Цель: Закрепление умений и навыков находить в словах орфограммы и применять данное правило.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать навыки коммуникативности и творческую активность обучающихся при работе в парах и группах.
- Содействовать обогащению словарного запаса и умению работать с информационными источниками.
Обучающие:
Способствовать развитию навыков
правописания слов с парными согласными,
развивать орфографическую зоркость при письме.
Воспитывающие:
- Воспитывать аккуратность при письме и интерес к предмету.
Оборудование: детские сочинения, буквы на магнитах, деформированное предложение для работы в парах, таблица со словами для работы в группах, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, аудиозапись к проведению физкультминутки
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Долгожданный дан звонок
Дети (хором): Начинается урок.
2. Проверка домашнего задания.
- Домашнее задание было написать сказку или рассказ, необходимым условием работы являлось наибольшее употребление слов с парными согласными. У всех работы интересные и с большим количеством орфограмм. Спасибо за проявленное творчество. (Зачитываются 2-3 рассказа).
- Посчитайте, сколько слов с орфограммами по глухости-звонкости встречается в этой работе.
Может ли лис подружиться с ястребом?
Один раз повстречались в лесу на узкой тропке волк и лис. За их знакомством с ветки молодого дубка наблюдал ястреб. Вдруг голодный волк хотел схватить лиса за пушистый хвост и вцепиться мертвой хваткой в его рыжую шубку. Но не тут-то было! Прямо с ветки вниз порхнул ястреб на помощь лису. Злой волк кинулся в глубь леса. А лис и ястреб стали хорошими друзьями.
- Так сколько указанных орфограмм насчитали?
3. Актуализация знаний.
3.1. Работа с определением “опасных” мест в предложении.
Журоавли леители высаоко (надт) зеимлёй чересз паоля, лиеса и шумный городт.
-Докажите свой выбор букв – орфограмм и запишите предложение под диктовку. Обозначьте грамматическую основу предложения.
(Ученик выступает в роли учителя).
3.2. Минутка чистописания.
Образец записан в тетрадях и на доске. Назовите буквы звуками. Какие это звуки? ([ Б ] - [ П ] ; [ Б’ ] - [ П’] парные согласные). Показ правильного письма на доске.
- Запишите соединения букв в тетради. Подчеркните самое красивое соединение, которое вы написали. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
4. Формулирование темы урока.
-Сегодня на уроке будем писать слова с парными согласными и подбирать к ним проверочные.
5. Словарная работа.
5.1. Составление словарных слов.
- Какие слова зашифрованы? (Работа с буквами на магнитах).
Р О А Д Н
НАРОД
Д А З П А
ЗАПАД
Ь Е Т Т А Д Р
ТЕТРАДЬ
С Д О Е С
СОСЕД
О П О Г А Д
ПОГОДА
О Г В К У Р
ВОКРУГ
- Найдите “лишнее” слово и докажите почему.
Вокруг т.к. это не имя существительное;
Запад т.к. ударение падает на первый слог;
Погода т.к. в слове 3 слога, и это слово не
относится к теме урока.
5.2. Письмо по памяти.
(Дети пишут по памяти 4-5 слов, обозначают ударение и орфограммы).
Сопоставление с образцом.
5.3. Звукобуквенный анализ слова по выбору. Взаимопроверка.
5.4. Работа в парах.
- Вы правильно заметили, что слово погода не относится к теме урока, но имеет прямое отношение к предложению, которое предлагаю составить из данных слов.
у | ждать | погоды | моря |
- Как вы понимаете это выражение?
(Ничего не делать, а ждать пока сделается все само собой; может быть, надеяться на что – нибудь и ждать пока это случится).
-Запишите предложение в тетрадь. Как написали начало предложения? (С заглавной буквы). Какой знак препинания поставили в конце предложения?
5.5. Наблюдение над словами с парными согласными
- Какие слова скрываются в слове погода? (Год, дог, предлог под). Чем интересны эти слова? (Правописание парных согласных на конце слова).
Какая сегодня погода? (Ответы детей).
6. Физкультминутка (комплекс упражнений под музыкальное сопровождение)
7. Работа в группах.
7.1. Нахождение слов с парными согласными в таблице.
- Только ли на конце слова встречается орфограмма – парная согласная? (Мы рассматривали случаи, когда парные согласные встречались и в середине слова.)
Каждой группе из 5 человек выдаются карточки с таблицей. Вычеркивают слова: флаг, брод, град, книжка, лавка, низ, мороз и подбирают проверочные слова.
7.2. Запись слов с парными согласными.
- Запишите в тетрадь по 2 слова с парной согласной в середине и на конце слова, подберите к ним проверочные слова. Выделите корень.
Б | Д | Ф | Л | А | Г |
Т | Б | Р | О | Д | Р |
К | Н | И | Ж | К | А |
Л | А | В | К | А | Д |
Н | И | З | А | В | А |
М | О | Р | О | З | Б |
8. Создание проблемной ситуации.
Мы рассмотрели случаи правописания парных согласных в словах. В какой части слова встречаются парные согласные? (В корне слова.) Как вы думаете, могут ли парные согласные быть в приставках? Можно ли их проверить?
9. Открытие детьми новых знаний.
- Запишите слова: подработать, надземный, вкручивать
и выделите приставку.
- На какую согласную заканчиваются приставки?
(На парную согласную). Можно ли их проверить?
Вывод: Правописание парных согласных в приставках нужно запомнить.
10. Первичное закрепление.
10.1. Работа в группах.
Дано слово: распрекрасный. Какую приставку выделили в данном слове? (Приставку рас.) Какую еще знакомую приставку заметили? (Приставку пре.)
Кто знает значение слова распрекрасный? Чем отличается от слова прекрасный?
10.2. Работа с толковым словарем.
11. Вторичное закрепление.
11.1. Самостоятельная работа.
Запись слов под диктовку и обозначение приставок: подзаработать, поразмыслить, произрастать, наподдавать. (Уточняются значения слов.) Самопроверка.
12. Рефлексия. Выставление отметок и задание на дом.
- Интересно ли вам было на уроке?
- Какое задание вызвало интерес?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Что нового узнали?
- Дома составьте одно предложение со словом, в котором приставка оканчивается на парную согласную и одно предложение со словом, в котором две приставки. Приставки выделите. - Спасибо за урок.