“Мир будет счастлив только тогда, когда
у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своем
творчестве”.
Роден.
Перед педагогами нашего коррекционного детского сада “Лучики” стоит важная задача формирования речи у неслышащих детей и её дальнейшее развитие.
Обучение речи глухих и слабослышащих детей происходит в процессе развития сенсорного восприятия и мышления, при проведении наблюдений в природе и за окружающим миром, в условиях разнообразной продуктивной и игровой деятельности.
Но обедненное, искаженное восприятие окружающего мира приводит к тому, что чувственный опыт глухого и слабослышащего ребенка существенно отличается от опыта слышащего однолетки. Поэтому мы стремимся расширить чувственный опыт ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из своих детей, корректируем его эмоционально-волевую сферу через организацию совместной деятельности.
Увлеченность общим делом способствует речевому развитию неслышащих детей. Большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить (в том числе и словесно) свое отношение к ним. Для детей с нарушением слуха, имеющих ограниченный запас слов, важно, что через творчество они могут передать свое понимание образов окружающей действительности.
В процессе деятельности задействованы руки детей, это способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука “познает”, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными ощущениями в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей с нарушением слуха.
В свою работу с глухими детьми я часто включаю нетрадиционные технологии изодеятельности. Именно они создают атмосферу непринужденности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности, развивают творческие способности. Занятия с использованием нетрадиционных методов изодеятельности развивают логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство света, координацию глаза и руки, способствуют развитию трудовых навыков. Такая творческая работа побуждает неслышащего ребенка обозначить полученный образ или сюжет словом, а затем словосочетанием и предложением. Таким образом, решается одна из основных задач коррекционной работы: развитие речи у глухих дошкольников.
Формирование словаря происходит в процессе использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним. Кроме того во время практических действий ведется непрерывный разговор с детьми о способе и последовательности выполнения работы. Игровая организация занятий стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует возникновению диалога с персонажами, с взрослым и между детьми.
Объем словаря увеличивается постепенно: от слов, обозначающих предметы и явления, до словосочетаний и предложений, обозначающих действия и сюжеты.
Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Начинаем работу в этом направлении с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.
В своей работе я использую следующие нетрадиционные технологии изодеятельности.
Рисование.
- Пальцевая живопись (рисование ладошкой, пальцами, кулачком).
- Рисование клеевой полусухой кистью.
- Рисование с помощью свечи (мыла, клея).
- Рисование по сырой бумаге.
- Рисование печатками.
- Кляксография.
- Монотипия.
- Рисование точками (ватной палочкой по контуру).
- Рисование простым карандашом и ластиком.
- Разрисовывание камешков.
- Дорисовка сюжета к наклеенным персонажам из открыток.
Аппликация.
- Из крученой бумаги.
- Из мятой бумаги.
- Из салфеток.
- Из плетеных ковриков.
- Из ткани.
- Из природного и бросового материала.
- Из круп и макарон.
- Способом обрывания.
- Способом “мозаика”.
Лепка.
Плоскостное объемное изображение рисунка.
В работе использовался следующий материал: 1.“Развитие речи у детей с нарушенным слухом в д. саду” - Методические рекомендации под редакцией Э.И.Леонгард 2. “Волшебные лоскутки” - методическое пособие под редакцией А.В.Белошистой и О.Г.Жуковой.
В таблицах я хочу представить некоторые из нетрадиционных технологий изодеятельности.
Рисование с помощью свечи (таблица 1)
Аппликация-мозаика (таблица 2)
Аппликация из ткани (таблица 3).
Пальцевая живопись (таблица 4)