Социологические исследования показывают, что двигательная активность младших школьников на 50% меньше, чем дошкольников, а у старшеклассников она составляет только 25% от времени бодрствования [1]. Два урока в неделю физической культуры, конечно, не могут компенсировать дефицит движения детей. В результате у них снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что в свою очередь ведет к малоподвижности. Поэтому сегодня учитель вынужден ориентировать школьников и на физическое, и на духовное самосовершенствование, помогать формированию потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, учить использовать их во время досуга для восстановления активности [1].
Особую тревогу вызывают учащиеся пятых классов. Наблюдения показывают, что у большинства детей после выхода из начальной школы проявляются симптомы стресса: трудности контроля эмоций, растет возбудимость. Одновременно отмечается спад успеваемости, возрастает риск психосоматических заболеваний. И это не случайно: идет активная физическая перестройки организма, меняются условия обучения «из-под крыла» одной учительницы он сразу попадает под «прицел» разных учителей, ведущих новые для школьников учебные предметы. Именно пятиклассники дают до 25-30% заболевших во время сезонных вспышек респираторных заболеваний. В связи с таким положением дел мной была разработана программа, направленная на профилактику заболеваемости. Оздоровительная гимнастика, предупреждающая появление ряда заболеваний, введена в эту программу за счет вариативной части Учебного плана.
Систематические занятия активно влияют на морфологическое формирование и физическое развитие детского организма. Подобрав соответствующие упражнения, можно исправить дефекты осанки – частой причины серьёзных функциональных нарушений. Физические упражнения благотворно влияют также на эндокринную, дыхательную, нервную, пищеварительную системы, а также систему кровообращения.
Эндокринная система связана с работой желез и лимфатических узлов; выделяемые ими гормоны способствуют развитию организма и улучшению обмена веществ. Данная гимнастика направлена на улучшение работы эндокринной системы, а та, в свою очередь, принесет пользу всем остальным системам организма.
Повышается жизненная ёмкость лёгких, максимальная легочная вентиляция. Благодаря этим занятиям сердце ребенка увеличивается в объёме, повышается его тонус, что способствует развитию выносливости.
По результатам медицинского осмотра все учащиеся распределены по группам здоровья (основная, подготовительная, специальная). У каждой группы здоровья четко сформулированы особенности их здоровья и разъяснены задачи для профилактики заболеваний.
Для каждой группы учащихся составлены методические рекомендации для занятий физической подготовкой, указаны запреты и предосторожности при выполнении физической нагрузки, рекомендации по питанию. Цель – улучшение общего состояния здоровья.
Упражнения оздоровительной гимнастики я провожу в подготовительной части, они занимают 20% от основного времени урока. Они подобраны таким образом, что их могут выполнять дети разных групп здоровья.
Приведу несколько комплексов упражнений для профилактики различных видов заболеваний. Эти комплексы можно выполнять не только на занятиях физической культуры, но и самостоятельно дома.
Примерный комплекс упражнений для улучшения осанки
1. И.п. – о.с. Правую ногу назад на носок, руки
вверх. Потянуться. Приставить ногу, руки через
стороны вниз. То же с другой ноги. Повторить 6-8
раз.
2. И.п. – о.с. стойка ноги врозь, руки за спиной,
пальцы сцеплены в замок. Замок вывернуть
большими пальцами наружу. Прогнуться. Наклон
вперед. Выпрямиться. Повторить 6-8 раз.
3. И.п. – о.с. Полуприсед на правой ноге, левую –
вперед на носок, руки вверх. Наклонить туловище
назад, спина прямая. И.п. – о.с. То же с другой ноги.
Повторить 8 раз.
4. И.п. – руки на поясе. Шаг правой ногой вправо.
Шаг левой влево. Прыжком ноги вместе. То же с
другой ноги. Повторить 8 раз.
5. И.п. – о.с. Шаг право вправо. Шаг левой влево.
Выпрямиться. То же в другую сторону. Повторить6- 8
раз
6. И.п. – о.с. Наклон туловища вперед, руки в
стороны и назад повыше. Уменьшить напряжение
мышц рук, слегка опустить их. Расслабить мышцы,
«уронить» руки. И.п. Повторить 4-6 раз.
7. И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях.
Движения руками, как при беге в темпе. 20 секунд.
Упражнения для развития выносливости и «усиления» нижней части позвоночника
1. Лежа на спине, руки в стороны, ноги прямые.
Приподнимать ноги под разным углом 30,45,60,90
держать их в таком положении до 20-30 секунд.
2. Лежа на правом боку, ноги вмести, руки
свободно. Поднять левую ногу в сторону, опустить,
согнуть левую ногу, попытаться коснуться
подбородком колена. Повторить 6-8 раз на левом и
правом боку.
3. И.п. – лежа на животе, руки за головой в замок.
Приподнимать то левую, то правую ногу. Повтор 8-10
раз на каждую ногу.
4. Упражнение «лодочка».
5. И.п. – лежа, руки в стороны. Прогнуться – руки
развести в стороны. Повторить 6-8 раз.
Кроме того, применяются упражнения,
оказывающие воздействие на нервную систему,
например, выполняя определенные упражнения,
можно способствовать избавлению от головной
боли, снять напряжение глаз, улучшить
деятельность желудка. В упоре согнувшись. Таз
выше головы, спина согнута. Опираясь на прямые
руки и пальцы ног, поднять голову и резко
откинуть ёе назад. Опустить таз, затем, разгибая
ноги, поднять его повыше. Упражнение выполнять
медленно 10-15 раз.
Стимулировать работу печени и почек
можно следующим упражнением. Упор, согнувшись,
таз выше головы, спина согнута. Опираясь на
прямые руки и пальцы ног, повернуть таз влево,
затем вправо. Делать медленно в каждую сторону по
10 раз.
А это упражнение имеет особое значение, когда
надо «управлять» желудком. Лежа на
спине, ноги вытянуты, руки в стороны. Согнуть
ноги, одновременно приподнять голову, попытаться
коснуться подбородком колен. Держать 5 секунд.
Повторить 10-15 раз.
Следующее упражнение, растягивает позвоночник.
Приносит облегчение толстому кишечнику. Упор,
согнувшись, таз поднят, спина согнута дугой,
голова опущена. В таком положении находиться 30
секунд.
Примерный комплекс упражнений для профилактики миопии
1. И.п. – удобно сесть. Позвоночник прямой,
взгляд устремлен вперед. Взгляд направить: влево,
прямо, вправо, прямо – вниз, прямо – вверх.
Повторить от 1 до 10 раз.
2. Выполнять упражнения легко, без малейшего
напряжения. Не задерживаться в определенных
положениях. Взгляд сместить по диагонали: влево
– вниз. Прямо – вправо – вниз, прямо – вправо –
вверх, прямо – влево – вверх, прямо. Повторить от
1 до 10 раз.
3. Круговые движения глаз. От 1 до 10 кругов влево,
вправо. Вначале быстро, затем как можно
медленнее.
4. Изменение фокусного расстояния. Посмотреть на
кончик носа, затем вдаль. Повторить 3-4 раза.
5. Смотреть прямо перед собой пристально и
неподвижно, стараясь видеть более ясно, но без
напряжения и не моргая. Около 1 минуты.
6. Сжать веки, затем моргнуть несколько раз.
7. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их
указательным и средним пальцами в направлении от
носа к вискам. Или закрыть глаза и подушечками
ладони очень нежно проводить по верхним векам от
висков к переносице и обратно. Повторить 10 раз в
среднем темпе.
8. Потереть ладони друг о друга (около 1 минуты.) и
легко, без усилий прикрыть ими закрытые глаза,
чтобы полностью загородить их от света.
Облокотиться на стол и посидеть спокойно 3-4
минутки. Дайте «расслабиться» и мозгу.
Старайтесь это время ни о чем не думать.
Примерный комплекс упражнений для улучшения дыхательной функции
1. И.п. – о.с. Скользя ладонями по бокам,
подтянуть их до подмышек, поднять плечи, вдох.
Опустить плечи, продолжительный выдох. Два счета
(2 сек.) пауза. Свободное дыхание 20-30 сек. Повторить
3-4 раза.
2. И.п. – ноги врозь. Наклон назад, кисти на
поясницу, вдох. Наклон вперед, обхватить руками
скрестно грудную клетку, продолжительный выдох.
Два счета – пауза. Свободное дыхание 15-20 сек.
Повторить 3-4 раза.
3. И.п. – ноги врозь. Руки в стороны, кисти к плечам,
наклон назад, вдох через нос. Наклон вперед,
коснуться пальцами носков ног, выдох. И.п. Два
счета – пауза. Свободное дыхание 15-20 сек.
Повторить 4-5 раз.
4. И.п. – ноги врозь. Руки в стороны, наклон назад,
быстрый вдох через рот. Согнуть левую ногу
вперед, руками обхватить голень, прижать бедро к
груди, продолжительный выдох через нос. И.п.
Пауза. Свободное дыхание 20-30 сек. То же правой
ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
5. И.п. – ноги врозь, руки на голове. Когти в
стороны, плечи поднять, подняться на носки,
быстрый вдох через рот. И.п. выдох через рот.
Четыре счета – пауза. Свободное дыхание 15-20 сек.
Повторить 4-5 раз.
6. И.п. – лежа на спине руки внизу, в стороны, за
головой или вверху – в зависимости от силы
брюшного пресса. Сесть, наклониться вперед,
выдох. И.п., вдох. Четыре счета – пауза. Свободное
дыхание 20-30 сек. Повторить 6-8 раз.
7. И.п. – о.с., руки на поясе. Присед, выдох. И.п.,
вдох. Четыре счета – пауза. Свободное дыхание 20-30
сек. Повторить 6-10 раз.
8. И.п. – то же. Два прыжка на обеих ногах. Четыре
счета – пауза. Свободное дыхание 20-30 сек.
Повторить 10-15 раз
9. Равномерное дыхание при беге на месте или при
движении в медленном или в среднем темпе.
Продолжительность упражнения 30-60 сек.
Список литературы:
1. Физическая культура в школе № 2, 2008 г. стр. 42.
2. Физическая культура в школе № 5, 2008 г. стр.
29-30.
3. В.И. Дубровский Валеология здоровый образ
жизни Москва Флинта 1999 г.