Цели урока:
- Закрепить опорные знания понятий “физическое явление”, “химическое явление”;
- Рассмотреть различные явления, встречающиеся в жизни, классифицировать их, что способствует развитию логического мышления и способности к обобщению фактов;
- Обеспечить восприятие и осмысление понятий “признаки химических реакций”;
- Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами безопасности.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация (приложение), сахар в пробирке, спиртовка, спички, вода в пробирке, предметное стекло, лучина, хлорид бария BaCl2, серная кислота H2 SO4, набор “Механика”, магниты с мелкими деталями, пищевая сода, уксус, источники тока (батарейки), провода, ключи, лампочки.
План урока:
- Организация начала урока.
- Активизация внимания. Физический диктант по теме “Световые явления”.
- Изучение нового материала.
- Закрепление новых знаний.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Учитель (У) приветствует учеников, называет тему урока (слайд 1). Ученики записывают тему урока в тетрадь.
2. Активизация внимания.
У.: Ребята, достали половину листа, проверяем домашнее задание.
Вопросы физического диктанта по теме “Световые явления”.
- Назовите законы распространения света;
- Как расположены Солнце, Земля, Луна при солнечном затмении?
- Какое изображение в плоском зеркале: действительное или мнимое?
- Постройте ход луча (рис.1).
- Назовите недостатки зрения и методы их исправления.
У.: Ребята, сдали листочки. А теперь проверяем ответы.
У. называет правильные ответы.
3. Изучение нового материала.
У.: Из курса физики 5 класса вы знаете, что с телами и веществами происходят изменения, которые называются явлениями природы (слайд 2). Явления природы делятся на физические и химические явления. Давайте повторим, что называется физическими и химическими явлениями (стр. 7, 8 учебника).
Физическими называют такие явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, а меняются их агрегатные состояния, форма и размеры тел (слайд 3).
Примеры: таяние снега, гром и молния, отражение и преломление света, механическое движение – полет парашютиста (слайды 4, 5).
Химическими называют такие явления, при которых происходит превращения одних веществ в другие (слайд 6). Примеры: ржавление железа, скисание молока, окисление монет (слайд 7).
В дальнейшем химические явления мы будем называть химическими реакциями.
Любая химическая реакция сопровождается внешними признаками, по которым мы и судим о её протекании (слайды 8, 9). Это:
- Выделение газа;
- Образование осадка;
- Изменение цвета;
- Выделение или поглощение тепла;
- Изменение запаха и вкуса.
Например, выделение газа при соединении раствора соды и уксуса, изменение цвета и запаха при нагревании куска хлеба.
А теперь приведите свои примеры физических и химических явлений.
Ученики приводят примеры физических и химических явлений.
У.: Замечательно, а сейчас проверим, как вы поняли различия между физическими и химическими явлениями. В тетрадях ответьте на 5 вопросов (слайд 10): если явление физическое - напротив номера явления поставьте букву “Ф”, химическое – “Х”.
Учащиеся выполняют задание.
У.: Выполняем лабораторную работу. Записали в тетради название работы (слайд 11, 12), цель работы. В ходе выполнения работы вы будете заполнять таблицу (слайд 13). Часть опытов показываю вам я, а часть опытов вы делаете сами.
Демонстрации, проводимые учителем:
1. Нагревание сахара: в пробирке в пламени
спиртовки нагреваем сахар. Учащиеся наблюдают
изменение цвета, запаха, выделение угля, газа и
воды, заполняют таблицу.
2. Нагревание воды в пробирке в пламени спиртовки:
поднесли холодное стекло – вода
сконденсировалась на стекле.
3. Зажигание лучины: выделялось тепло, свет,
лучина превратилась в золу.
4. Смешивание хлорида бария BaCl2 и серной
кислоты H2SO4: выделялся осадок,
изменялся цвет.
Таблица.
№ опыта | Что делали | Что наблюдали | Явление |
1 | Нагревали сахар | Изменялся цвет, запах, выделялся уголь, газ и вода | Химическое |
2 | Нагревали воду | Вода испарялась | Физическое |
3 | Подносили стекло | Вода сконденсировалась | Физическое |
4 | Зажигали лучину | Выделялось тепло, свет, лучина превратилась в золу | Химическое |
5 | Смешивали хлорид бария BaCl2 и серную кислоту H2SO 4 | Выделялся осадок, изменялся цвет. | Химическое |
6 | Каретку отпускали по наклонной плоскости | Изменялось положение каретки в пространстве | Физическое |
7 | Подносили магнит к мелким деталям | Детали притягивались к магниту | Физическое |
8 | Смешивали пищевую соду и уксус | Выделялся газ | Химическое |
9 | Включали лампу накаливания | Свет и тепло | Физическое |
Вывод | Химические реакции сопровождаются выделением газа, осадка, света, тепла, изменением цвета, запаха, вкуса |
Далее ученики выполняют работу самостоятельно.
5. Движение каретки по наклонной плоскости:
изменялось положение каретки в пространстве.
6. Притягивание магнитом мелких деталей.
7. Смешивание пищевой соды и уксуса: выделялся
газ.
8. Включение электрической лампы накаливания.
У.: Ребята, какой вывод можно сделать?
Вывод: химические реакции сопровождаются выделением газа, осадка, света, тепла, изменением цвета, запаха, вкуса (слайд 14).
4. Закрепление новых знаний.
У.: Ребята, ответьте на вопросы:
1. В чем отличие и сходство горения лучины и
электрической лампы?
2. При взаимодействии сульфата меди и гидрооксида
натрия образуется осадок. Какое это явление?
5. Домашнее задание.
Учитель задает домашнее задание (слайд 15).
6. Подведение итогов урока.
У.: Мы с вами хорошо поработали, спасибо за урок. У вас есть вопросы? Не забудьте сдать тетради. До свидания.
Литература:
- Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5-6 классы. - М.: Дрофа, 1999 –2008.
- Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Методическое пособие “Физика. Химия. 5-6 классы”. – М.: Дрофа, 1998 г.