Урок русского языка во 2-м классе по образовательной системе "Школа–2100" по теме: " Правописание парных согласных в слове"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепление умений и навыков находить в словах орфограммы и применять данное правило.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать навыки коммуникативности и творческую активность обучающихся при работе в парах и группах.
  2. Содействовать обогащению словарного запаса и умению работать с информационными источниками.

Обучающие:

  1. Способствовать развитию навыков правописания слов с парными согласными, развивать орфографическую зоркость при письме.
  2. Развивать фонематический слух, умения в написании слов с парной согласной в приставке и со словами с двумя приставками.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать аккуратность при письме и интерес к предмету.

Оборудование: детские сочинения, буквы на магнитах, деформированное предложение для работы в парах, таблица со словами для работы в группах, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, аудиозапись к проведению физкультминутки

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок
Дети (хором): Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Домашнее задание было написать сказку или рассказ, необходимым условием работы являлось наибольшее употребление слов с парными согласными. У всех работы интересные и с большим количеством орфограмм. Спасибо за проявленное творчество. (Зачитываются 2-3 рассказа).

- Посчитайте, сколько слов с орфограммами по глухости-звонкости встречается в этой работе.

Может ли лис подружиться с ястребом?

Один раз повстречались в лесу на узкой тропке волк и лис. За их знакомством с ветки молодого дубка наблюдал ястреб. Вдруг голодный волк хотел схватить лиса за пушистый хвост и вцепиться мертвой хваткой в его рыжую шубку. Но не тут-то было! Прямо с ветки вниз порхнул ястреб на помощь лису. Злой волк кинулся в глубь леса. А лис и ястреб стали хорошими друзьями.

- Так сколько указанных орфограмм насчитали?

3. Актуализация знаний.

3.1. Работа с определением “опасных” мест в предложении.

Журоавли леители высаоко (надт) зеимлёй чересз паоля, лиеса и шумный городт.

-Докажите свой выбор букв – орфограмм и запишите предложение под диктовку. Обозначьте грамматическую основу предложения.

(Ученик выступает в роли учителя).

 3.2. Минутка чистописания.

Образец записан в тетрадях и на доске. Назовите буквы звуками. Какие это звуки? ([ Б ] - [ П ] ; [ Б’ ] - [ П’] парные согласные). Показ правильного письма на доске.

- Запишите соединения букв в тетради. Подчеркните самое красивое соединение, которое вы написали. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

4. Формулирование темы урока.

-Сегодня на уроке будем писать слова с парными согласными и подбирать к ним проверочные.

5. Словарная работа.

5.1. Составление словарных слов.

- Какие слова зашифрованы? (Работа с буквами на магнитах).

Р О А Д Н
НАРОД

Д А З П А
ЗАПАД

Ь Е Т Т А Д Р
ТЕТРАДЬ

С Д О Е С
СОСЕД

О П О Г А Д
ПОГОДА

О Г В К У Р
ВОКРУГ

- Найдите “лишнее” слово и докажите почему.

Вокруг т.к. это не имя существительное;
Запад
т.к. ударение падает на первый слог;
Погода
т.к. в слове 3 слога, и это слово не относится к теме урока.

5.2. Письмо по памяти.

(Дети пишут по памяти 4-5 слов, обозначают ударение и орфограммы).

Сопоставление с образцом.

5.3. Звукобуквенный анализ слова по выбору. Взаимопроверка.

5.4. Работа в парах.

- Вы правильно заметили, что слово погода не относится к теме урока, но имеет прямое отношение к предложению, которое предлагаю составить из данных слов.

у   ждать   погоды   моря

- Как вы понимаете это выражение?

(Ничего не делать, а ждать пока сделается все само собой; может быть, надеяться на что – нибудь и ждать пока это случится).

-Запишите предложение в тетрадь. Как написали начало предложения? (С заглавной буквы). Какой знак препинания поставили в конце предложения?

5.5. Наблюдение над словами с парными согласными

- Какие слова скрываются в слове погода? (Год, дог, предлог под). Чем интересны эти слова? (Правописание парных согласных на конце слова).

Какая сегодня погода? (Ответы детей).

6. Физкультминутка (комплекс упражнений под музыкальное сопровождение)

7. Работа в группах.

7.1. Нахождение слов с парными согласными в таблице.

- Только ли на конце слова встречается орфограмма – парная согласная? (Мы рассматривали случаи, когда парные согласные встречались и в середине слова.)

Каждой группе из 5 человек выдаются карточки с таблицей. Вычеркивают слова: флаг, брод, град, книжка, лавка, низ, мороз и подбирают проверочные слова.

7.2. Запись слов с парными согласными.

- Запишите в тетрадь по 2 слова с парной согласной в середине и на конце слова, подберите к ним проверочные слова. Выделите корень.

Б Д Ф Л А Г
Т Б Р О Д Р
К Н И Ж К А
Л А В К А Д
Н И З А В А
М О Р О З Б

8. Создание проблемной ситуации.

Мы рассмотрели случаи правописания парных согласных в словах. В какой части слова встречаются парные согласные? (В корне слова.) Как вы думаете, могут ли парные согласные быть в приставках? Можно ли их проверить?

9. Открытие детьми новых знаний.

- Запишите слова: подработать, надземный, вкручивать и выделите приставку.
- На какую согласную заканчиваются приставки? (На парную согласную). Можно ли их проверить?

Вывод: Правописание парных согласных в приставках нужно запомнить.

10. Первичное закрепление.

10.1. Работа в группах.

Дано слово: распрекрасный. Какую приставку выделили в данном слове? (Приставку рас.) Какую еще знакомую приставку заметили? (Приставку пре.)

Кто знает значение слова распрекрасный? Чем отличается от слова прекрасный?

10.2. Работа с толковым словарем.

11. Вторичное закрепление.

11.1. Самостоятельная работа.

Запись слов под диктовку и обозначение приставок: подзаработать, поразмыслить, произрастать, наподдавать. (Уточняются значения слов.) Самопроверка.

12. Рефлексия. Выставление отметок и задание на дом.

- Интересно ли вам было на уроке?
- Какое задание вызвало интерес?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Что нового узнали?

- Дома составьте одно предложение со словом, в котором приставка оканчивается на парную согласную и одно предложение со словом, в котором две приставки. Приставки выделите. - Спасибо за урок.