Задачи.
1. Развивать творческую и познавательную активность.
2. Формировать интерес учащихся через практические навыки работы в конкретном материале (гофрированный картон), умение передавать единство формы и декора избы.
3. Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища.
4. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
5. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование.
1. Зрительный ряд: иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема, схема- таблица с изображением русской избы.
2. Музыкальный ряд: русские народные песни.
3. Материалы и инструменты для практической работы: гофрированный картон, бумага, ножницы, клей
Ход урока
- Организационная часть
- Игра “Экзамен”
С каждого ряда к столу учителя подходит по одному ученику, каждый берёт по одному билетику из тех, что разложены на столе. В билете по одному вопросу.
1. Что мы называем архитектурой, или зодчеством?
2. Как называется рисунок, если у него есть центр и от центра на равном расстоянии располагаются одинаковые узоры?
3. Что мы называем графикой?
А сейчас, ребята, мы с вами заочно попутешествуем.
1. Когда-то люди жили
Без крыш над головой,
Защитой скалы были
И леса кров живой.
Надёжней дом в пещере,
Чтоб зверь не мог пройти,
Был камень вместо двери
Поставлен на пути.
2. Мелькает год за годом,
Идёт за веком век,
Зависеть от природы
Не хочет человек.
Полезные орудия
Создав своим трудом,
Сильнее стали люди,
И вот-построен дом!
3. Но долгий путь лишь начат,
Дом прост ещё, суров,
Пока одна задача-
Иметь надёжный кров.
Пройдут тысячелетия,
И люди разных стран
Внесут в постройки эти
Уменье и талант.
Народные мотивы,
Обычаи, уклад
Дом сделали красивым
На свой особый лад.
Из брёвен рубили избу мужики,
Один лишь помощник-топор,
Но древние избы и нынче крепки,
И тонок на ставнях узор.
Рубили тем же топором
И стены княжеских хором.
Был разукрашен, как ларец,
В селе Коломенском дворец.
4. Беседа о русском зодчестве.
Как вы догадались, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском зодчестве. Русские мастера славятся богатыми художественными традициями в резьбе по дереву. Дерево было доступными практичным материалом, из которого строили дома, делали посуду и орудия труда. Ярким примером искусства народных мастеров могут служить крестьянские избы.
“Мой дом - моя крепость”, - говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу, корни которого – в преданиях наших далеких предков.
После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в “худом” месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно!
После выбора участка молодой хозяин “очищал” его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома отправлялся “во все четыре стороны приносил матерый камень – валун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкладываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким основанием для нового дома.
Фасад избы чётко разделён на два геометрических объёма - сруб и кровлю. Вдоль сруба, в верхней половине, расположены красные окна. Наличники красных окон с раскрытыми ставнями образуют на фасаде дома пышный декоративный пояс. Орнаментальное украшение фасада завершается узором на карнизе и лобовой доске. Последние два элемента не только украшают, они служат практической цели - закрывают место соединения сруба и кровли.
Верхняя часть фасада, ограниченная двухскатной крышей, имеет треугольную форму-фронтон. Фронтон заполняется резными украшениями так, чтобы зрительно уравновесить богатство кружевного узора сруба. Выразительный орнамент выносится на доски, обрамляющие треугольник фронтона. Центр фронтона выделяет окно светёлки, окружённое богатыми наличниками.
Невозможно не вспомнить на нашем уроке великого русского художника В.М.Васнецова.
В.М. Васнецов начал свою творческую деятельность как художник-жанрист, но подлинное своё призвание обрёл, обратившись к сюжетам русских сказок и былин. Русь с её легендами, былинами - вот что постоянно манило к себе, волновало художника. Новый, оригинальный язык его прозвучал в русской живописи свежо, сильно.
“Я только хочу сохранить родную старину, какой она живёт в поэтическом мире народа”.
Настоящие чудеса творили умелые мастера из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы, нарядные палаты.
Глаголем, кошелём и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным изящным вкусом
И каждый со своим лицом.
5. Практическая работа.
Рассмотрите старинные деревянные постройки там, где ты живешь, рисунки и прочее.
Посмотрите на конструкцию рубленой избы.
Этот способ укладки бревен называется “рубка в обло с остатком”.
Чтобы склеить композицию, которая изображает деревянные постройки, возьми гофрированный картон, упаковочную или другую плотную бумагу.
- Как изобразить полицы?
- Причелины можно сделать по-разному.
- В каком порядке выполняется эта работа?
- Попробуйте изобразить избу сами.
В конце урока, на заранее подготовленном учителем фоне ученики строят из своих избушек деревню. Придумывают ей название.
6.Подведение итогов.
См. рисунки в приложении.