Программа по дополнительному образованию "Обучение детей игре на фортепиано"

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы - художественно-эстетическая.

Данная программа разработана на основе “Сборника примерных образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному искусству” выпуск 40 часть 1 под редакцией Минько Н.Г., Москва 2004 г. и методического пособия Е. Королёвой “Азбука музыки в сказках, стихах и картинках” и адаптирована к условиям школы.

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности занимает художественно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальности ребёнка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки.

Цели:

  • приобщить учащихся к сокровищнице музыкального искусства;
  • сформировать у детей эстетические вкусы на лучших образцах русской и зарубежной музыки, а также произведений современных российских композиторов;
  • научить детей слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы;
  • воспитать активных участников художественной деятельности.

Задачи:

  • освоение нотной грамоты;
  • развитие у детей навыков чтения нот с листа;
  • обучение подбору мелодий по слуху;
  • обучение транспонированию мелодий;
  • формирование у ребенка естественных и целесообразных приёмов звукоизвлечения на основе активного звукового контроля: непринуждённая прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, чёткое ощущение клавиатуры.

Работа над выразительностью исполнения, развитие слухового контроля, качеством и разнообразием звучания, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всего курса обучения. Необходимо добиться гармоничного развития художественных и технических навыков в широком смысле этого слова (пальцевая беглость, чёткость и т.д.). Важно научить ребенка самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, бегло читать с листа. Особое внимание следует обратить ансамблям, что поможет развить чувство партнёрства, воспитать ответственность за общий результат исполнения.

Настоящая программа отличается от аналогичных тем, что музыкальные знания и умения систематизируют теорию и практику с учётом основ современной дидактики и возрастной психологии детей и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 6–16 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 3 года.

Формы и режим занятий - индивидуальный.

Количество часов в неделю на одного ученика – 2 часа, с обязательным перерывом 15 минут.

Ожидаемые результаты: уверенное, осмысленное, эмоциональное исполнение выученных произведений, умение работать самостоятельно.

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных произведений;
  • академические концерты (исполнение 1-2 разнохарактерных пьес);
  • клубные дни;
  • отчетные концерты;
  • участие детей в конкурсах, фестивалях.

Примерный учебно-тематический план первого года обучения

Название темы Общее количество часов
Всего Теория Практика
1 Знакомство с инструментом 1 0,5 0,5
2 Гаммы и упражнения 7 1 6
3 Этюды 9 1 8
4 Пьесы 11 1 10
5 Полифония 11 1 10
6 Произведения крупной формы 11 1 10
7 Ансамбли 9 1 8
8 Чтение нот с листа 7 - 7
9 Подбор по слуху 6 - 6
  Итого: 72 6,5 65,5
  Организационные мероприятия 4 4
  Всего: 76 6,5 69,5

Содержание программы

1. Знакомство с инструментом.

Знакомство с учеником, беседа с ним о музыке, рассказ об инструменте, первое прикосновение к клавишам, ощущение звукоизвлечения. Знакомство с регистрами, начальные упражнения для рук.

2. Работа над гаммами и упражнениями.

В течение года ребёнок должен пройти: 2-3 мажорные гаммы в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по три звука каждой ракой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы).

3. Работа над этюдами.

Работа над этюдами - это продолжение работы над техникой (пальцевой беглости, чёткости и так далее). Чёткое осознание работы над упражнениями и этюдами для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и д.р. Навыки, приобретённые при изучении гамм, дают полную возможность выбрать для каждого ученика разнообразные по стилю, по музыкально-пианистическим заданиям, лаконичные, легко запоминаемые этюды. Ученик извлекает наибольшую пользу из каждого этюда, если доведёт исполнение до законченности в подвижном темпе. Этюды помогают развивать в ученике сознательное отношение к освоению различных технических приёмов.

4. Работа над пьесами.

Работа над пьесами - важнейшее средство музыкального воспитания, развития эстетического вкуса. Важно иметь разнохарактерные пьесы, в которых ребёнок учится передавать своё отношение к произведению и пытается донести его (отношение) до слушателя. Работа над пьесами важна для концертной программы, где ребёнок может показать себя с хорошей стороны.

5. Работа над полифонией.

Работу над пьесами с элементами полифонии следует включить на начальной стадии обучения. Работая над полифоническими мелодиями, ребёнок учится хорошо слушать себя, контролировать голосоведение, развивает у него гармонический слух.

6. Работа над произведениями крупной формы.

Работа над крупной формой учит воспринимать объёмное, разноплановое произведение как одно целое. Следует брать в работу небольшие сонатины и вариации. Исполнение разных по характеру, настроению, темпу, вариаций, тем и т.д. в едином ключе учит анализировать произведение, выделять главную мысль и вести её через всё произведении, добиваясь цельности звучания.

7. Ансамбли.

Одним из важнейших разделов является работа над ансамблем. Ребёнок учится слышать партнёра, контролировать соотношение звучания партий, добиваться единства исполнения.

8. Чтение нот с листа.

Очень важным является умение чтения нот с листа. Эти навыки помогают при разборе новых произведений, концентрируют внимание, активизируют умственную деятельность, развивают способность схватывать главное в музыкальной ткани, непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок, вырабатывается уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, свободная ориентировка на клавиатуре, аппликатурная находчивость. Пьесы для чтения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых пьес по программе, поэтому целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов, а также популярные пьесы. Чтение нот с листа должно носить систематический характер.

9. Подбор по слуху.

Подбор по слуху мелодий, транспонирование способствует возникновению чётких музыкальных представлений. Подбор в различных тональностях помогает быстрее освоить клавиатуру, не бояться её и легче ориентироваться в тональностях.

Примерные перечни музыкальных произведений рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах

Гумберт. Г. Этюд, Филипп И. “Колыбельная”, Сароян С. Кукле, Украинская народная песня “Ой, лопнул обруч”, Степаненко М. “Обидели”, Гнесина Е. Маленькие этюды: № 9, Шитте Л. Соч. 160. Этюд № 1, Гедике А. Соч. 46. Ригодон.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Основной организационной формой обучения являются индивидуальные занятия, на которых используются различные методы и приемы организации и стимулирования музыкальной деятельности: метод игровой ситуации, упражнения, игра в ансамбле с педагогом.

Приёмы и методы включают в себя показ упражнений и приёмов игры, обсуждение недостатков, из причин, применение игровых моментов в процессе обучения.

Условия организации обучения по программе:

  • наличие просторного помещения с хорошим освещением и вентиляцией;
  • наличие музыкального инструмента;
  • библиотека справочных изданий по предмету, музыкальные учебники, пособия, нотные тетради;
  • музыкальный центр, аудио- и видеотехника.

Список используемой литературы

  1. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград. Всесоюзное изд. Советский композитор, 1988.
  2. Беленькая М., Ильинская С. Первые шаги к мастерству. Пособие по развития навыков транспонирования. Этюды. Изд. союз художников. С-Петербург, 2000.
  3. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - М: Изд. объед. "Композитор", 1993.
  4. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. - М.: Музыка, 2003 .-26 с.
  5. Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с: нот., ил. - (б-ка учителя музыки).
  6. Минько Н.Г. Программа по дополнительному образованию детей. Музыкально-эстетическое направление. - М.: 2000.
  7. Миньно Н.Г., Шуклина М.А. Сборник примерных образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40, часть I, М. 2004.
  8. Николаев А. Школа игры на фортепиано (Под общей редакцией А. Николаева). Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - М.: Музыка, 2004. - 199 с.
  9. Соколова Н. Ребёнок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки, с пением. С-Петербург, Изд. Лань, 1997.
  10. Программа для детских музыкальных школ. Класс специального фортепиано. –М.: 1973.
  11. Бакулова А., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано. – Москва. “Музыка”. 1991.
  12. Хереско Л. Музыкальные картинки. Л. “Советский композитор”. 1985.
  13. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. “Музыка”, 1987.
  14. Гиндин Р.С. Этюды. М.: “Музыка”, 2000.
  15. Олешко Т.Н. Избранные пьесы для младших классов –М.: Музыка, 2002.
  16. Ляховицкая С. Маленькому любителю музыки. Л.: “Музыка”, 1993.
  17. Бакулов А., Сорокин К. “Калинка” Альбом начинающего пианиста. – М.: “Советский композитор”, 1991.
  18. Любомудрова Н., Сорокин К. Хрестоматия для фортепиано – М.: “Музыка”, 2000.
  19. Майкапар С. Первые шаги. – М.: “Музыка”, 2000.
  20. Денисов Э. “Альбом для фортепиано” – М.: Музыка, 1999.
  21. Ройзман Л. И., Натансон В. А. Юный пианист. – М.: Всесоюзное изд-во Советский композитор, 1985.