Скорость чтения (техника чтения) как одно из условий успешности в обучении в средней и старшей школе и развитии одаренности у ребенка

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


“Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности”.

Такого понимания одаренности, подразумевающей не только актуальную, но и потенциальную возможность достижения более высоких результатов, фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по-другому, по программам, отличным от традиционных, таким, которые могут обеспечить раскрытие их индивидуальности.

Развитие исследований одаренности за последние десятилетия убедительно показало ошибочность представлений о том, что талант или одаренность раскроются сами собой и “пробьют” себе дорогу. Без особой заботы об обучении и развитии одаренных детей мы теряем, может быть, больше, чем от внезапных стихийных бедствий. О необходимых условиях для раскрытия одаренности прекрасно написал священник А.Владимиров: “Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный, твердый камень, только что извлеченный из глубины “сибирских руд”! Ради него стоило перелопачивать пуды и пуды пустой породы. Но сколь не замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Бриллиантом мы называем алмаз отполированный, искусная огранка которого требует кропотливого и тончайшего труда”.

Цели обучения – обеспечение путей к раскрытию индивидуальности ребенка, развитие системного мышления, целостного мировосприятия и духовно-нравственных основ личности. Эти задачи не являются специфическими по отношению к обучению одаренных детей, а являются актуальными для всех детей.

Одним из важнейших условий развития одаренной личности является умение быстро и грамотно читать предложенный текст. Научно доказано, что ребенок, переходя из 4-го класса в 5-й, должен уметь читать без ошибок с полным пониманием текста 150 слов в минуту вслух и 180 слов в минуту про себя. Эти цифры обеспечат качество получаемых знаний с 5-го класса, так как разница между объемами домашней работы на конец 4-го класса и начала 5-го составляет 1,5-2 раза. А объем домашних заданий и классных работ в 7-м классе по сравнению с 8-м классом имеет разницу в 2-3 раза. Отсюда видна необходимость в навыке скорости чтения на конец 4-го класса 150-180 слов в минуту, а не 90-120 слов в минуту, как этого требует государственный стандарт, рассчитанный на среднестатистического учащегося среднего уровня мотивации в учебе. Поэтому скорость 150-180 слов в минуту является оптимальной для успешной работы на уроках и развития мотивированности и одаренности как следствия мотивации обучения у ребенка. Ребенок, имеющий скорость чтения ниже, является заложником “неуспешных” результатов в обучении в начале 5-го класса, то есть из группы “хорошистов – отличников” резко попасть в группу “отстающих – неуспевающих”, а к началу 8-го класса вообще “еле-еле ползущих”. Следствием владения навыком грамотного и быстрого чтения является правильное умение пересказывать текст с опорой на слова, со слов учителя, ученика-коллеги (как самый сильный образец) и выше форма пересказа – лаконичный пересказ, все это будет необходимым условием для успешного овладения всеми знаниями, как на средней, так и на старшей ступенях образования в школе.