Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме “школа-семья”. Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:
– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);
– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);
– диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).
Я считаю, что взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей опираюсь на принципы:
– организация совместного творчества учителя, учащихся и родителей;
– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.
Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.
Выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.
Для изучения семей я использую различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.
Исследования начинаю до поступления в 1-м класс, уже в подготовительном классе стремлюсь привлечь родителей в школу, создать условия для непринужденного общения.
С помощью анкетирования выявила уровень образованности родителей:
55% родителей имеют среднее специальное и высшее образование;
34% – среднее;
11% – незаконченное среднее.
На основании анкет (Приложение 2) определила уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи) а также воспитательный потенциал семей.
Социальный статус семей учащихся
По получившейся диаграмме можно сделать вывод, что мне в педагогической деятельности необходимо выбрать оптимальные формы сотрудничества, которые позволят повысить уровень воспитанности учащихся, повлиять на воспитательный потенциал семей, осуществить индивидуальный и массовый подход в организации воспитательного процесса.
Для изучения семей я использую анкеты “Знакомство с родителями, для выявления эмоционального комфорта в семье – тест “Выявление эмоциональной атмосферы семьи”, который помог мне узнать, что большинство учащихся испытывают эмоциональный дискомфорт в семейных отношениях.
Эмоциональный комфорт учащихся
По диаграмме наглядно видим, что эмоциональные отношения в семьях не совсем благополучные.
По анкетам наблюдается расхождение в ответах учащихся и их родителей, поэтому на выявление взаимоотношений в семье я использовала рисуночный тест “Моя семья” (Приложение 2) и тест “Подковка” для определения влияния над ребенком. По результатам этих тестирований выявила:
1 ребенок – рисует себя, взявшись за руки с мамой и папой, то есть испытывает эмоциональный комфорт;
1 учащийся – близок только с мамой;
5 ребят – исключают себя из семейных ситуаций;
1 учащийся – стремится доминировать в своей семье, отличается эгоцентризмом.
Если сравнить ответы родителей и детей, то картина будет такой:
Эмоциональный комфорт учащихся
Влияние на личность испытывают все учащиеся:
– влияние родителей – 75 %;
– влияние друзей – 25%.
Надо отметить, что с учителем учащиеся себя ставят на один уровень эмоциональных отношений, это радует. А командуют ребята младшими братьями и сестрами; домашними животными.
Влияние на детей
Окунувшись в современный мир, мы можем сказать, что многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что они много работают и им катастрофически не хватает времени, чтобы пообщаться с ребенком. Хотя они прекрасно знают, что нельзя отмахиваться, списывать на занятость, переносить на потом.
Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос “Как часто вы проводите выходной день с родителями?”
Из 9 опрошенных детей только 3 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.
На вопрос: “Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?”
– 10% ответили: мама и папа;
– 20% – мама;
– 70% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.
Данная статистика говорит сама за себя, если у родителей нет времени для общения сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени для общения с родителями завтра.
Анализируя все данные, я пришла к выводу, что мне как классному руководителю необходимо вмешаться в процесс становления взаимоотношений в семье и сплотить членов семьи, формировать дружеские доверительные отношения семьи и школы, работать над сплочением детского коллектива, влиять на воспитательный потенциал семей.
Я познакомила родителей с результатами исследований, психолог предложила пути коррекции ситуаций. Мы посоветовались и пришли к мнению, что нужно действовать комплексно, не только дома, но и в школе. Помимо родительских собраний и тематических консультаций выбрали формы сотрудничества семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.
Для того чтобы эти формы взаимодействия прижились их нужно вводить в начальной школе.
Наибольшей популярностью из предложенных форм пользуются семейные праздники, -итог общего труда, совместного дела, изобретения. Все семейные торжества неповторимы, в этом их смысл и прелесть. Чем больше в них творческого начала, тем эффективнее и лучше. Надо учить придумывать необычное украшение комнаты, оригинальные подарки, готовить концертные номера, инсценировки... В творческой атмосфере семейной радости многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное родители и дети оценят, что атмосфера общего счастья это и есть лучший семейный праздник. А многие родители, увидев способности и таланты своих детей, усвоят, что домашний праздник тоже строится по такому же принципу и может быть веселым и непринужденным, тогда жизнь ребят станет яркой и запоминающейся. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.
На мой взгляд, истинными являются высказывания:
“Вся тайна семейного воспитания
в том и состоит, чтобы дать ребенку
возможность самому развертываться,
делать все самому”
П.Ф. Лесгафт“Родители в раннем детстве сеют то,
что они собирают позже,
в года юности и начало зрелости”
А.Н. Острогорский
Воспитывая ученика, в первую очередь влияешь на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие с родителями.
Сроки (проект рассчитан на 1 год)
Цели:
- создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье;
- психолого-педагогическое просвещение семей учащихся через систему педагогических тренингов, родительских чтений, консультаций;
- сплочение семейных коллективов, развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
- создание среды для проявления, раскрытия и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;
- формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;
- создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;
- формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;
- способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
- содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;
- предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.
Ожидаемые результаты:
- создание семейных электронных альбомов;
- создание генеалогического древа каждой семьи;
- знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;
- создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;
- сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
- сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;
- овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей;
- приобретение участниками проекта навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
- повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи.
Показатели результативности:
- сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
- степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
- степень активности родителей в реализации проекта;
- степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
- эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
- экран настроения учащихся;
- презентация проекта, отзывы коллег.
Механизмы реализации проекта
1. Тематические консультации для родителей:
– Трудности адаптации первоклассников в школе.
– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
2. Родительские чтения:
– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.
– Режим дня в жизни школьника.
3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):
– Какие вы родители?
– Детей воспитывают родители, а родителей...
– Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали.
– Во что играют наши дети.
4. Родительские вечера:
– Праздники нашей семьи.
– “Можно” и “нельзя” в нашей семье.
5. Тренинг.
– Игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).
– “Дети глазами родителей, родители глазами детей”.
6. Семейные праздники:
– Здравствуй, школа! (Практикум-инсценировка: как провести праздник в семье, посвященный началу учебного года.)
– Это семья, где друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.)
– Встаньте с нами в хоровод, вместе встретим новый год (игровое представление).
– Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек.
– Итоговое мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.
7. Художественные номера, творческие работы, презентации... (на каждом этапе работы).
Основные этапы реализации проекта
Сроки | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся и родителей | |
Подготовительный период |
|||
Август | 1. Диагностика семей учащихся с
целью выбора оптимальных форм взаимодействия:
2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества. 3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала. 4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта. 5. Составление перспективного плана реализации проекта. |
|
|
Перспективный алан работы на год 1. Тематические консультации для родителей:
2. Родительские чтения:
3. Педагогические практикумы (тесты для родителей):
4. Родительские вечера:
5. Тренинг:
6. Семейные праздники:
Вопросы успеваемости и индивидуальная работа будут просматриваться при реализации всех этапов проекта. Стремлюсь создать условия для совместной деятельности детей и родителей, в результате которой они раскрывают свои способности, тесно контактируют не только под моим руководством, но и в неформальной обстановке. Совместные дела, как известно, сплачивают. |
|||
Основной период |
|||
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь Ноябрь |
1. Подготовка и проведение педагогических
практикумов и тематических консультаций:
(С целью знакомства семей учащихся с психолого-педагогическими
аспектами воспитания.) |
|
|
Декабрь |
|
|
|
Январь Февраль Март |
|
|
|
Заключительный период |
|||
Апрель |
|
|
|
Май | Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов. | Анализ совместно выполненной
работы, определение ее эффективности. Предварительное планирование совместной работы на будущий год. |
Необходимо отметить, что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, изменилось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались с соответствие с запросами участников воспитательного процесса. В данном перспективном плане отражена только работа с семьей.
Заполнение экрана настроения осуществлялось каждый день, на основании его показателей я проследила динамику настроения учащихся, и пришла к выводу, что 100% учащихся имели хорошее настроение во время совместных дел с родителями. У 89% учащихся преобладало хорошее настроение, были редкие смены настроения, из-за неудач в школе и конфликтов в семье. 11% (1 человек) имел частую смену настроения в зависимости от комфорта взаимоотношений в семье, но надо отметить к концу дня его настроение значительно улучшалось.
Известно, что привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в начале года активно взаимодействовали 66% родителей, а к концу года – 88%. А также нужно сказать о том, что к сотрудничеству удалось привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей. Считаю, что эти данные доказывают, что сотрудничество было эффективным, а значит, формы сотрудничества были выбраны правильно.
Таким образом, реализация данного проекта помогла добиться поставленных целей и высоких результатов в области воспитания.
На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования, так как возникают новые проблемы в области воспитания.