Демографическая ситуация Пермского края

Разделы: География


Цели и задачи урока

Образовательные:

  • познакомить с численностью населения Пермского края;
  • определить причины, влияющие на изменение численности населения;
  • дать определение понятий “демографический кризис”, “естественный прирост населения”; “миграция”.

Развивающие:

  • способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности;
  • развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные.

Форма урока

Комбинированный урок с применением ИКТ

Методы обучения:

  • создание проблемной ситуации;
  • организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
  • создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений

Оборудование урока:

Учебник “География Пермской Области”, атлас “Пермская область”, компьютер, мустимедийная установка, презентация

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Учитель: Мы приступаем к изучению новой темы “Население”. Самое большое богатство любого края – это люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса.

(презентация, слайд №1)

Давайте вспомним, что означают следующие термины:

  • Демография
  • Демографическая ситуация
  • Естественный прирост
  • Миграция

Ученик :ответы учащихся, проверка терминов (презентация, слайд №2)

Учитель : Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Численность населения: Россия и Пермский край.
  • Естественное движение
  • Механическое движение
  • Половозрастная структура
  • Демографическая политика

(презентация, слайд №3)

Учитель: На 1 января 2009 года численность населения Пермского края составляла 2 млн. 718 тыс/ч. По предложенной схеме и карте определите:

  • чему равна доля жителей края от общего числа жителей России
  • занимаемое место по числу жителей среди субъектов России

(презентация, слайд №4 и слайд №5)

Ученик: 2% всего населения страны. По числу жителей Пермский край занимает 14 место в РФ

Учитель: Постоянное число жителей любой страны или территории определяют по переписи населения:

1897 г. – первая перепись населения в России.

В СССР перепись проводилась 7 раз.

Последняя перепись проводилась 9 октября 2002 г.

Планируемая перепись – 2010 год, но последствия экономического кризиса могут отодвинуть эту процедуру на более поздний период.

Кто может назвать какие показатели еще ,кроме численности населения, определяются при помощи переписи населения?

Ученик: ответ на вопрос, проверка правильного ответа

(презентация, слайд №6)

Учитель: Изменение численности населения связано с такими показателями как:

Естественный прирост - рождаемость –количество родившихся за год на 1000человек и смертность – количество умерших за год на 1000 человек .

За период 2008 года в Пермском крае родилось 12,1/1000 человек и умерло 15,7/1000 человек.

Рассчитайте естественное движение населения края за этот период

Ученик: по формуле и данным рождаемости и смертности учащиеся высчитывают естественное движение ЕП = 12,1 – 15,7 = - 3,6 ‰

(презентация, слайд №7)

Учитель: Какой вывод можно сделать из полученного результата?

Ученик: На территории нашего края отрицательное естественное движение, которое приводит к сокращению численности населения! В настоящее время Пермский край, как и Россия в целом, переживает острый демографический кризис, который характеризуется преждевременной смертностью и сокращением численности населения одновременно с его старением.

Учитель: По предложенной диаграмме сделайте вывод о том, как менялась численность населения за последние 20 лет?

(презентация, слайд №8)

Ученик: активное снижение населения – демографический кризис

Учитель: Назовите причины демографического кризиса.

Ученик: называются причины:

  • Ухудшение социально-экономической ситуации в стране и крае
  • Сокращение числа браков и рост количества разводов
  • Повышенная заболеваемость населения
  • Ухудшение экологической ситуации
  • Высокое потребление алкоголя
  • Курение
  • Распространение наркомании.

Учитель: Второй показатель, который влияет на число жителей:  механическое движение – это миграционные потоки, влияющие на изменение численности населения. С 2002 года наблюдается миграционная убыль населения. Миграционный отток населения за пределы края за период с 2002 по 2007 год составил более 18 тыс. человек.

Назовите причины миграционных потоков?

Ученик: Мигрируют чаще всего молодые люди в поисках высокооплачиваемой работы, желание жить и учиться в больших городах – Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург и другие.

Миграция значительно изменяет возрастную структуру населения, поскольку уезжают чаще молодые, в результате в местах убытия происходит “старение” населения, усиливающееся естественным падением рождаемости.

Учитель: Подведите итог - от чего же зависит численность населения нашего края?

Ученик: общая численность населения зависит от естественного и механического движения. В естественном движении количество родившихся увеличивает численность, а количество умерших наоборот уменьшает. В механическом движении эмигранты уменьшают численность, а иммигранты ее увеличивают.

(презентация, слайд №9)

Учитель: Структура населения отражает различия в половом и возрастном составе. Из предложенной схемы определите разницу в возрастной структуре

(презентация, слайд №10)

Ученик: Возрастной состав населения отражает демографическую ситуацию Пермского края. На схеме показано увеличение доли пенсионного возраста над долей детей 19% и 16%, что говорит о снижении рождаемости и уменьшении численности населения, сокращении экономически активного населения.

Учитель: Из предложенной схемы определите разницу:

  • в половом структуре
  • продолжительности жизни

(презентация, слайд №11)

Ученик: В половом составе Пермского края число женщин преобладает над числом мужчин. Женщины составляют 53% от общей численности населения, мужчины – 47%. Мужчины живут меньше женщин, нарушение соотношения мужчин и женщин в пенсионном возрасте.

Учитель: Как процесс сокращения численности населения сказывается на социально-экономическом развитии края?

Ученик: Процесс сокращения численности населения приводит к старению населения, сокращению трудоспособного населения и падению производства.

Учитель: Рассмотрим национальную структуру населения Пермского края. Самостоятельная работа в атласах “Пермская область”

Какой вывод можно сделать по данному вопросу?

Ученик: Наш регион можно назвать многонациональным, т.к проживает более 80 народов. Все народы относятся к трем языковым семьям: славянская, тюркская и финно-угорская. По процентному соотношению можно определить народы, лидирующие по числу жителей:

  • русские – 84%
  • татары – 5%
  • коми-пермяки – 4%
  • башкиры – 1,6%
  • украинцы – 1,5%
  • другие – 4%

(презентация, слайд №12 и слайд №13)

3. Итог урока:

Учитель: Подведите итог сложившейся демографической ситуации на территории нашего края

Ученик: Перечисляют вышеизложенные проблемы

Учитель: Для решения сложившейся отрицательной демографической ситуации в Пермском крае, как и по стране в целом, проводится демографическая политика -то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста, увеличения рождаемости, снижения смертности, повышения уровня жизни.

(презентация, слайд № 14)

Закрепление нового материала

Тестирование.

  1. Естественный прирост
  2. Демографическая политика
  3. Демографический кризис
  4. Количество народов, проживающих в крае
  5. Доля трудоспособного населения
  6. Место края среди субъектов РФ по числу жителей
  7. Число жителей, покинувших Пермский край
  8. Доля русских на территории края
    а) уменьшение численности населения
    б) 18 т/ч
    в) разница между рождаемостью и смертностью
    г) совокупность мер, направленная на регулирование естественного прироста.
    д) 80
    е) 14
    ж) 65%
    з)84%

Ответы: 1в,2г,3а,4д,5ж, 6е,7б ,8з

Домашнее задание

§ 2/1, 2/2 

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися

Учебные.

  • Учащиеся расширяют свой кругозор;
  • Совершенствуют навыки работы с дополнительными источниками информации.

Образовательные.

  • Учатся публично выступать,
  • Работать с компьютером
  • Создавать презентации.

Воспитательная. Учатся культуре общения: слушать выступления одноклассников, задавать вопросы, поддерживать диалог.