Педагогическое содействие классного руководителя в самореализации, самообразовании и самосовершенствовании школьника

Разделы: Классное руководство


в работе круглого стола №3 областной научно-практической конференции “Классное руководство: состояние и перспективы

Саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, самореализация… Красиво! Но как показать, что это ещё увлекательно, интересно, полезно и необходимо нашим ученикам и их родителям? Самый главный критерий, на который опирается школа в своей работе, это социальный заказ родителей. То есть встаёт вопрос - какая составляющая образовательной среды ими будет востребована: обучение, развитие или воспитание? А задача классного руководителя соединить всё это в единое и предложить ученику целый набор действий для саморазвития, самообразования, самосовершенствования, самореализации школьника в рамках воспитательной работы.

Начнём с того, что любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.

Анализируя и планируя свою работу с пятым классом, я, как классный руководитель,

  • дала оценку своей работе по основным критериям эффективности деятельности классного руководителя, не опуская само собой разумеющиеся знания психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, т.е. собрала необходимый диагностический материал;
  • познакомилась и в необходимом объёме овладела современными технологиями воспитания (закреплено в функциях классного руководителя в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 3.02. 2006 года);
  • определила тему работы с классным ученическим коллективом, которая бы реализовывала продуктивность формирования ключевых компетентностей обучающихся. Исходя из проделанной аналитической работы, тема звучит так:

“Развитие интеллектуальной компетентности через систему социального проектирования в условиях классного ученического коллектива”

Для работы над темой мной был определен необходимый воспитательный инструментарий, который бы помог мне в реализации осуществлять педагогическое содействие как классного руководителя в самообразовании, самосовершенствовании, самореализации - это

1. Проект “Традиции класса”;

2. Создание педагогического банка “Разнообразие форм проводимых классных часов”;

3. Развитие ОУУН на классных часах;

4. Отработка коллективных форм работы (система КТД) на классных часах, в том числе и принципов самоуправления;

5. Оценка роли классного руководителя (руководитель, соавтор, наблюдатель)

Почему из перечня компетентностей:

  • интеллектуальная;
  • предметная;
  • информационная;
  • коммуникативная;
  • валеологическая;
  • культурологическая;
  • социальная;
  • рефлексивная;
  • учебно-исследовательская (проектная).

Я для работы с 5-м классом выбрала развитие именно интеллектуальной компетентности:

  • потому что все компетентности имеют место “действия” в деятельности школы по реализации направления “Интеллект”;
  • потому что основное её назначение – формирование ценностного отношения к познавательной деятельности.

Потому что её формирование:

  • проявляется в увлеченности чтением;
  • побуждает к поиску новой информации;
  • является промежуточным звеном между учебной и внеклассной работой, соединяя воедино учёбу и досуг;
  • способствует накапливанию и совершенствованию знаний;
  • обогащает досуг детей, наполняя его социально ценностным содержанием;
  • расширяет полученные на уроках знания;
  • здесь больше простора для проявления инициативы;
  • предлагает ученику различные социальные роли.

А также интеллектуальная компетентность опирается на принципиальные положения педагогики и психологии:

  • положительные эмоции;
  • заинтересованность и поддержка педагогов;
  • игровое общение;
  • правильно построенная стратегия поиска информации.

Организация её требует соблюдения ряда методических условий:

  • увеличение объема информации и степень участия в поиске учащихся;
  • включение каждого ученика в осуществление её при разнообразии его ролей;
  • учёт изменяющихся потребностей, интересов, увлечений учеников
  • позитивное переживание ученика самого процесса, его результатов.

Чтобы работа отвечала всем этим параметрам эффективности встала необходимость в создании классного социального проекта. Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Её реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путём решения насущных проблем. При чём интеллектуальная компетентность? Давайте, ещё раз обратим внимание на определение интеллектуальной компетентности! И.К. - формирование ценностного отношения к познавательной деятельности.

В этом учебном году мы назвали социальный проект “Наш школьный корабль” и защитили его в рамках общешкольной игры “Большие манёвры” 20 февраля 2009 года.

Для развития интеллектуальной компетентности наилучшим образом подходит методика творческого воспитания И.П. Иванова.

Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь использовать предоставленное лицею право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! Ищу необычное в обычном, делаю открытия!

Это большая работа, требующая много времени и приложения многих сил! И поэтому я стараюсь использовать всегда новое для работы со своими детьми, и всегда следую закону школ актива “Каждое дело - творчески! А иначе - зачем!”

См. презентацию.