Содержание физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия.
Оптимизация двигательного режима становится одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний, не говоря уже о ведущей роли в воспитании здорового ребенка.
Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в жизни, нередко требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Для того, чтобы этот период был как можно менее болезненным (легкая адаптация), его нужно готовить к поступлению в школу заблаговременно.
Мы считаем, что для повышения двигательной активности и оздоровления детей старшего дошкольного возраста не обязательно введение дополнительных занятий физическими упражнениями – достаточно создание системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, как эффективное условие общефизической подготовки детей к школе.
Разработанная нами система физкультурно-оздоровительной работы “Ступеньки к здоровью” рационально встроена в воспитательно-образовательную работу детского сада, в ее реализации активно участвует персонал детского сада (педагоги, специалисты, медицинские работники), важная роль отводится родителям.
Система включает в себя:
- двигательно-образовательную деятельность (физкультурные занятия, плавание, музыкально-ритмические занятия, подвижные игры, физ.минутки, спортивные развлечения и праздники, дни здоровья, оздоровительный бег);
- оздоровительная работа (витаминотерапия, луковая и чесночные закуски, смазывание слизистой носа оксалиновой мазью);
- закаливающие мероприятия (воздухом, водой, дополнительные закаливающие процедуры)
- коррекционная работа ( корригирующая гимнастика, психогимнастика, адаптационные игры)
Система физкультурно-здоровительных
мероприятий
“Ступеньки к здоровью”
1. Организация качественного питания детей:
- соблюдение стандартной диеты в соответствии с нормативными требованиями (рекомендации Ладодо, Москва);
- обогащение питания фруктами, овощами, зеленью, зерновым хлебом, соками, минеральной водой, продуктами с повышенным содержанием белка).
2. Дифференцирование системы закаливания (воздушное, сухое обтирание тела, полоскание горла холодной водой, босохождение в помещение, точечный массаж).
3. Оптимизация двигательного режима:
- тренирующие общеразвивающие занятия в зале, на улице;
- тренирующие спортивные занятия, спортивные игры, плавание;
- регулирующая, адаптационная гимнастика (после сна, бег по лестничным маршам);
- целенаправленные гимнастические комплексы (для глаз, для коррекции осанки и стопы, пальчиковая гимнастика);
- подвижные игры на прогулке;
- подвижные игры на занятиях.
4. Проведение мероприятий способствующих резистентности организма:
- медикаментозные средства (витамины, оксолиновая мазь);
- профилактика ЛОР-заболеваний (полоскание полости рта и носоглотки раствором соли, отваром трав, смазывание слизистой носа масляным раствором чеснока – на время эпидемий);
- физиорефлексотерапия (массажные дорожки, ионизирование воздуха, аэрозоль терапия);
- нормализация функций центральной нервной системы (соблюдение режима дня, музыкотерапия);
- соблюдение санитарно-гигиенических условий (освещение, температура, влажная уборка, изоляция больных детей).
5. Организация профилактики заболеваний:
- стоматологическая профилактика (гигиена полости рта, полоскание после еды, массаж десен);
- прививки.
6. Организация взаимодействия с родителями:
- родительские собрания;
- постоянно действующий семинар для родителей “ Здоровье и Мы”;
- консультации;
- информационное просвещение родителей, через оформление стендов.
7. Нормализация психологического климата в группе (занятия психолога, коммуникативные игры).
Данная система эффективно работает в течение 5 лет. Каждый год мы видим положительные результаты адаптации детей к школе. Удовлетворенность родителей процессом адаптации к школе составляет – 100%.
Отмечается высокий уровень физической подготовленности детей к школе (35% -высокий, 65% - средний). Дети активные участники спортивных мероприятий в школе.
По сути, создание данной системы - это поиск нового содержания и новых форм организации физического воспитания оздоровительной направленности, что полностью соответствует образовательной политике Пермского края.