Цель: познакомить учащихся с грамматическими характеристиками категорий числа и рода имен существительных, а именно с родовыми окончаниями.
Учебный материал: презентация (Приложение 1) для компьютера, презентация для работы на интерактивной доске (Приложение 2), карточки с индивидуальными заданиями, таблица окончаний (демонстрационная и индивидуальная), клей.
Ход урока.
I. Оргмомент.
1. Знакомство с темой урока (слайд 1, Приложение 1).
2. Эпиграф (слайд 2, Приложение 1):
Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
(По С. Михалкову)
3. Мотивировка учащихся:
- На уроке мы действительно будем писать, думать и даже петь на нашем родном языке и сделаем в области русского языка открытие.
4. Создание ситуации успеха (информация с “Экрана настроения”).
5. Массаж рук, мысленно посылая себе слова любви, добра, удачи.
6. Информация дежурных. Запись даты урока.
II. Минутка каллиграфии (слайд 3, Приложение 1).
1. Учитель:
-Посмотрите на верхнюю строку. Что будем контролировать при письме? (На доске строчные буквы: д, р, у, з, ф)
(Одинаковую длину элементов, выходящих вниз за строку)
Запись букв по образцу учителя.
2. Воспитательное воздействие.
-Прочитайте предложение на второй строке. (Мы – друзья!) Поднимите руку, кто может так сказать о своих одноклассниках? Очень приятно узнать, что у нас такой дружный классный коллектив. Запишите это предложение.
3. Лексическая работа.
-Прочитайте “про себя” пословицы. Какой темой они объединены? (О дружбе)
(Новых друзей наживай, а старых не теряй. Муравьиная рать и льва победит.)
Пояснение значения каждой пословицы, замена слов “рать”, “наживай” похожими по смыслу. Запись одной пословицы по выбору учащихся, контролируя высоту букв и одинаковую длину элементов, выходящих вниз за строку.
III. Орфографическая разминка (слайд 4, Приложение 1).
Даны слова: площа..ь, к..пуста, п..сатель, умн..жение, за..ц, заг..ловок, л..сица, ед..ница, ра..каз.
- Распределение данных слов на три тематические группы по принадлежности к учебным предметам (слайд 5, Приложение 1).
- Запись слов “математической” группы, комментируя орфограммы.
- Запись слов “литературной” группы.
- Ответ на вопрос, что могут составить слова из группы “окружающего мира” (слайд 6, Приложение 1).
- Запись составленной цепи питания, комментируя орфограмму.
- Итог этапа урока.
ЗРИТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА “МОРСКАЯ” (рисование “глазами” линии горизонта, парусника, радуги, солнышка).
IV. Работа по теме урока.
1. Дидактическая игра “Найди лишнее слово” (слайд 7 - 10, Приложение 1)
Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока.
- Деревня, дядя, воля, земля;
- Деревья, перья, стулья, семья;
- Ладонь, огонь, конь, окунь;
- Места, стена, вёдра, вёсла
2. Актуализация знаний учащихся о способах определения числа и рода имен существительных (с помощью вспомогательных слов).
3. Актуализация знаний учащихся об изучаемом разделе русского языка (“Состав слова”)
4. Использование эвристического приема: мы должны сделать открытие и узнать, какая часть слова в русском языке указывает на число и род имен существительных.
5. Создание ситуации предположения.
6. Чтобы убедиться в правильности/неправильности предположения выполним задания (карточки с заданиями находятся в индивидуальных конвертах для каждого ученика):
Задание 1 (устно).
Подбор слов заданного рода по рядам (аукцион).
Задание 2. Самостоятельная работа.
Запишите слова в три столбика по родам. Выделите окончания.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Конверт, задача, пальто, песня, море, дедушка, голубь. | Ученик, поляна, зеркало, цапля, Костя, кровать, гвоздь, желе, папа, морковь, дядя. |
Вывод: существительные одного рода имеют одинаковые окончания.
Задание 3. Работа в парах.
Запишите существительные в единственном и множественном числе. Во множественном числе выделите окончания.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Рябина | Ягода | Осина |
язык | книга | дождь |
слово | окно | облако |
Вывод: имена существительные во множественном числе имеют одинаковые окончания.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА ( пение песни хором с танцевальными движениями)
7. Ответ на вопрос, подтвердилось ли наше предположение.
8. Заполнение таблицы окончаний имен существительных электронным маркером на интерактивной доске и ручкой индивидуальных таблиц у каждого ученика. Вклеивание таблиц в тетради. Размещение демонстрационной таблицы на стенде “Сегодня на уроке” (слайд 1, 2; Приложение 2).
Рисунок 1
Таблица окончаний имен существительных (индивидуальная для заполнения и вклеивания в тетрадь)
Рисунок 2
Таблица окончаний имен существительных (демонстрационная)
V. Первичное закрепление изученного материала.
Учитель:
-Какое открытие сделали на уроке?
-Теперь мы знаем, какая важная роль есть у окончания слова и на следующих уроках будем указывать, например, книга, окончание -а-, женского рода; книги, окончание -и-, множественного числа. А при изучении раздела “Предложение”, узнаем еще одну роль окончаний в русском языке – служить для связи слов в предложении.
-Применим полученные знания.
Задание 4. Работа в парах.
Поставить выделенное слово в форму множественного числа. Записать новое предложение.
Темной ночью прилетела сказочная птица.
Взаимопроверка.
VI. Итог урока.
Игра “Верю - не верю”
- Учащиеся кивком головы подтверждают или опровергают высказывания учителя:
- имена существительные изменяются по числам (да);
- имена существительные изменяются по родам (нет);
- имена существительные имеют род (да);
- на число и род имен существительных указывает приставка (нет);
- число и род существительного можно определить по окончанию (да);
- новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)
VII. Домашнее задание.
Учитель:
-Мы хорошо поработали и я могу предложить творческое домашнее задание – написать синквейн по выбору к темам: “Язык” - наиболее легкий вариант, “Род” - вариант сложнее. По желанию можно оба варианта.
VIII. Рефлексия.
Учитель:
-Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).
-Кто не доволен? Чем? Почему?
-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.
IX. Занимательные задания (резервные).
Игра “Доскажи словечко”
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец).
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все …(антракт);
На время что-то прекратив,
Мы объявляем … (перерыв);
В игре, в труде устали слишком –
Дают уставшим …(передышку);
После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена)
X. Окончание урока.