План-конспект открытого урока по окружающему миру: "Снежные загадки"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

1. Расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе – дать элементарное представление об образовании снежинок.

2. На основании опытов установить, чем может быть загрязнен снег.

3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование: учебник “Наш мир” 1 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов (стр.34-35) , хрестоматия “Наш мир знакомый и загадочный” 1 класс. О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов (стр.25-26); слова для запоминания, снежинки с заданиями; для учащихся - ножницы, клей, альбомные листы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня урок необычный. У нас гости, повернулись к гостям, поздоровались. (Здравствуйте)

-Продолжим урок.

- Ребята, сейчас какое время года? (Зима)

- Какие изменения происходят зимой в природе?

- С утра подул сильный ветер и в класс прилетели снежинки. Снежинки оказались непростые, в них вопросы. Очень интересно! Давайте прочитаем.

II. Актуализация.

- Первый вопрос прочитаю я. Слушайте.

а) Кусты, деревья и травы назови одним словом. (Растения.)

- Второй вопрос читает Маргарита.

б) Что является признаками живой природы? (Они рождаются, питаются, размножаются, спят, дышат, растут, передвигаются и умирают.)

- Следующий вопрос нам прочитает Ангелина.

в) Какие хвойные деревья ты знаешь? (Ель, сосна, кедр, лиственниц.)

г) С помощью чего мы познаем окружающий мир? (С помощью органов чувств.)

д) Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные птицы.) Приведите примеры.

- Ребята, здесь еще один вопрос остался, интересно от кого он.

Вопрос от Миши, он пишет, что хочет узнать:

1.Как рождаются снежинки?

2.Почему снег под ногами скрипит?

3.Зачем зимой на полях снег пашут?

(Учитель вопросы прикрепляет к доске)

- Поможем Мише? (Конечно.)

III. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, цель нашего урока найти ответы на эти вопросы.

1. Работа по учебнику.

- Посмотрите рисунок в учебнике на стр.34-35.

- В поселке Мирном тоже зима.

- Посмотрите внимательно, снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?

-Что делают Маша и Жучка?

-Зачем Маша сняла варежку?

-Посмотрите на левую часть разворота учебника, чему так рада Жучка?

-Что собирается делать Маша?

-Почему так весело Маше?

-А что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? (Холод, чувство радости, что идет снег и т.д.)

- А когда идете по первому чистому снегу?

-Когда снежинки падают на лицо? (Радость, через несколько минут капли воды, холод и т.д.)

- А что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь?

- Кому когда-нибудь удавалось рассмотреть снежинку? На что они были похожи?

2. Рассмотрение разновидностей снежинок.

- Ребята, посмотрите на рисунок. Здесь разновидности снежинок.

Ученым удалось выявить основных форм снежных кристалликов. Можно увидеть снежинки, которым дали такие названия – запонка, столбик, еж, игла, звезда, пластинка.

- Давайте хором повторим название основных форм снежинок.

- А как рождаются снежинки? (Высоко над землей в облаках)

- А как образуются? Чтобы узнать открываем хрестоматию и прочитаем об этом рассказ.

-Как вы думаете, можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие? ( Так говорить нельзя, изделия - это предметы, сделанные человеком, а снежинка - объект природы)

- А от чего зависит форма снежинок? Чтобы это узнать, мы послушаем, аудиозапись.

(Японский профессор Накайя, который всю свою жизнь посветил изучению тайн снежинок, удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – звезды образуются только при небольшом морозе(-14, -15, -16, -17 градусов)

- А почему снег под ногами скрипит? (Это ломаются под тяжестью тела человека нежные лучики снежинок – звездочек. А так как их очень, очень много, слышится треск.)

- Все кругом покрылось снегом и дороги и поля.

- Где больше снега: в поле или возле забора? (Снега больше возле забора, заграждения задерживают его).

- Как люди это используют, узнаем из рассказа “Зачем зимой на полях снег пашут” (Хрестоматия, стр. 25.)

- Зачем нужны заграждения? (Не дают ветру уносить снег в овраги и леса).

Динамическая пауза

Под тихую спокойную музыку ученики выполняют движения за учителем.

- Встали, отдохнем.

- Давайте ребята, покажем, как образуются снежинки.

- В воздухе есть водяные пары. Высоко в облаках образуются крохотные льдинки. Они еще очень малы. Они падают и увеличиваются, становятся удивительно красивыми; снежинки опускаются, собираются в хлопья и падают на землю.

- Тихонько сели. Молодцы!

IV. Эксперимент.

- Ребята, мы до начала урока занесли в стаканах снег, который взяли у крыльца школы, и у дороги.

- С какой целью будем проводить эксперимент? ( Чист ли белый снег?)

- Повторим, растаял ли снег? (Да)

- Определите, в каком стакане снег взят у дороги, в каком у крыльца школы?

- Как вы думаете, к какому выводу мы придем?

- Нам надо отфильтровать воду. Фильтруем воду и что мы видим? (Серые разводы, песчинки, волоски.)

- Чист ли белый снег?

- А почему нельзя есть снег? Молодцы, к правильному выводу пришли.

V. Работа в парах.

- Мы говорили, что ученые установили сложные формы снежинок и дали им название.

- Сейчас вы попробуете придумать свою снежинку и дать название. Работу делаете вместе с соседом.

Выставка “придуманных” снежинок.

- Красивые снежинки придумали, просто замечательно.

VI.Рефлексия. Закрепление.

а) Загадки о природных явлениях зимой.

- Надо отгадать загадки:

  • Что за звездочки сквозные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмешь вода в руке. (Снежинка)
  • Прозрачен как стекло,
    А не вставишь в окно. (Лед)
  • Не снег и не лед,
    А серебром деревья уберет. ( Иней)

VII. Итог урока.

- Что интересного узнали?

- Какой информацией хочешь поделиться с другом?