Пояснительная записка
Метод, который лежит в основе построения таких уроков – это активное вовлечение учащегося в процесс обучения.
Опубликованные исследования немецких учёных показывают, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Основная задача: добиться максимальной самостоятельности учащихся при освоении нового материала, изменить формат отношений учитель - обучающийся.
Наиболее эффективно такая работа проходит не за один урок, а когда таким образом разрабатывается целая тема. Работа проводится с учащимися 10 классов. Темы из раздела “Механика” рассматриваются, как повторение материала 9 класса.
Особенностью преподавания физики в нашем лицее является то, что раздел “ Механика” изучается в 9 классе, а затем, как повторение и углубление в I четверти 10 класса.
Но т. к. в 10 классе контингент учащихся сильно пополняется, то возникает трудность обучения за один урок учащихся, имеющих совершенно разную базу знаний.
На интенсификацию обучения и направлены такие уроки.
Перед проведением уроков по теме “Статика” планируется подготовительный этап (около 2 – х недель). Ещё на предварительном этапе подготовки к уроку, класс разделяется на команды теоретиков, экспериментаторов и практиков. При составлении команд учитывается, что для большинства учащихся материал не является абсолютно новым. “Новички” распределяются по группам равномерно. Каждой группе даются ориентировочные вопросы для подготовки, которые они в обязательном порядке должны будут осветить в своих выступлениях. Поиск материала учащиеся ведут во всех доступных источниках (учебник, учебные пособия, интернет).
Во время подготовки, материалы, найденные учащимися, рецензируются учителем. Для этого активно используется сетевое общение во внеурочное время. По мере готовности материалы размещаются на сайте школы для свободного пользования оппонентам Круглого стола.
Каждая группа готовит вопросы оппонентам.
Два человека в классе являются координаторами, т е анализируют весь представленный материал и готовят итоговую презентацию.
На изучения этого материала в планировании отводится 6 уроков.
Уроки физики 10 класса.
Тип уроков: урок – Инициатива учащихся
Цель: сформировать у обучающихся понятие о разделе механики “Статика” и помочь им целостно представить изучаемую тему.
Задачи:
обучающая
- развивать у учащихся потребность использовать научные методы познания (эксперимент, выдвижение гипотез) для формирования собственных знаний;
- организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;
воспитательная
- продолжить формировать у учащихся потребность к постоянному познанию на примере решения нестандартных физических задач (и задач технического содержания);
- развивать у учащихся коммуникативность, толерантность и критичность, используя работу в группах по подготовке к уроку и во время урока.
развивающая
- новый материал дать законченной в смысловом отношении частью – блоком, выделив в нём главное;
- при повторении материалов 7, 9 классов из раздела “Механика”, содействовать развитию у школьников умения анализировать, систематизировать и сравнивать.
Оборудование: Наглядность обеспечивается экспериментальными задачами и презентациями.
План уроков:
- Выступление “теоретиков” - 1 пара (Приложение 1, слайды 3 – 11);
- Выступление “экспериментаторов” - 1 урок (Приложение 1, слайды 28 – 41);
- Выступление “задачников” - 3 урока (урок и пара) (Приложение 1, слайды 12 – 27)
Этапы уроков:
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Усвоение новых знаний.
- Систематизация знаний.
- Применение изученного.
- Подведение итогов, домашнее задание.
Содержание уроков
1. Организационный момент
Учитель объявляет основное содержание урока (теория, эксперимент, практика по задачам), учащиеся запускают презентации, готовят приборы.
2. Целеполагание
Учащиеся объявляют цель урока: изучить теорию вопроса, ознакомиться с интересными экспериментами или научиться решать задачи по данному материалу.
3. Усвоение новых знаний
Учащиеся излагают материал, сопровождая его показом презентации, демонстрируют опыты, объясняют задачи. Заканчивается выступление вопросами докладчиков слушателям.
4. Систематизация знаний
Приглашается группа экспертов для выступления с обобщением по теме “Статика”. Они демонстрируют в быстром темпе итоговую презентацию. Их выступление проводится на следующем (после прохождении темы) уроке, так как им необходимо учесть замечания учителя и учащихся и поправить презентацию. В целом итоговая презентация экспертов (для продуктивной работы во время урока) должна быть готова до начала уроков, так как весь материал, который готовили группы оппонентов (теоретиков, практиков и экспериментаторов) был доступен в сети.
Пример итоговой презентации по теме “ Статика” см. в Приложение 1.
5. Применение изученного
Проверка качества усвоения материала проходит в виде выполнения учениками работы по решению задач на данную тему (Пример такой работы см. в Приложении № 2)
6. Подведение итогов, домашнее задание
Учитель оценивает выступление по нескольким критериям:
- глубина проработки материала,
- широта охвата (количество частных вопросов, примеров, задач, опытов),
- качество презентации,
- сложность вопросов, качество ответов на них.
Оценки выставляются всей группе одинаковые. Но возможны и исключения, которые должны быть обязательно аккуратно и обстоятельно объяснены.
В качестве Д/З могут заданы №№ 4.1 – 4.94 [2] на усмотрение учителя.
Литература
- Физика: учеб. для 10 кл. с углубл. изучением физики; ред. А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. – М. ; Просвещение, 2005. – 431 с.
- http://termeh-sorokin.on.ufanet.ru/statika.htm;
- Физика; 3800 задач для школьников и поступающих в ВУЗы. Н.В. Турчина, Л.И. Рудакова, О.И. Суров и др. – М.; Дрофа,2000. – 672 л.
- http://www.afportal.ru/physics/task/statics ;