Тема урока: "Путешествие по Китаю"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: Путешествие по Китаю. (Приложение. Слайд 1)

Цели: дать общее представление об искусстве Китая; расширять кругозор; развивать художественно-творческие способности учащихся; воспитывать интерес к искусству других стран.  (Приложение. Слайд 2)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Ознакомление с новым материалом

А) Шедевры китайской архитектуры.

Секрет необычного впечатления, которое производите китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, умение найти живописное место.

Великая Китайская стена.  (Приложение. Слайд 3)

До сих пор поражает ее величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой севера Китая.  По непреступным вершинам гор Китая она протянулась на 5 тыс. км. Ее основное назначение заключалось в том. Чтобы оградить китайское от набегов кочевых племен с севера. По ее верху проложена дорога шириной 5-8 метров, по которой могли продвигать войска. Через каждые 100-150 метров по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов. Это грандиозное архитектурное сооружение олицетворяет мощь Китайской державы.

Одной из наиболее распространенных построек Китая является пагода – мемориальная башня, возведенная в честь деяний знаменитых людей.
(Приложение. Слайд 4)
Лучший образец китайского стиля – 64-метровая пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей). Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они  указали место для возведения пагоды.
Пагода состоит из 7 этажей. Отделенных друг от друга карнизами, которые сужаются к вершине пагоды. Подчеркивая ее устремление вверх.

Необычным явлением стали  буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. По грандиозности и величию его воплощения является буддийский монастырь Юньган. Почти на 2 км тянется скала высотой 60 м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м  и удалены вглубь скалы на 9-10 м. Каждая из пещер посвящена определенному божеству. Внутри множество скульптурных изображений и рельефов.(Приложение. Слайд 5)

Эмблемой Китая стал Храм Неба в ансамбле императорского дворца в запретном городе Пекина. В яркий солнечный день он напоминает мерцающее море, ритм которого передают летящие, изогнутые кровли крыш. Ярусы крыши, покрытые глазурированной, синей черепицей, напоминают горную вершину.(Приложение. Слайд 6)

Мировую известность приобрел садово-парковый комплекс Бейхай. В планировку включены бамбуковые рощицы, каменные глыбы, посадки из редкостных деревьев и кустарников. Изящны беседки и павильоны с причудливыми рисунками золотых крыш. Около 7000 панно украшают комплекс. (Приложение.  Слайд 7)

Б) Скульптура Китая (Приложение. Слайд 8)

Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Она выражала идею могущества и неограниченной власти. Во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное их терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничие и всадники выполнены в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора. Здесь также было обнаружено более 130 глиняных колесниц и 500 скульптур лошадей.

В) Китайская живопись (Приложение. Слайд 9)

Живопись в Китае достигла блестящего рассвета. В основном она представлена вертикальными и горизонтальными свитками из шелка или бумаги, в различных  жанрах (пейзажи, портреты, исторические и бытовые картины).
Пейзажная живопись Китая не отличается богатством и разнообразием красок. Зачастую она монохромна (одноцветна), но, сколько в ней оттенков и сочетаний! (Приложение. Слайд 10)
Свои впечатления от произведений мастеров китайской живописи выразил поэт К. Бельмонт в стихотворении «Великое ничто»:

…Люблю однообразную мечту
В созданиях художников Китая,
Застывшую, как иней, красоту,
Как иней снов, что искрится не тая.
Симметрия – их основной закон.
Они рисуют даль – как восхожденье.
И сладко мне, что страшный их дракон –
Не адский дух, а символ наслажденья.
И дивная утонченность тонов.
Дробящихся в различии согласном,
Проникновение в таинство основ,
Лазурь в лазури, красное на красном!
А равнодушье к образу людей.
Пристрастье к разновидностям звериным,
Сплетенье в строгий узел всех страстей,
Огонь ума,скользязий по картинам!

Г) Декоративно-прикладное искусство Китая тесно связано с мифологическими представлениями.  Согласно этим воззрениям первоначально мир состоял из многочисленных мельчайших частичек. В какой-то момент светлые частицы поднялись вверх. А темные опустились вниз. Из светлых частиц. Получивших название «ян» –образовалось небо, из темных, названных «инь» –  земля.  Взаимосвязь ян и инь породила  в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Этим союзом были порождены пять первоэлементов: земля, вода, огонь, дерево, металл. (Приложение. Слайд 11)

По мифологическим представлениям, есть четыре священных существа: феникс – символ лета и юга, тигр – символ осени и запада, черепаха – символ зимы и севера, дракон – символ весны и востока.

Дракон считается повелителем водной стихии. Его существование было столь значимым. Что на протяжении веков в разных провинциях Китая возникли свои варианты мифов, рассказывавшие о разновидностях драконов. Изображения драконов по сей день можно увидеть и в храмах, и во дворцах, и в домах. (Приложение. Слайд 12)
В виде драконов изготовлялось множество предметов, например подставки для кисточек. Образами драконов украшены вазы, пиалы и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства. (Приложение. Слайды 13-15)

С легендой об исцелении царя драконов и владыки вод – да ванна – связан знаменитый танец дракона, исполняемый в Китае каждый год. (Приложение. Слайд 16)
Во время этого праздника люди. Одетые в национальные костюмы, торжественно проносят по главным улицам города или деревни искусно сделанного дракона. Его длинное тело сделано  из бамбука и оклеен цветной бумагой и шелком. Перед драконом несут ярко раскрашенный шар, символизирующий солнце. Шествие сопровождается барабанным боем и звуками гонга, напоминающими раскаты грома и шум ливня.

Китайцы делят драконов на желтых, красных, зеленых, черных и белых.
Дракон – символ китайской нации, существо доброе и милостивое к людям. (Приложение. Слайды 17-20)

3. Объяснение учебного задания (Приложение. Слайд 21)

4. Самостоятельная работа учащихся

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание: завершить работу.