"Твой подвиг бессмертен, солдат!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание чувства патриотизма.
Задачи: привить учащимся любовь к прошлому своего народа, своей страны; расширять представления о Великой Отечественной войне и героизме народа.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

(Приложение, слайд 1)

Ведущий. Майский день сорок пятого… Знакомые и незнакомые люди обнимались, дарили друг другу цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни.

Ведущий: Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества и праздник каждого человека.(Тихая музыка)

(Приложение, слайд 2)

Чтец.

Я не видел войны, я родился значительно позже,
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,
Есть и это, и то, только самого главного нет.

Чтец.

Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,
Я не верю в кино, там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал, почему-то не любит об этом,
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Чтец.

Только, слышишь, звучит, проступает из стен Сталинграда,
Тихо, тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы грохотом слов не стереть, не убить этот звук.

Чтец.

Шестьдесят четыре раз был февраль,
Шестьдесят четыре праздников нового снега,
Шестьдесят четыре раз таял снег, отступая с приходом весны.
Шестьдесят четыре – это миг, это только чуть больше полвека,
Как немного пока удалось нам прожить без войны. (Музыка выключается).

Ведущий. Да, то майское утро было проникнуто ликованием. Но сквозь него проступала
скорбь. Люди остро чувствовали потерю близких, знакомых и незнакомых; тех, кто умирал под фашистскими пулями и снарядами, пытками в концлагерях, в блокадном голоде, в сожженных деревнях. Их убила война…

(Приложение, слайд 3)

Чтец читает отрывок Р. Рождественского «Разве для смерти рождаются дети, Родина?»

Песня «Катюша».

Ведущий. Это ликование и эта скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.

Ведущий: День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас, и мы обязаны помнить об этом. Наша память не должна ослепнуть.

Звучит песня «Журавли».

Музыка. (Приложение, слайд 4)

Ведущий. Выстрелы, прозвучавшие на рассвете 22 июня 1941 года, были началом одной из самых ужасных трагедий ХХ века – Великой Отечественной войны. Самой кровопролитной в истории. Четыре года бушевала она. Сегодня этот день и День Победы наших войск над фашистской Германией – 9 мая – отмечают как дни памяти. Памяти о миллионах погибших, замученных и оставшихся калеками.

Ведущий: Помнить о них необходимо. Помнить – для того, чтобы жить. Помнить, чтобы новый разрушительный смерч не пронесся над планетой, уничтожая все живое. Чтобы уцелела земля наша. (Музыка выключается).

(Приложение, слайд 5)

Ведущий:

Вспомним всех поименно.
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым, –
Это нужно живым.

Ведущий. Вам, рисковавшим жизнью на полях сражений; вам, ныне живущим – посвящается!

Ведущий: Вам, погибшим в битвах, умершим от ран в мирное время – посвящается!

Ведущий: Труженикам тыла, женщинам, вынесшим на своих плечах эту победу, – посвящается!

Ведущий: Детям войны, тем, у кого она украла детство, – посвящается!

Звучит фонограмма песни «Священная война».

Чтец:

Как саранча на цветущие ветви,
Налетели насильники эти!
Люди без слов, лица, без чести,
Все, что есть злого, сплавилось вместе.
Все нелюдское в них, незнакомое.
Обглодано лето, и зелень примята.
Треск мотоциклов, дрожь автоматов.
Железным напором, бездушным парадом,
По нашим просторам, по свежим прохладам…
Поля обдавая бензиновым чадом,
Спортивной походкой, с загаром на теле –
Они на колени швырнуть нас хотели…

(Музыка выключается)

Ведущий. Перенесемся сейчас в тот далекий 1941 год. Лето. 22 июня. Четыре часа утра.

Чтец читает стихотворение Н. Сидоренко «Мирно страна проснулась

(Приложение, слайд 6)

Ведущий. Так начиналась война. Первыми вступили в бой пограничники. Уцелеть удалось лишь немногим. А спустя несколько часов во всех уголках нашей необъятной Родины началась мобилизация в ряды Красной Армии. Люди разных возрастов и национальностей, плечом к плечу, встали на защиту Родины. Люди уходили на фронт…

Ведущий: Это были самые суровые, самые тяжелые недели, месяцы великой войны. Несмотря на огромный перевес врага в технике и неожиданность нападения, пограничники и части Красной Армии героически сражались на всем протяжении фронта. Всем известны подвиги героев Брестской крепости.

Чтец.

Ивы склонились к пруду.
Месяц плывет над рекой.
Там у границы стоял на посту
Ночью боец молодой.
В тяжелую ночь он не спал, не дремал,
Землю родную стерег.
В чаще лесной он шаги услыхал
И с автоматом залег.
Черные тени в тумане росли.
Туча на небе темна…
Первый снаряд разорвался вдали.
Так начиналась война…
Трудно держаться бойцу одному,
Трудно атаку отбить.
Вот и пришлось на рассвете ему
Голову честно сложить.

Песня «За того парня»

(Приложение, слайд 7)

Ведущий. Июнь 1941 года. Враг у стен Москвы. Весь город встает на защиту.

Чтец.

Враги у Москвы. В окуляры биноклей
Они на Москву горделиво глядят.
А их генералы сквозь стекла моноклей
Планируют первый московский парад.
Планируют, как по булыжной брусчатке
Победные флаги они понесут,
А после в Москве и в России порядки
По меркам фашистским они поведут.

Музыка. (Приложение, слайд 8)

Ведущий. В августе 1941 года сомкнулось кольцо вокруг Ленинграда. Начались суровые 900 дней блокады. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел стереть этот город с лица земли. Фашисты окружили Ленинград, обстреливали его из артиллерийских орудий всех калибров и беспрерывно бомбили город с воздуха. На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость.

Ведущий: Зимой 1941–1942 годов в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные, голодные, измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых домах. Замерзли водопровод и канализация. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Враги думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадутся.
Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу…

Ведущий: Страшная зима 1941 года. В уголке булочной стоит маленькая девочка лет семи. Люди, едва держащиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба, по пять-десять граммов, – хотя для каждого это был кусочек жизни. Они думали, что девочка начнет его тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка. Она плачет и просит есть. Этот хлеб – для нее.

Ведущий: В осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Чтец:

Девчушка руку протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула.
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.

(Музыка включается)

Ведущий. Говорить о мужестве солдат и жителей Ленинграда можно долго и много. Важно одно: они выстояли. Победили.

(Приложение, слайд 9)

Ведущий: Женщина и жизнь – слова-синонимы. На войне женщина стала воином. Она стреляла, убивала, чтобы сохранить жизнь. На заводах, в колхозах и совхозах уходивших на фронт мужчин заменяли женщины, дети, старики. На краткосрочных курсах сельских механизаторов очутились тысячи женщин. Они садились за руль тракторов, брали в руки штурвалы комбайнов…

Ведущий: Многое пережили наши женщины в годы Великой Отечественной войны. Какая безумная тяжесть легла на их хрупкие плечи! Вместе с воинами они ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт!

(Приложение, слайд 10)

Чтец.

Все люди спят.
Лишь мать не спит сейчас.
И не смыкает мать усталых глаз.
Идет война. Был сын убит в бою.
Закрыл он сердцем Родину свою.
Пред ним открыты были сто дорог.
Он быть ученым мог,
Он стать поэтом мог.
Но верит мать и ждет –
Раздастся в двери стук,
И сын вернется вдруг…
Все люди спят,
Но мать не спит сейчас.
И льются слезы из усталых глаз.
И много дней,
И много лет
Она все сына ждет,
А сына нет…

(Приложение, слайд 11)

Песня «Баллада о матери»

Ведущий: Разве можно забыть Сталинград, Ленинград, Хатынь?

Ведущий:

Хатынь. Стой, человек!
Море, застынь!
Замрите в полете, птицы!
Смотрите – Хатынь, смотрите – Хатынь!
Смотрите все нам в лица.

Ведущий: Солнечным утром 22 марта 1943 года отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков, детей – согнали в большой сарай. И вдруг вспыхнуло пламя – фашисты подожгли сарай. 149 человек погибли в огне.

Ведущий:

Динь-динь – стонет Хатынь.
Болью людскою дымится.
Звонами-стонами снова Хатынь
В наши сердца стучится.

Чтец.

Сотни тысяч заживо сожженных
К нам взывают сквозь года.
Загляните же в глаза тех обреченных,
Что ушли из жизни навсегда.
Как же перед ними оправдаться?
Как же объяснить, что вновь
Дети перестали улыбаться
И невинных рядом льется кровь?
И уже забыли все о том,
Как же крик предсмертный страшен
Дитя, терзаемого палачом?

Ведущий: Все-таки люди, расстрелянные во тьме ночной, были, есть и будут живее своих палачей.

Звучит музыка военных лет.

(Приложение, слайд 12)

Чтец читает стихотворение Б Окуджава «Ах, война, что ты сделала, подлая…»
Парень и девушка, взявшись за руки, проходят через весь зал до сцены, обыгрывая слова песни пантомимой. В конце фонограммы они останавливаются, глядя друг другу в глаза.

Она.

Всю ночь не разнимали руки,
Всю ночь не спали мы с тобой.
Я после долгой, злой разлуки
Опять пришла к тебе друг мой.

Он.

Теперь навек – ты веришь? Веришь?
«Любовь одна и жизнь одна...»

Она.

И вдруг стучит соседка в двери,
Вошла и говорит: «Война!»

Он. Война уже с рассвета длится.

Она. Войне уже девятый час.

Он. Уж враг за новою границей.

Она. Уж сотни первых вдов у нас.

Он.

И в вечность канул день вчерашний.
Ты говоришь: «Ну, как? Не страшно?»

Она.

Нет... Ты идешь в военкомат?
Еще не муж, но больше – брат...
Ступай, родной, ведь ты – солдат;
Ты соотечественник мне,

Он. В этом – все. Мы на войне. (Музыка выкл.)

(Приложение, слайд 13)

Ведущий: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие четыре года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слезы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.

Ведущий: Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание и милосердие.

(Приложение, слайд 14)

Чтец

Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но по-прежнему духом сильны.
Ветеранам нельзя на покой уходить,
Когда мир вновь тревогой объят.
Люди новой войны не должны допустить,
По ночам ветераны не спят.
Им погибших друзей не забыть никогда,
Хотя в этом и нет их вины.
Но в душе рядом с ними они навсегда
И не могут уйти от войны.
Потому ветераны себя не щадят,
Без волнения жить – не для них,
Ярким пламенем жизни сердца их горят,
На борьбу вдохновляя других.

Ведущий: Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт! Ничто не забыто!

Песня «Казаки в Берлине»

Ведущий. Навсегда останутся на духовном вооружении новых и новых поколений людей слова М. Джалиля, продиктованные ему любовью к жизни, к Родине. Как завещание звучат бессмертные строки:

Ведущий:

Или бейся за правду ты смело,
Или сразу сдавайся в рабы.
Быть героем – нет выше удела!
Быть рабом – нет позорней судьбы!

Ведущий: Пусть эти стихи станут вам, ребята, примером того, как надо жить, как надо служить своей Родине, как надо любить её. Пусть они волнуют и зовут вас вперед.

Ведущий: Сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить наших дедушек и бабушек, наших родных и близких – всех тех людей, кто погиб, сражаясь за Родину.

Ведущий: И в минуту счастья мы будем приходить к памятникам, потому что это несбывшееся счастье всех тех, кто погиб, чьи фамилии здесь, и всех безымянных, но ставших героями.

Ведущий: Наши ровесники, поднявшись в атаку молодыми, так и не состарились.

Ведущий: Слава павшим и низкий поклон живущим среди нас ветеранам. А наш долг теперь – не забыть. Как много их погибло на войне, простых школяров. Как много мы с вами им должны. Хотя бы своей памятью.

Ведущий: Если мы посвятим каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 20 миллионов минут, это почти сорок лет поминальных мгновений.

Чтец читает стихи А. Фатьянова « И в День Победы, нежный и туманный…»

Минута молчания. Стук метронома

Ведущий: Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу, подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в истории.

Ведущий: Наша Победа не померкнет никогда. Все меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе. Окружим же заботою тех, кто еще с нами. Давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы.

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Литература:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно – музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Сборник стихов Р.Рождественского
  4. Сборник стихов Б. Окуджавы