Цели и задачи урока
Образовательные:
- познакомить с численностью населения Пермского края;
- определить причины, влияющие на изменение численности населения;
- дать определение понятий “демографический кризис”, “естественный прирост населения”; “миграция”.
Развивающие:
- способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности;
- развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные.
Форма урока
Комбинированный урок с применением ИКТ
Методы обучения:
- создание проблемной ситуации;
- организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
- создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений
Оборудование урока:
Учебник “География Пермской Области”, атлас “Пермская область”, компьютер, мустимедийная установка, презентация
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Учитель: Мы приступаем к изучению новой темы “Население”. Самое большое богатство любого края – это люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса.
(презентация, слайд №1)
Давайте вспомним, что означают следующие термины:
- Демография
- Демографическая ситуация
- Естественный прирост
- Миграция
Ученик :ответы учащихся, проверка терминов (презентация, слайд №2)
Учитель : Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
- Численность населения: Россия и Пермский край.
- Естественное движение
- Механическое движение
- Половозрастная структура
- Демографическая политика
(презентация, слайд №3)
Учитель: На 1 января 2009 года численность населения Пермского края составляла 2 млн. 718 тыс/ч. По предложенной схеме и карте определите:
- чему равна доля жителей края от общего числа жителей России
- занимаемое место по числу жителей среди субъектов России
(презентация, слайд №4 и слайд №5)
Ученик: 2% всего населения страны. По числу жителей Пермский край занимает 14 место в РФ
Учитель: Постоянное число жителей любой страны или территории определяют по переписи населения:
1897 г. – первая перепись населения в России.
В СССР перепись проводилась 7 раз.
Последняя перепись проводилась 9 октября 2002 г.
Планируемая перепись – 2010 год, но последствия экономического кризиса могут отодвинуть эту процедуру на более поздний период.
Кто может назвать какие показатели еще ,кроме численности населения, определяются при помощи переписи населения?
Ученик: ответ на вопрос, проверка правильного ответа
(презентация, слайд №6)
Учитель: Изменение численности населения связано с такими показателями как:
Естественный прирост - рождаемость –количество родившихся за год на 1000человек и смертность – количество умерших за год на 1000 человек .
За период 2008 года в Пермском крае родилось 12,1/1000 человек и умерло 15,7/1000 человек.
Рассчитайте естественное движение населения края за этот период
Ученик: по формуле и данным рождаемости и смертности учащиеся высчитывают естественное движение ЕП = 12,1 – 15,7 = - 3,6 ‰
(презентация, слайд №7)
Учитель: Какой вывод можно сделать из полученного результата?
Ученик: На территории нашего края отрицательное естественное движение, которое приводит к сокращению численности населения! В настоящее время Пермский край, как и Россия в целом, переживает острый демографический кризис, который характеризуется преждевременной смертностью и сокращением численности населения одновременно с его старением.
Учитель: По предложенной диаграмме сделайте вывод о том, как менялась численность населения за последние 20 лет?
(презентация, слайд №8)
Ученик: активное снижение населения – демографический кризис
Учитель: Назовите причины демографического кризиса.
Ученик: называются причины:
- Ухудшение социально-экономической ситуации в стране и крае
- Сокращение числа браков и рост количества разводов
- Повышенная заболеваемость населения
- Ухудшение экологической ситуации
- Высокое потребление алкоголя
- Курение
- Распространение наркомании.
Учитель: Второй показатель, который влияет на число жителей: механическое движение – это миграционные потоки, влияющие на изменение численности населения. С 2002 года наблюдается миграционная убыль населения. Миграционный отток населения за пределы края за период с 2002 по 2007 год составил более 18 тыс. человек.
Назовите причины миграционных потоков?
Ученик: Мигрируют чаще всего молодые люди в поисках высокооплачиваемой работы, желание жить и учиться в больших городах – Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург и другие.
Миграция значительно изменяет возрастную структуру населения, поскольку уезжают чаще молодые, в результате в местах убытия происходит “старение” населения, усиливающееся естественным падением рождаемости.
Учитель: Подведите итог - от чего же зависит численность населения нашего края?
Ученик: общая численность населения зависит от естественного и механического движения. В естественном движении количество родившихся увеличивает численность, а количество умерших наоборот уменьшает. В механическом движении эмигранты уменьшают численность, а иммигранты ее увеличивают.
(презентация, слайд №9)
Учитель: Структура населения отражает различия в половом и возрастном составе. Из предложенной схемы определите разницу в возрастной структуре
(презентация, слайд №10)
Ученик: Возрастной состав населения отражает демографическую ситуацию Пермского края. На схеме показано увеличение доли пенсионного возраста над долей детей 19% и 16%, что говорит о снижении рождаемости и уменьшении численности населения, сокращении экономически активного населения.
Учитель: Из предложенной схемы определите разницу:
- в половом структуре
- продолжительности жизни
(презентация, слайд №11)
Ученик: В половом составе Пермского края число женщин преобладает над числом мужчин. Женщины составляют 53% от общей численности населения, мужчины – 47%. Мужчины живут меньше женщин, нарушение соотношения мужчин и женщин в пенсионном возрасте.
Учитель: Как процесс сокращения численности населения сказывается на социально-экономическом развитии края?
Ученик: Процесс сокращения численности населения приводит к старению населения, сокращению трудоспособного населения и падению производства.
Учитель: Рассмотрим национальную структуру населения Пермского края. Самостоятельная работа в атласах “Пермская область”
Какой вывод можно сделать по данному вопросу?
Ученик: Наш регион можно назвать многонациональным, т.к проживает более 80 народов. Все народы относятся к трем языковым семьям: славянская, тюркская и финно-угорская. По процентному соотношению можно определить народы, лидирующие по числу жителей:
- русские – 84%
- татары – 5%
- коми-пермяки – 4%
- башкиры – 1,6%
- украинцы – 1,5%
- другие – 4%
(презентация, слайд №12 и слайд №13)
3. Итог урока:
Учитель: Подведите итог сложившейся демографической ситуации на территории нашего края
Ученик: Перечисляют вышеизложенные проблемы
Учитель: Для решения сложившейся отрицательной демографической ситуации в Пермском крае, как и по стране в целом, проводится демографическая политика -то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста, увеличения рождаемости, снижения смертности, повышения уровня жизни.
(презентация, слайд № 14)
Закрепление нового материала
Тестирование.
- Естественный прирост
- Демографическая политика
- Демографический кризис
- Количество народов, проживающих в крае
- Доля трудоспособного населения
- Место края среди субъектов РФ по числу жителей
- Число жителей, покинувших Пермский край
- Доля русских на территории края
а) уменьшение численности населения
б) 18 т/ч
в) разница между рождаемостью и смертностью
г) совокупность мер, направленная на регулирование естественного прироста.
д) 80
е) 14
ж) 65%
з)84%
Ответы: 1в,2г,3а,4д,5ж, 6е,7б ,8з
Домашнее задание
§ 2/1, 2/2
Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися
Учебные.
- Учащиеся расширяют свой кругозор;
- Совершенствуют навыки работы с дополнительными источниками информации.
Образовательные.
- Учатся публично выступать,
- Работать с компьютером
- Создавать презентации.
Воспитательная. Учатся культуре общения: слушать выступления одноклассников, задавать вопросы, поддерживать диалог.