в работе круглого стола №3 областной научно-практической конференции “Классное руководство: состояние и перспективы”
Саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, самореализация… Красиво! Но как показать, что это ещё увлекательно, интересно, полезно и необходимо нашим ученикам и их родителям? Самый главный критерий, на который опирается школа в своей работе, это социальный заказ родителей. То есть встаёт вопрос - какая составляющая образовательной среды ими будет востребована: обучение, развитие или воспитание? А задача классного руководителя соединить всё это в единое и предложить ученику целый набор действий для саморазвития, самообразования, самосовершенствования, самореализации школьника в рамках воспитательной работы.
Начнём с того, что любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.
Анализируя и планируя свою работу с пятым классом, я, как классный руководитель,
- дала оценку своей работе по основным критериям эффективности деятельности классного руководителя, не опуская само собой разумеющиеся знания психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, т.е. собрала необходимый диагностический материал;
- познакомилась и в необходимом объёме овладела современными технологиями воспитания (закреплено в функциях классного руководителя в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 3.02. 2006 года);
- определила тему работы с классным ученическим коллективом, которая бы реализовывала продуктивность формирования ключевых компетентностей обучающихся. Исходя из проделанной аналитической работы, тема звучит так:
“Развитие интеллектуальной компетентности через систему социального проектирования в условиях классного ученического коллектива”
Для работы над темой мной был определен необходимый воспитательный инструментарий, который бы помог мне в реализации осуществлять педагогическое содействие как классного руководителя в самообразовании, самосовершенствовании, самореализации - это
1. Проект “Традиции класса”;
2. Создание педагогического банка “Разнообразие форм проводимых классных часов”;
3. Развитие ОУУН на классных часах;
4. Отработка коллективных форм работы (система КТД) на классных часах, в том числе и принципов самоуправления;
5. Оценка роли классного руководителя (руководитель, соавтор, наблюдатель)
Почему из перечня компетентностей:
- интеллектуальная;
- предметная;
- информационная;
- коммуникативная;
- валеологическая;
- культурологическая;
- социальная;
- рефлексивная;
- учебно-исследовательская (проектная).
Я для работы с 5-м классом выбрала развитие именно интеллектуальной компетентности:
- потому что все компетентности имеют место “действия” в деятельности школы по реализации направления “Интеллект”;
- потому что основное её назначение – формирование ценностного отношения к познавательной деятельности.
Потому что её формирование:
- проявляется в увлеченности чтением;
- побуждает к поиску новой информации;
- является промежуточным звеном между учебной и внеклассной работой, соединяя воедино учёбу и досуг;
- способствует накапливанию и совершенствованию знаний;
- обогащает досуг детей, наполняя его социально ценностным содержанием;
- расширяет полученные на уроках знания;
- здесь больше простора для проявления инициативы;
- предлагает ученику различные социальные роли.
А также интеллектуальная компетентность опирается на принципиальные положения педагогики и психологии:
- положительные эмоции;
- заинтересованность и поддержка педагогов;
- игровое общение;
- правильно построенная стратегия поиска информации.
Организация её требует соблюдения ряда методических условий:
- увеличение объема информации и степень участия в поиске учащихся;
- включение каждого ученика в осуществление её при разнообразии его ролей;
- учёт изменяющихся потребностей, интересов, увлечений учеников
- позитивное переживание ученика самого процесса, его результатов.
Чтобы работа отвечала всем этим параметрам эффективности встала необходимость в создании классного социального проекта. Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Её реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путём решения насущных проблем. При чём интеллектуальная компетентность? Давайте, ещё раз обратим внимание на определение интеллектуальной компетентности! И.К. - формирование ценностного отношения к познавательной деятельности.
В этом учебном году мы назвали социальный проект “Наш школьный корабль” и защитили его в рамках общешкольной игры “Большие манёвры” 20 февраля 2009 года.
Для развития интеллектуальной компетентности наилучшим образом подходит методика творческого воспитания И.П. Иванова.
Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь использовать предоставленное лицею право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! Ищу необычное в обычном, делаю открытия!
Это большая работа, требующая много времени и приложения многих сил! И поэтому я стараюсь использовать всегда новое для работы со своими детьми, и всегда следую закону школ актива “Каждое дело - творчески! А иначе - зачем!”
См. презентацию.