмоционального настроя. – Такие картины как «Озеро. Русь» И. Левитана, «Родина» А.Н. Дубовского прекрасно передают образ нашей Родины – России (Под музыку Рахманинова «Вокализ»).
– В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других, поэтому каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. 3. Организация самостоятельной работы с
учебником. Представьте себе, что на
большой площади вырубили лес. Что произойдет? Составление схемы на доске: – Зависимость между лесом и полноводностью
рек отмечали наши русские писатели, например, Е.
Аксаков: Составление схемы на доске. Прослушайте отрывок из рассказа В. Распутина «Прощание с Матерой». «Надо – значит надо, но, вспоминая, какая будет
затоплена земля – самая лучшая, веками ухоженная
и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не
одно поколение – недоверчиво и тревожно
замирало сердце, а не слишком ли дорогая цена? Не
переплатить бы». Учитель предлагает составить правила «Помощь природе». 1. Не засоряй мусором водоемы Рефлексия (на фоне музыки И.С. Бах «Аве Мария»): – Какие чувства вы испытали на уроке? |
Воспринимают информацию.
Работают с текстом учебника, устанавливают взаимосвязь между компонентами ПК.
Чертят схему в тетрадях.
Чертят схему в тетрадях.
Воспринимают информацию.
Делают вывод о том, что хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное и положительное воздействие на ПК.
Анализируют ситуацию, предложенную учителем.
Отвечают на вопросы. Отвечают: «Красный цвет – это сигнал тревоги».
Составляют перечень основных правил поведения в природе.
Делают вывод о том, что необходимо беречь и охранять природу. Высказывают суждения, выражают свое отношение к вопросу охраны и сбережения природы. |
Литература для учителя и учащихся:
1. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране
природы. – М.: Просвещение. 1986. – 175с., ил.
2. Баландин Р.К. Экологоя и природа.– М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2001.– 350с.: (Популярная школьная
энциклопедия).
3. Энциклопедия для детей. Том 19.Экология. –
М.:Аванта+, 2001. – 448 с.: ил.
4. Рянжин.С. Экологический букварь для детей
и взрослых.– СПб: 1994.– 108 с.: ил.