Тема: Путешествие по Китаю. (Приложение. Слайд 1)
Цели: дать общее представление об искусстве Китая; расширять кругозор; развивать художественно-творческие способности учащихся; воспитывать интерес к искусству других стран. (Приложение. Слайд 2)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Ознакомление с новым материалом
А) Шедевры китайской архитектуры.
Секрет необычного впечатления, которое производите китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы, умение найти живописное место.
Великая Китайская стена. (Приложение. Слайд 3)
До сих пор поражает ее величественная простота, воедино слитая с могучей и суровой природой севера Китая. По непреступным вершинам гор Китая она протянулась на 5 тыс. км. Ее основное назначение заключалось в том. Чтобы оградить китайское от набегов кочевых племен с севера. По ее верху проложена дорога шириной 5-8 метров, по которой могли продвигать войска. Через каждые 100-150 метров по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов. Это грандиозное архитектурное сооружение олицетворяет мощь Китайской державы.
Одной из наиболее распространенных построек
Китая является пагода – мемориальная
башня, возведенная в честь деяний знаменитых
людей.
(Приложение. Слайд 4)
Лучший образец китайского стиля – 64-метровая
пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей).
Название пагоды восходит к легенде о знаменитом
паломнике, которому во время странствия из Индии
в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они
указали место для возведения пагоды.
Пагода состоит из 7 этажей. Отделенных друг от
друга карнизами, которые сужаются к вершине
пагоды. Подчеркивая ее устремление вверх.
Необычным явлением стали буддийские пещерные храмы, расположенные в труднодоступных горах. По грандиозности и величию его воплощения является буддийский монастырь Юньган. Почти на 2 км тянется скала высотой 60 м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м и удалены вглубь скалы на 9-10 м. Каждая из пещер посвящена определенному божеству. Внутри множество скульптурных изображений и рельефов.(Приложение. Слайд 5)
Эмблемой Китая стал Храм Неба в ансамбле императорского дворца в запретном городе Пекина. В яркий солнечный день он напоминает мерцающее море, ритм которого передают летящие, изогнутые кровли крыш. Ярусы крыши, покрытые глазурированной, синей черепицей, напоминают горную вершину.(Приложение. Слайд 6)
Мировую известность приобрел садово-парковый комплекс Бейхай. В планировку включены бамбуковые рощицы, каменные глыбы, посадки из редкостных деревьев и кустарников. Изящны беседки и павильоны с причудливыми рисунками золотых крыш. Около 7000 панно украшают комплекс. (Приложение. Слайд 7)
Б) Скульптура Китая (Приложение. Слайд 8)
Скульптура всегда пользовалась особой популярностью в Китае. Она выражала идею могущества и неограниченной власти. Во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное их терракоты. Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничие и всадники выполнены в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора. Здесь также было обнаружено более 130 глиняных колесниц и 500 скульптур лошадей.
В) Китайская живопись (Приложение. Слайд 9)
Живопись в Китае достигла блестящего рассвета.
В основном она представлена вертикальными и
горизонтальными свитками из шелка или бумаги, в
различных жанрах (пейзажи, портреты,
исторические и бытовые картины).
Пейзажная живопись Китая не отличается
богатством и разнообразием красок. Зачастую она
монохромна (одноцветна), но, сколько в ней
оттенков и сочетаний! (Приложение.
Слайд 10)
Свои впечатления от произведений мастеров
китайской живописи выразил поэт К. Бельмонт в
стихотворении «Великое ничто»:
…Люблю однообразную мечту
В созданиях художников Китая,
Застывшую, как иней, красоту,
Как иней снов, что искрится не тая.
Симметрия – их основной закон.
Они рисуют даль – как восхожденье.
И сладко мне, что страшный их дракон –
Не адский дух, а символ наслажденья.
И дивная утонченность тонов.
Дробящихся в различии согласном,
Проникновение в таинство основ,
Лазурь в лазури, красное на красном!
А равнодушье к образу людей.
Пристрастье к разновидностям звериным,
Сплетенье в строгий узел всех страстей,
Огонь ума,скользязий по картинам!
Г) Декоративно-прикладное искусство Китая тесно связано с мифологическими представлениями. Согласно этим воззрениям первоначально мир состоял из многочисленных мельчайших частичек. В какой-то момент светлые частицы поднялись вверх. А темные опустились вниз. Из светлых частиц. Получивших название «ян» –образовалось небо, из темных, названных «инь» – земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Этим союзом были порождены пять первоэлементов: земля, вода, огонь, дерево, металл. (Приложение. Слайд 11)
По мифологическим представлениям, есть четыре священных существа: феникс – символ лета и юга, тигр – символ осени и запада, черепаха – символ зимы и севера, дракон – символ весны и востока.
Дракон считается повелителем водной
стихии. Его существование было столь значимым.
Что на протяжении веков в разных провинциях
Китая возникли свои варианты мифов,
рассказывавшие о разновидностях драконов.
Изображения драконов по сей день можно увидеть и
в храмах, и во дворцах, и в домах. (Приложение.
Слайд 12)
В виде драконов изготовлялось множество
предметов, например подставки для кисточек.
Образами драконов украшены вазы, пиалы и многие
другие предметы декоративно-прикладного
искусства. (Приложение.
Слайды 13-15)
С легендой об исцелении царя драконов и владыки
вод – да ванна – связан знаменитый танец
дракона, исполняемый в Китае каждый год. (Приложение. Слайд 16)
Во время этого праздника люди. Одетые в
национальные костюмы, торжественно проносят по
главным улицам города или деревни искусно
сделанного дракона. Его длинное тело сделано
из бамбука и оклеен цветной бумагой и шелком.
Перед драконом несут ярко раскрашенный шар,
символизирующий солнце. Шествие сопровождается
барабанным боем и звуками гонга, напоминающими
раскаты грома и шум ливня.
Китайцы делят драконов на желтых, красных,
зеленых, черных и белых.
Дракон – символ китайской нации, существо доброе
и милостивое к людям. (Приложение.
Слайды 17-20)
3. Объяснение учебного задания (Приложение. Слайд 21)
4. Самостоятельная работа учащихся
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание: завершить работу.