Физические и химические явления (6-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 6


Цели урока:

  • Закрепить опорные знания понятий “физическое явление”, “химическое явление”;
  • Рассмотреть различные явления, встречающиеся в жизни, классифицировать их, что способствует развитию логического мышления и способности к обобщению фактов;
  • Обеспечить восприятие и осмысление понятий “признаки химических реакций”;
  • Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, практических умений работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами безопасности.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация (приложение), сахар в пробирке, спиртовка, спички, вода в пробирке, предметное стекло, лучина, хлорид бария BaCl2, серная кислота H2 SO4, набор “Механика”, магниты с мелкими деталями, пищевая сода, уксус, источники тока (батарейки), провода, ключи, лампочки.

План урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Активизация внимания. Физический диктант по теме “Световые явления”.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление новых знаний.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Учитель (У) приветствует учеников, называет тему урока (слайд 1). Ученики записывают тему урока в тетрадь.

2. Активизация внимания.

У.: Ребята, достали половину листа, проверяем домашнее задание.

Вопросы физического диктанта по теме “Световые явления”.

  1. Назовите законы распространения света;
  2. Как расположены Солнце, Земля, Луна при солнечном затмении?
  3. Какое изображение в плоском зеркале: действительное или мнимое?
  4. Постройте ход луча (рис.1).
  5. Назовите недостатки зрения и методы их исправления.

У.: Ребята, сдали листочки. А теперь проверяем ответы.

У. называет правильные ответы.

3. Изучение нового материала.

У.: Из курса физики 5 класса вы знаете, что с телами и веществами происходят изменения, которые называются явлениями природы (слайд 2). Явления природы делятся на физические и химические явления. Давайте повторим, что называется физическими и химическими явлениями (стр. 7, 8 учебника).

Физическими называют такие явления, при которых не происходит превращений одних веществ в другие, а меняются их агрегатные состояния, форма и размеры тел (слайд 3).

Примеры: таяние снега, гром и молния, отражение и преломление света, механическое движение – полет парашютиста (слайды 4, 5).

Химическими называют такие явления, при которых происходит превращения одних веществ в другие (слайд 6). Примеры: ржавление железа, скисание молока, окисление монет (слайд 7).

В дальнейшем химические явления мы будем называть химическими реакциями.

Любая химическая реакция сопровождается внешними признаками, по которым мы и судим о её протекании (слайды 8, 9). Это:

  • Выделение газа;
  • Образование осадка;
  • Изменение цвета;
  • Выделение или поглощение тепла;
  • Изменение запаха и вкуса.

Например, выделение газа при соединении раствора соды и уксуса, изменение цвета и запаха при нагревании куска хлеба.

А теперь приведите свои примеры физических и химических явлений.

Ученики приводят примеры физических и химических явлений.

У.: Замечательно, а сейчас проверим, как вы поняли различия между физическими и химическими явлениями. В тетрадях ответьте на 5 вопросов (слайд 10): если явление физическое - напротив номера явления поставьте букву “Ф”, химическое – “Х”.

Учащиеся выполняют задание.

У.: Выполняем лабораторную работу. Записали в тетради название работы (слайд 11, 12), цель работы. В ходе выполнения работы вы будете заполнять таблицу (слайд 13). Часть опытов показываю вам я, а часть опытов вы делаете сами.

Демонстрации, проводимые учителем:

1. Нагревание сахара: в пробирке в пламени спиртовки нагреваем сахар. Учащиеся наблюдают изменение цвета, запаха, выделение угля, газа и воды, заполняют таблицу.
2. Нагревание воды в пробирке в пламени спиртовки: поднесли холодное стекло – вода сконденсировалась на стекле.
3. Зажигание лучины: выделялось тепло, свет, лучина превратилась в золу.
4. Смешивание хлорида бария BaCl2 и серной кислоты H2SO4: выделялся осадок, изменялся цвет.

Таблица.

№ опыта Что делали Что наблюдали Явление
1 Нагревали сахар Изменялся цвет, запах, выделялся уголь, газ и вода Химическое
2 Нагревали воду Вода испарялась Физическое
3 Подносили стекло Вода сконденсировалась Физическое
4 Зажигали лучину Выделялось тепло, свет, лучина превратилась в золу Химическое
5 Смешивали хлорид бария BaCl2 и серную кислоту H2SO 4 Выделялся осадок, изменялся цвет. Химическое
6 Каретку отпускали по наклонной плоскости Изменялось положение каретки в пространстве Физическое
7 Подносили магнит к мелким деталям Детали притягивались к магниту Физическое
8 Смешивали пищевую соду и уксус Выделялся газ Химическое
9 Включали лампу накаливания Свет и тепло Физическое
Вывод Химические реакции сопровождаются выделением газа, осадка, света, тепла, изменением цвета, запаха, вкуса

Далее ученики выполняют работу самостоятельно.

5. Движение каретки по наклонной плоскости: изменялось положение каретки в пространстве.
6. Притягивание магнитом мелких деталей.
7. Смешивание пищевой соды и уксуса: выделялся газ.
8. Включение электрической лампы накаливания.

У.: Ребята, какой вывод можно сделать?

Вывод: химические реакции сопровождаются выделением газа, осадка, света, тепла, изменением цвета, запаха, вкуса (слайд 14).

4. Закрепление новых знаний.

У.: Ребята, ответьте на вопросы:

1. В чем отличие и сходство горения лучины и электрической лампы?
2. При взаимодействии сульфата меди и гидрооксида натрия образуется осадок. Какое это явление?

5. Домашнее задание.

Учитель задает домашнее задание (слайд 15).

6. Подведение итогов урока.

У.: Мы с вами хорошо поработали, спасибо за урок. У вас есть вопросы? Не забудьте сдать тетради. До свидания.

Литература:

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5-6 классы. - М.: Дрофа, 1999 –2008.
  2. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Методическое пособие “Физика. Химия. 5-6 классы”. – М.: Дрофа, 1998 г.