Цель:
- развить речевых и творческих способностей ребёнка;
- научить видеть прекрасное в окружающем мире и бережно относиться к природе.
Оборудование: наглядные пособия, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Внимательно послушайте загадку, в её отгадке заключена тема нашего занятия:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
(облака)
2. Беседа с учащимися:
– Сегодня мы поговорим про природное явление – облака.
– Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками?
– Наверное, вам интересно узнать, из чего сделаны облака, что находится внутри облака?
Облака, облака: пышные, белые!
Расскажите облака, из чего вас делали?
Может вас, облака, делали из молока?
Может быть из мела? Может быть из ваты?
Может быть, из белой, из бумаги мятой?
- Никогда! Никогда! Отвечали облака,
Никогда не делали нас из молока!
Никогда из мела, никогда из ваты,
Никогда из белой, из бумаги мятой.
Мы дождевые, мы снеговые.
Если летом мы плывём – мы с собой грозу несём.
Если мы плывём зимою – мы пургу несём с собою.
Вот какие мы!
– Так что же такое облака?
В словаре Русского языка С. И. Ожегова дано следующее значение слова:
Облако – это светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель, ледяных кристаллов.
А как образовываются облака?
Объяснение схемы круговорот воды в природе.
Вода, испаряясь на земле, в виде водяного пара, поднимается вверх в атмосферу. Водяной пар смешивается с воздухом. Здесь он остывает. Внутри облака крошечные капельки становятся всё больше и больше. Наконец капли становятся уже такими большими, что не могут удерживаться наверху, и выпадают на землю в виде осадков. Это явление называется круговорот воды в природе.
3. Физическая минутка.
Изобразим звук дождя. Пальчиками стучим по столу тихо – тихо (дождик только начинается).
Стучим сильнее – сильнее (льёт сильный дождь).
Стучим тише – тише (дождик заканчивается).
4. Наглядный материал – виды облаков.
В природе существует несколько видов облаков:
Светящиеся облака – это самые высокие облака, они находятся на высоте 50-100 км от земли. Такие облака мы можем видеть из иллюминатора самолёта.
Перламутровые облака – находятся на высоте 22 – 33 км от земли. Это очень тонкие, красивые облака. Их можно наблюдать перед восходом солнца или после захода.
На высоте 10 км и чуть выше находятся перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые облака. Кучевые облака – несут дожди. Это самые низкие облака.
5. Творческое задание.
– Как вы думаете, могут ли облака разговаривать между собой?
– О чём могут разговаривать между собой облака?
– Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил в мягкое, пушистое облако. Вы сидите в облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться.
– О чем бы вы хотели поговорить с облаком?
– Вы сидите высоко-высоко, а под вами земля такая крошечная. Что вам хочется крикнуть сверху вниз?
6. Звучит детская песенка “Облака”.
7. Сочинение стихотворения по заданной рифме.
Облачко утром | проснулось, |
И нежно мне | улыбнулось. |
Оно по небу голубому | плывёт, |
О красоте земной песню | поёт. |
– Теперь попробуем рассказать это стихотворение беззвучно (мимикой).
Учитель читает стихотворение, а дети мимикой показывают: сон, пробуждение, улыбку, плывущее облако, радость, песню.
8. Практическая работа.
Внимательно рассмотрите контуры облаков. Какие образы вы видите. Дорисуйте образы и вырежете их из бумаги (работа по шаблону).
9. Техника безопасности работы с ножницами и клеем.
10. Наклеивание облаков в групповую работу.
– Какая музыка звучит, когда плывут облака?
– Какими ещё природными явлениями может любоваться человек? (листопад, радуга, снегопад, закат и восход солнца).
– Почему человек должен беречь природу родного края, города, улицы?
11. Сочинение сказки по опорным словам.
Словарная работа.
Облако, ветер, мечта, небо, солнце.
Беседа с учащимися:
– Какими словами начинаются сказки?
– О чём может мечтать облачко?
– Могут ли у облаков быть друзья?
– Кто они? (ветер, солнце, звёзды)
– Хочет ли облако опуститься на землю?
– Обрадуется ли дождю всё живое? Почему?
– Когда закончится дождь, что выглянет в небе?
– Что произойдёт с капельками воды, которые упадут на землю?
Учитель начинает предложение, дети его продолжают.
Облачная мечта.
Жило-было на небе … маленькое облачко. И была у него большая … мечта. Очень хотелось ему понюхать … аромат цветов, погулять по шелковой … зелёной травке. Поделилось облачко своей мечтой со своими друзьями … прохладным ветерком и ярким солнышком.
И ответил облачку ветерок:
Облетел весь белый свет,
Но такого в мире нет,
Чтобы облачко на землю опускалось,
И с цветочками общалось.
И ответило облачку солнышко:
– Если хочешь, опустись,
Потом в небо поднимись,
Чтобы мне всё рассказать,
Красоту земную описать.
Спустилось облачко все ниже и ниже на … землю. Раз капелька, два капелька, ещё и ещё … и пролился весенний, тёплый дождь. Очень обрадовались дождю … цветы, трава и всё живое. Тут увидело солнышко, что облако превратилось в … дождь, стало светить сильнее, жарче. И вдруг капельки дождя стали … испаряться и подниматься вверх в небо. И в небе вновь появилось … облако.
Дети хором читают стихотворение.
Облачко утром проснулось,
И нежно мне улыбнулось.
Оно по небу голубому плывёт,
О красоте земной песню поёт.
12. Итог урока.