Цель: “Обогатить методику преподавания фортепиано новыми идеями: сделать интересным и доступным изучение музыкального материала”
Задача: “Приобщить учащихся к богатому национальному материалу и пополнить музыкальный репертуар разнообразными по жанру и тематике фортепианными пьесами”
Возросшее внимание каждой народности к своим истокам, корням становится приметой нашего времени. Любому человеку необходимо знание о том, как жили его предки, какова история земли, на которой он родился. Для творческой личности это особенно важно. Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. “Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинно творческое горение … только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может очаровать мелодией других” - сказал башкирский поэт Мустай Карим.
Башкортостан – многонациональная республика. По данным переписи, в пределах Башкирии представлено одиннадцать национальностей: башкиры, татары, русские, удмурты, марийцы, чуваши, немцы, латыши и другие. Независимо от национальности, любому полезно знать традиции, культуру родного края. Чтобы лучше узнать и глубже проникнуться в национальный мир музыки, я хотела остановиться на наиболее популярных музыкальных инструментах Башкирии – курай, кубыз и думбыра. Курай – вечный спутник башкирского народа, символизирующий его духовную красоту. Теплота, сочность, матовость, нежность тембра завораживают слушателей. Песня кураиста – не только искусство: его песня – его страдания, боль и быль.[3]
Первые упоминания о курае, кубызе, думбыре, кул-кумызе, сорнае уводят нас в глубину веков. В конце прошлого столетия получили распространение и европейские инструменты: скрипка, мандолина, гармоника. Чуть позже, 30-е, 40-е годы сначала в городе затем и на селе известность получает баян.
Особенности становления башкирской фортепианной музыки.
Композиторы республики внесли огромный вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Значительные сочинения уже созданы и продолжают создаваться в наши дни. В последние десятилетия все большее музыкальной и музыкально-педагогической общественности России привлекает музыка композиторов Башкирии. Звучит она со сцены Башкирского оперного театра, концертной эстрады, а также в музыкальных заведениях. Яркое выражение любви к родному краю, его природе и людям – одна из главных отличительных черт творчества всех башкирских композиторов. Ими созданы значительные образцы национальной и балетной классики, монументальные симфонические и хоровые полотна, инструментальные и вокальные произведения. Профессиональная музыка формировалась в недрах фольклора. Из репертуара фортепианных сочинений написанных композиторами республики видно, что основу композиторского творчества составляет широкая сфера фольклора. В истоках культуры башкир лежит творчество древних сэсэнов – сказителей и импровизаторов народной музыки. Народная музыкальная культура башкир создала замечательные образцы мелодического стиля “Озон-кюй” (протяжный напев), характеризующегося широкой напевностью, импровизационностью, ритмическим богатством. Мелодии этого типа практически не укладываются в определенные ритмические рамки, и это существенно отличает их от музыки европейских народов. Широкие просторы земли башкир с редкими на ней кишлаками и аулами, равно как и размеренный, неторопливый ритм жизни в них, во многом определяли протяжный характер одноголосной башкирской народной мелодии. Другой жанр народной музыки – “кыска-кюй” (короткий напев). Он имеет четкое квадратное строение фразы, определенный размер (чаще двудольный), обычно сохраняющийся на протяжении всего напева. Мелодии “кыска-кюй” характеризуют песни веселые, шуточные, сатирические.[1]
В начальный период становления профессиональной фортепианной музыки (40- 50-е годы), рождались произведения различных жанров, преимущественно малых форм. В них композиторы учились, искали, развивали и утверждали свои способы самовыражения, вырабатывали свой стиль и авторский почерк. Так, одним из первых появился жанр транскрипций башкирских народных песен. Эмоциональное состояние, воплощение, как правило, ведут к народному творчеству: к песням и танцам.
Жанр “скерцо” является первым из инструментальных жанров европейской профессиональной музыки, вошедшим в башкирское фортепианное творчество: “Скерцо” Г. Муртазина, “Скерцо” Х. Заимова, “Скерцо” З. Исмагилова, “Вальс-скерцо” Р. Сальманова и другие. Большинство ранних произведений имеют сюжетный характер, названия отражают содержание произведения: “Саночки”, “Часики” Х. Заимова, “Лунная ночь” З. Исмагилова, “Озорник” Н. Сабитова. Пьесам присуще картинность, образность, характерные и для народной музыки.
Народные напевы, превращаясь в тему фортепианной пьесы, обогащались деталями, приобретали изысканность и сложность орнаментального рисунка, широту диапазона, претерпевали мелодическое и ритмическое варьирование. Для исполнителей было важным – это овладение своеобразным туше, необходимым для передачи характерного звучания народного инструмента курая, импровизационностью, идущей от фольклорных основ, точной выверенностью ритма и многим другим. Вместе с композиторами исполнители шли путем поисков национально-характерного фортепианного стиля.
В исполнительской педагогической практике в этот период появляется ряд интересных сочинений крупных и малых форм различной степени трудности. Среди них такие пьесы как: “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Ноктюрн”, “Скерцо” З. Исмагилова, “Раздумье, “Элегия”, “Походный марш”, Х. Ахметова, “Озорник”, и Четыре прелюдии Н. Сабитова и другие. Таким образом, педагогический репертуар пианистов пополнился колоритными оригинальными пьесами с ярко выраженными национальными характеристиками.
Плодотворными для башкирской фортепианной музыки стали 1960- 70-е годы. Постепенно по мере накопления композиторского мастерства происходит эволюция фольклорных связей, и каждая форма претерпевает изменения, обогащается новым содержанием, новыми музыкальными средствами. В эти годы одно из видных мест занимает творчество Н.Г. Сабитова. Композитор много работал над изучением музыкального наследия башкирского народа. Использовал народные песни в своих произведениях крупного плана: концертах для скрипки, симфонической поэме, в балетах. Народная песня звучит новыми красками, становится как бы словами композитора, который начинает говорить языком народа. О фортепианном творчестве Н. Сабитова можно сказать как особом явлении в башкирской музыкальной культуре, сформировавшем свой стиль и сочетавшим национальные традиции с европейской профессиональной композиторской школы. Н. Сабитов одним из первых обратился к таким жанрам, как прелюдия, баллада, сонатина и концерт. Им также написаны “Детский альбом”, наигрыши, циклы прелюдий, много ярких и характерных пьес для репертуара Детских музыкальных школ. Особое место в его творчестве занимает жанр фортепианной прелюдии. Обращение композитора к прелюдии совпало со всеобщим интересом к этому жанру в советской музыке, когда циклы прелюдий создают Д. Шостакович, Д. Кабалевский, К. Караев. Интерес не случаен, так как прелюдия, в истоках своих связанная с прелюдированием и импровизационностью, могла осуществить единение восточной и европейской культур, сочетая форму и стилистику. В целом фортепианное творчество Н. Сабитова определила дальнейшее развитие жанра миниатюры.
В эти же годы башкирская фортепианная музыка пополняется циклом Х. Заимова “Прелюдии для фортепиано”. В отличие от пьес Н. Сабитова, этот цикл состоит из 24 прелюдий, расположенных в квинтовой последовательности тональностей. Музыка прелюдий проникнута национальным башкирским колоритом. Темы многих пьес не выходят за рамки пентатоники.
В 60-е годы лирические элементы приобретают характер размышления о драматическом прошлом, о жизни, о судьбе народа, к примеру, пьесы З. Исмагилова “Легенда”, “Торжественная пьеса”, “Поэма”, “ Танец”.
В 1970-е- 1990-е годы происходит становление фортепианной музыки Башкирии. Более глубже осваиваются народные и классические традиции. Концертной пьесой являются “Прелюдия и Токката” З.Исмагилова, где образное содержание “Прелюдии” является продолжением философских раздумий предыдущих пьес, более углубленным по характеру. “Токката” как жанр получает развитие и представляет собой виртуозную пьесу, построенную на национальном образном и тематическом материале. Прослеживаются аналогии с Токкатами Прокофьева и Хачатуряна.[4]
Краткие биографические сведения и методические рекомендации к пьесам педагогического репертуара детских музыкальных школ.
Использование народной музыки наряду с академической расширяет репертуар учащихся. Фортепиано нет в тембрах инструментального фольклора башкир, тем не менее, на этом инструменте возможно отражение основных мелодических и фактурных оборотов народной музыки. Музыкальные богатства народной песни, простота и доходчивость, ясность и выразительность мелодии являются основной, на которой можно строить работу с детьми. Я стараюсь приблизить ученика к тому, чтобы он мог ощущать себя в каком-то смысле создателем произведения в момент его передачи. Художественное исполнение отражает не только личность автора, но и личность исполнителя его чувства, его воображение.
Сабитов Нариман Гилязевич
Родился 11 января 1925 года в г. Казани. “Я рос в семье, где любили музыку. Брат и сестра моей матери были артистами музыкальных театров. А отец в молодости был актером Татарского академического театра. Отец – человек большой души, безгранично любивший музыку” - писал он. В 1946г. окончил Башкирское отделение Московской консерватории по классу композиции В.А. Белого и по классу дирижирования И.Д. Дружинина, а однокурсниками Н. Сабитова были А. Пахмутова, А. Эшпай, З. Исмагилов, Вели Ахмедов и другие. В 1953г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции А.Н. Александрова, в 1953-67 гг. работал главным дирижером Башкирского театра оперы и балета. Заслуженный деятель искусств БАССР. Лауреат республиканской премии им Г. Саляма и С. Юлаева (посмертно). Умер 9 июня 1971г.
Н. Сабитов отдал свое сердце детям. Он дарил им свою фантазию, свой ум, свою душу, выступал не только как одаренный сочинитель, но и как мудрый педагог. Он создал много специальных, инструментальных произведений для учебных целей в детских музыкальных школах, которые пользуются широким спросом. Музыка для детей – особая страница многогранного творчества Сабитова. “Детей любить может каждый, для этого большого искусства, по-моему, не требуется. Этим инстинктом одарен любой человек. Но трудиться ради детей, создавать для них произведения – это куда более серьезная задача” - писал он. Именем композитора названа детская музыкальная школа №1 г. Уфы, где он получил музыкальное образование и путевку в мир искусств. Его творчество в области фортепианной музыки занимает одно из видных мест. [2]
Фортепианные сочинения:
- 12 прелюдий
- Детский альбом
- Сонатина соч. 5
- 5 прелюдий соч. 42
- 4 прелюдии
- 3 баллады
- Озорник
- Козленок
- Темы с вариациями соч.2, соч.7.
- Семь вариаций
- Баллада
- Веселый дятел
- Капризуля
- Петушок
- Петушки
- Мне купили гармонь
- Цикл “Семь наигрышей”
- Праздничное утро
- Сюита из балета “Буратино”
- “Горный орел” (транскрипция для двух фортепиано)
- 4 полифонические миниатюры на башкирские темы
- Два мушкетера
- Буду командиром
- Сюита для фортепиано в 4 руки:
- Песня
- Хорошее настроение
- Фуга
Прелюдия №1 соль мажор из цикла “4 прелюдии”.
Для учащихся 4-5 классов.
Пьеса по характеру веселая, игривая, скерциозная.
Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса импровизационного характера. Может быть самостоятельным произведением или частью цикла. В этой прелюдии есть элементы юмора и шутки, поэтому они носят танцевально-скерциозный характер. Все это связано с жанром “кыска-кюй” - быстрая песня, которой тоже характерно задорность, скерциозность. Тема состоит из 3 фраз – двух коротких (по одному такту каждая) и третей, суммирующей, состоящей из двух тактов. В конце фраз происходит опевание примы и терции тонического трезвучия, которые приходятся на первые три восьмые. Большинство народные танцевальные темы заканчиваются троекратным повторением устоя (аналогично с движением танцующего) и Сабитов сохраняет структуру танцевальных тем.
В средней части точно воспроизводит ритмическую формулу народных плясовых мелодий.
Прелюдия №2 ля минор из цикла “4 прелюдии”
Для учащихся 4-5 классов.
Образное содержание пьесы – лирическая зарисовка башкирского края.
Паузы, октавный ход, легкие акценты, украшения придают пьесе восторженное настроение. Во второй части октавное удвоение импровизационной мелодии напоминает соло курая – национального башкирского инструмента. Башкирская народная музыка по природе своей монодийна, одноголосна, что подчеркивается в данном эпизоде практическим отсутствием аккомпанемента.
Звучание мелодии курая полетное, свободно разливающееся по лесам, по долинам родного края. Синхронное пение рук в унисон, свободное владение весом руки от плеча на легато, помогает создать цельное озвучивание струн рояля. В среднем разделе педаль не выписана, но лучше применять запаздывающую педаль. В репризе второе предложение изменено, построено на интонациях первого такта темы. Картина к концу просветляется, фактура становится прозрачной.
Прелюдия №4 ми минор из цикла “4 прелюдии”
Для учащихся 6-7 классов.
Моторная и энергичная по характеру. Основная тема построена из двух фраз с повторениями в восходящем движении. Контрастное сопоставление форте и пиано делают прелюдию игровой и интересной.
Средняя часть сопоставление мажора и минора, в соль ма жоре использование народной песни “Зарифа”, основа мажорная пентатоника, но композитор тему песни более разукрасил, обогатил украшениями.
Н. Сабитов часто применяет и использует побочные трезвучия, септаккорды, которые звучат красочно и необычно. Так звучит последняя небольшая часть произведения. Триоли создают расширение, масштабность и кульминация усиливает звучность. Конец звучит утвердительно, последний аккорд повторяется два раза.
Исмагилов Загир Гарипович
Родился 8 января 1917 года в селе Верхнее-Серменево Белорецкого района Республики Башкортостан. В 1954г. окончил Московскую консерваторию им. Чайковского по классу композиции В.Г. Фере. С 1954 г. – председатель правления Союза композиторов БАССР. С 1968-1988 гг. – ректор Уфимского государственного института искусств. Профессор. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки и республиканской премии им. Салавата Юлаева.
Разнообразные и колоритные пьесы “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Скерцо”, “Ноктюрн”, “Торжественная пьеса”, “Легенда”, “Поэма”, и “Танец” прочно вошли в исполнительскую и педагогическую практику.[2]
Фортепианные сочинения:
- Прелюдия и Токката
- Танец
- Кукушка
- Соната
- Ноктюрн
- Поэма
- Скерцо
- Легенда
- Лунная ночь
- Торжественная пьеса
- Речитатив и ария Шауры из оперы “Шаура” (переложение для двух фортепиано)
- Фрагменты из оперы “Волны Агидели” (транскрипция для двух фортепиано)
Ноктюрн
Пьеса предназначена для 7 класса.
Поэтична, навеяна образами природы, удивительным покоем и тишиной. В этом произведении композитор сумел переплести черты профессиональной музыки и народно-песенного фольклора озон-кюй (сплетение вокального и инструментального жанров).
Правая рука – это мелодия курая с разнообразными орнаментами как бы парит в ночной тиши (в высоком регистре, так как все народные песни исполняются женскими сопрано, а мужчины – тенора). Тема Ноктюрна характерна для народной песни “Таштугай”.
С помощью орнаментированного распева соединяются отдельные ступени лада, что создает впечатление гибкого, пластичного передвижения мелодии из одного регистра в другой.
Тема левой руки – это волнообразные фигурации, создают нежный и трепетный фон. Ноктюрн написан в простой трехчастной форме, есть вступление и заключение. Построен из двух тем (фантастический ночной мир и возвращение в средней части в реальный мир). Сложность исполнения заключается в том, что нужно показать три пласта: бас, заполнение и мелодию. Бас – очень важно зацепить глубоко от плеча, но в то же время мягко, заполнение – без веса, ровным по звучанию звуком. Все три голоса исполняются по-разному, и слышать их нужно, гармонически выстраивая, внутренним слухом.[5]
Касимов Рафаиль Габдулхаевич
Родился 2 июля 1947 года в городе Слупске (Польша). Профессиональное образование получил в Ижевском музыкальном училище по классу фортепиано (педагоги В.С. Кашкаров и Г.А. Полторацкая-Глушенкова). В 1963-1973 гг. учился в Уфимском государственном институте искусств. Закончил его по двум специальностям: как композитор и как пианист по классу профессора З.Г. Исмагилова. С 1972 по 1979 гг. работал художественным руководителем Башгосфиларамонии. С 1979 г. – преподаватель ДМШ №1 им. Н.Сабитова.
Яркая образность и динамизм музыкального языка, неустанные поиски нового в области жанров и формы, выразительности тембровых и гармонических красок стали определяющими для творчества Р. Касимова.
Фортепианные сочинения:
- 5 пьес для фортепиано в 4 руки
- Концерт и два концертино для фортепиано с оркестром
- Юмореска “Форшлаги”
- 6 сюит для фортепиано
- Сонаты №1, №2
- Прелюдия и фуга
- 4 детские сюиты
- Три вариации
- На озере
- Прощание с летом
- Июньский ветерок
- 3 картинки для фортепиано
- Концертино “Юношеское” для двух фортепиано
- Концертино №2 для двух фортепиано
- Потешка
- Мелодический этюд
- Игры кукол
- Настроение
- Прелюдия и фуга
- Пьесы
- Мелодичный этюд для фортепиано в 4 руки
- Симфоническая картина для фортепиано
- 8 фортепианных пьес: Кошечка, Песня старого медведя, Считалочка, Колыбельная, Ария, Птичий хоровод, Этюд, Песня пастуха.
Июньский ветерок
Пьеса предназначена для 4 класса.
Пьеса по характеру воздушная, солнечная, мелодия парит над сопровождением непрерывных шестнадцатых. Сопровождение интересно, что его нельзя играть с одинаковым прикосновением, так как с педалью звучит грязно. А вот если поглубже опираться на первую шестнадцатую и сделать затихание к верхнему звуку (к 1 пальцу), то на педали мелодия с таким аккомпанементом звучит великолепно, воздушно.
Нужно обратить внимание детей на название пьесы: “Месяц июнь, какой он, что растет, расцветает, какое солнце и т.д.”. Далее о замысле композитора, что он говорит о ветерке, ветерочке, но не о ветре. Июньский ветерок играет со цветами, с лепесточками, перелетая с одной полянки на другую. Это теплый и ласкающий июньский ветерок. Такой тщательный анализ помогает детям глубже понять и почувствовать настроение данной пьесы.
Я считаю, что мой материал станет ценным и полезным для многих преподавателей музыкальных школ, поможет ввести начинающего пианиста в мир башкирской музыкальной культуры.
Библиография
- Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976г.
- Скурко Е.Р. Композиторы и музыковеды Башкортостана. Уфа, 2002г.
- С.А. Галин. Культура Башкортостана. Уфа, 2005г.
- А. Бикчентаев. Нариман Сабитов. Уфа, 1973г.
- Н.Ф. Гарипова. Башкирская фортепианная музыка. Уфа, 1977г.
- Р. Касимов. Пьесы для фортепиано. Уфа, 2003г.