Урок русского языка для 4-го класса по теме: "Множественное число имён существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа.
  • Развивать умения распознавать в тексте имена существительные во множественном числе.
  • Совершенствование орфографической зоркости учащихся, развитие умения проверять написание безударных падежных окончаний.
  • Развивать речь, мышление и внимание.
  • Воспитывать культуру учебного труда и позитивное отношение к русскому языку как виду деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент.

С какой частью речи мы с вами работаем? Что о ней вы знаете? Работать будем дифференцированно, выясним, как хорошо вы ее знаете.

а) Несколько человек работают по карточкам (индивидуальная работа).

Задание! Укажи склонение имен существительных. Выдели окончания.

Ворона, щука, лещ, тополь, ромашка, клёст, черешня, синица, мышь, клён, лошадь, осётр, сойка, астра, рожь.

Вам внимательно прочитать задание, кто выполнит самостоятельно положить карточку на стол.

б) Работа с классом.

Текст на доске:

Туристские д…роги пр…л…гают и по л…сной ч…щ… и по б…лотистой тундр… и по жаркой пустын… и по равнин… и по горной мес…ност...

Задание! Записать предложение, вставить пропущенные орфограммы, определить падеж, склонение.

Что необходимо знать, чтобы выполнить правильно задание?

2. Отгадайте ребус.

История слова “вокзал”.

История этого слова очень интересна, появилось это слово в 17 в. Родина его Англия. Одна из лондонских дам, Джеймс Вокс передала свою усадьбу в увеселительный парк, в котором был построен павильон, получивший название ВОКСХОЛЛ, т.е. “зал госпожи Вокс”.

По примеру лондонского “воксхолла” такие же сады появились в других городах Европы – Париже, Мюнхене.

У нас в Павловске (под Петербургом) тоже был увеселительный сад, который на английско-французский манер стали называть воксалом. Позднее там не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у этой станции появилось название ВОКЗАЛ.

Откройте учебник на странице 170 – посмотрите, как пишется это слово, запишите его в тетрадь с красной строки.

Какую орфограмму мы должны заполнить в этом слове.

Работа с этимологическим словарем С.И. Ожегова.

(Здание большой станции на путях сообщения. Железнодорожный вокзал, речной вокзал, автовокзал).

Запишите через запятую остальные слова, выделите орфограмму.

П…ажиры, б…гаж, …тобус, …т…м…били, д…рога, ра…т…яние, г…р…да.

Какой одной темой можно объединить наши слова? (Путешествие).

Взаимопроверка!

- Кто получил “5” – Молодцы!

Задание! Подчеркните слова в единственном числе.

- Какие слова вы подчеркнули?
- Докажите, почему это единственное число?
- А какие слова остались? Почему?

Значит о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О множественном числе имени существительного).

На доске: Множественное число.

3. Учебник.

стр. 154 упр. 292

- Что нам нужно сделать? (Списать, выделить окончания).

Дополнительно: Кто сделает, допишите свои 3 слова. (Проверить!)

- Какие слова вы выписали?

На доску вывешиваются окончания: -а, -ы, -и, -я.

Дома, заводы, стройки, автомобили, комнаты, медведи, муравьи, месяцы, пчелы, леса, праздники, лагеря, линейки.

ВЫВОД! Какие окончания, имеют имена существительные в Именительном падеже множественного числа?

Сравним наш вывод с выводом учебника. (Стр. 154).

ФИЗМИНУТКА (общая):

Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа. Если произнесу слово в единственном числе, то вы наклоняетесь вперед, руки назад. Если услышите существительное во множественном числе, то делаете хлопок руками над головой.

Дом, города, тюльпан, загадка, поля, ребенок, дети.

4. Творческая работа.

На партах у вас лежат карточки с заданиями. Прочитайте, если понятно - выполняйте. На выполнение 5 минут.

ПРОВЕРКА. Слушайте! Дополняйте.

Карточка 1.

  1. Составь из данных слов предложения.
  2. У существительных во множественном числе выдели окончания.
  3. В любом предложении подчеркни главные члены.

Зима, сугробы, снежинки, деревья, ребята, лыжи, снежки.

Карточка 2.

1. Составь из данных слов предложения.

  • тихо, в, было, лесу.
  • сугробы, кругом, пушистые.
  • на дерево, вороны, с дерева, сороки, и, перелетают.

2. У существительных во множественном числе выдели окончания.

Карточка 3.

1. Запиши предложения так, чтобы получился связный рассказ.

  • Только красные ягодки виднеются.
  • Нарядила зима сосны и ели в снеговые шубы.
  • На рябинку белое покрывало накинула.

2. Найди существительные во множественном числе, выдели окончания.

4. Домашнее задание.

Стр. 155, правило, упр. 294

Дополнительно задания на выбор:

1) Подчеркнуть главные члены.
2) Укажите падеж существительных.

Список литературы:

  1. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М., 2005.
  2. О.Д. Ушакова. Этимологический словарь школьника. СПб., 2005.
  3. В.П. Канакина. Учебник “Русский язык”. М., “Просвещение”, 2003.