Цели урока
- Сформировать понятие показательной функции, рассмотреть ее свойства и график
- Создать условия для развития умений получать знания посредством проведения исследовательской деятельности и анализа ситуации
- Развивать навыки чтения графиков функций
- Развивать логическое мышление
- Развивать коммуникативные способности
- развивать умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
- формировать познавательный интерес к математике
- воспитание настойчивости в достижении цели
- воспитание умения работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Тип урока:
по основной дидактической цели – урок изучения нового материала;
по основному способу проведения - беседа в сочетании с практической деятельностью учащихся;
по основным этапам учебного процесса – комбинированный (первичное ознакомление с материалом, образование понятий, установление связей и закономерностей, применение полученных знаний на практике).
Средства обучения: компьютер, программа Excel, классная доска, презентация (Приложение 1), учебник “Алгебра и начала анализа” Никольского С.М, рабочая тетрадь, чертёжные инструменты.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, исследовательская работа в программе Excel (Приложение 2).
Методы: наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский.
Слайд 1 |
1. Актуализация знаний Функция – основной математический инструмент для изучения связей, зависимостей между различными величинами. Чем большим запасом функций мы располагаем, тем шире и богаче наши возможности математического описания окружающего мира.
Линейная функция, описывает, например, равномерное прямолинейное движение; Квадратичная функция – описывает движение с ускорением; Обратная пропорциональность – описывает, например, зависимость объема, занимаемого газом, от его плотности.
|
|
Рассмотрим графики некоторых функций и определим для них значения этих свойств. | ||
Слайд 2 |
2. Изучение новой темы Ученые-биологи, изучая жизнь бактерий, установили, что рост числа бактерий происходит по формуле N=5t, где N-число колоний бактерий в момент времени t, t- время размножения
|
|
Слайд 3 |
Вычислите, как изменится число колоний бактерий за 2 секунды? (увеличится до 25). За 3 секунды? (увеличится до 125). Т.е. каждому моменту времени соответствует свое определенное число бактерий. | |
Слайд 4 |
Зависимость такого типа между двумя
переменными была замечена не только в процессе
роста числа микроорганизмов, но и, например, в
спорте – зависимость длины прыжка спортсмена с
трамплина от начальной скорости полета, в
медицине – способность почек выводить из крови
радиоактивные изотопы, в предвыборных кампаниях.
В рамках предвыборной кампании каждый кандидат выбирает себе в помощники двух доверенных лиц. Каждый из доверенных лиц в течение следующего дня, проводя агитационную работу, привлекает в команду этого кандидата еще по одному человеку. На следующий день агитационная работа проводится уже командой в 4 человека. Что произойдет с командой кандидата, если эту работу продолжить по той же схеме? Команда кандидата будет очень быстро расти. |
|
Слайд 5 |
Для зависимостей данного вида
составлена следующая математическая модель: y
= ax. Я предлагаю вам сегодня на уроке исследовать эту математическую модель.
Изучить функцию, значит, дать ее определение, рассмотреть свойства и построить график. Это и есть цели нашего сегодняшнего урока. Функция y = ax с основанием а > 0, а ? 1 называется показательной функцией с основанием а. Приведите примеры показательных функций. (Названные учениками примеры записать на доске). Эта функция обладает одним замечательным свойством: скорость роста пропорциональна значению самой функции. Она |
|
как костер, который, чем больше
разгорается, тем больше в него надо подкладывать
дров. Какие значения может принимать основание показательной функции? а > 0, а 1 Почему на основание функции наложены такие ограничения? Пусть а < 0. Чему равно (-7)1/2? – не имеет смысла Пусть а = 0. Чему равно 00? – не имеет смысла Пусть а = 1, Чему равно 1х? =1 – константа Поэтому, основание показательной функции а > 0, а 1. |
||
Слайд 9 |
3. Проведение исследования Итак, чтобы исследовать свойства показательной функции, построим графики этой функции при различных основаниях с помощью приложения Excel. Причем, отдельно будем рассматривать функции с основанием в виде правильной дроби, отдельно – с основанием в виде неправильной дроби. Займите компьютеры. Результаты ваших исследований запишите в таблицу (Приложение 2). |
|
Слайд 11 |
Подведение итогов исследования. y = ax , а > 1 a>1 1. Область определения x (-;+) 2. Множество значений y (0;+) 3. Пересечение с осью OY (0;1) 4. Монотонность возрастает на всей области определения |
|
Слайд 12 |
0<a<1 1. Область определения x I (-;+) 2. Множество значений y (0;+) 3. Пересечение с осью OY (0;1) 4. Монотонность убывает на всей области определения |
|
Слайд 13 |
Проверьте ваши записи свойств функции. |
4. Первичное закрепление знаний
Свойство монотонности показательной функции используется при решении многих задач.
Например: 1) Сравнить числа, 15-2 и 152 .
Рассмотрим функцию у = 15х, т.к. основание 15 > 1, то функция монотонно возрастает, сравниваем показатели: – 2 < 2, значит, 15-2 < 152.
2) Сравнить числа 0,4-2 и 0,42.
Т.к. функция у = 0,4х убывает и –2 < 2, то 0,4-2 > 0,42.
Я предлагаю вам выполнить несколько заданий, чтобы проверить, как вы усвоили новый материал (Приложение 3). С последующей проверкой
1 вариант
1. Какие из перечисленных функций являются возрастающими (правильный ответ подчеркните):
, , , ?
2. Сравните числа (поставьте вместо союза “И” нужный знак):
а) и ; б) и .
3. Сравните m и n, если
а) < ; б) < ?
m …n m …n
2 вариант
1. Какие из перечисленных функций являются убывающими (правильный ответ подчеркните):
, , , ?
2. Сравните числа, (поставьте вместо союза “И” нужный знак):
а) и ; б) и .
3. Сравните m и n, если
а) > ; б) > ?
m …n m …n
Критерии оценок:
“5” – 5 правильных ответов;
“4” – 3 - 4 правильных ответа;
“3” – 2 правильных ответа.
Включить слайд с ответами
5. Подведение итогов.
Какая функция называется показательной?
Назовите свойства показательной функции для а > 1 и 0<a<1.
Какие свойства функции являются общими для этих двух случаев?