Вступительное слово учителя:
- Добрый день дорогие друзья! В этом году ребята 5”А” и 5”Б” классов приступили к изучению истории древнего мира и познакомились с древнейшими государствами Востока. С чем можно сравнить историю?
Ученик-ведущий:
- В одной легенде рассказывается о царевне Ариадне. На острове, где она жила, было очень сложное сооружение со множеством комнат и коридоров. Его называли лабиринт. Внутри этого лабиринта обитало чудовище. Однажды на остров приплыл герой, который хотел избавить людей от чудовища. И Ариадна дала ему волшебный клубок. Герой убил чудовище, и с помощью нити Ариадны выбрался навстречу солнцу.
Учитель:
- Прошлое человечества – это настоящий лабиринт событий, культур, судеб людей. А наука история – это нить Ариадны в лабиринте прошлого. История помогает нам узнать, как жили наши далёкие предки. Сегодня вы должны доказать, что крепко держите нить Ариадны в своих руках и преодолеете все препятствия во время Исторического путешествия по странам Древнего Востока. Победителей будет встречать в конце путешествия сама божественная муза истории – Клио.
Ученик-ведущий:
- У главного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемозины было 9 дочерей – 9 муз. Они поделили между собой все считавшиеся у греков главными науки и искусства. Музы стали вдохновительницами талантов. Как только их избранник рождался на Земле, они начинали его кормить нежной небесной росой. И печать таланта появлялась в человеке от рождения, только нужно было его вовремя заметить. Клио – муза истории - всегда изображалась молодой женщиной с глубокомысленным лицом и со свитком папируса или пергамента в руках.
Учитель:
- Сегодня в руке Клио – 2 свитка. Это цель вашей игры, ребята. В свитках указаны места, где спрятаны древнейшие сокровища. Но чтобы добраться до кладов, вы должны добыть ключи – золотой ключ для золотого клада, серебряный – для второго сундука. Ключи вы будете зарабатывать на каждом этапе путешествия! Итак, пришло время познакомиться с командами!
Представление команд. (название, девиз, танец)
Команда: “Потомки Соломона”.
Наша команда называется “Потомки Соломона”, потому что царь Соломон прославился своей мудростью и справедливостью. Его мудрость вошла в поговорку. До сих пор мудрое решение иногда называют соломоновым.
В Библии рассказывается: долго молился Соломон, взывая к Господу. Наконец, ночью Бог явился царю.
- Проси всё, что хочешь. Всё будет тебе дано.
И ответил Соломон так:
- Я ещё молод. А для управления народом необходимо быть мудрым. Поэтому прошу, дай мне разума, чтобы различать добро и зло.
И сказал Бог:
- Ты не попросил себе долгой жизни, не попросил богатства, не захотел смерти врагам. Ты попросил мудрости. И будет тебе всё: и мудрость, и богатство, и слава.
Наш девиз: Мы не силой убеждаем, интеллектом побеждаем!
Команда: “Ученики Конфуция”.
Наша команда называется “Ученики Конфуция”, потому что самым знаменитым мудрецом в истории Китая был Конфуций. До сих пор многие китайцы следуют его наставлениям. Вот некоторые из них:
“Чего себе не пожелаешь, того не делай другим”.
“В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи
почитай старших”.
“Будь честен и милостив с людьми, возлюби
добро”.
“Попробуйте стать хотя бы немного добрее, и вы
увидите, что уже не в состоянии будете совершить
дурной поступок”.
“Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий
пост. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том
месте, где находишься”.
Наш девиз: Нам не страшны преграды – своим победам рады!
Учитель:
- Нас ждут увлекательные приключения. Мы отправляемся туда, где на берегах великих рек, плавных и величавых, а порой бурных и жестоких, зарождалась жизнь. Стать свидетелями появления и исчезновения огромных государств и сказочных чудес света, грозных правителей и отважных воинов. Наш путь лежит на Восток, загадочный и великий.
На каждом этапе вас будут встречать ученики богини Клио, учитывать ваши успехи и отдавать ключи.
- Получите, пожалуйста, ваши маршрутные карты и отправляйтесь в сказочный мир Востока!
(Раздаются маршрутные карты по станциям).
Учитель:
- Прежде всего необходимо проверить ваше знание дороги. Вы должны соединить линиями названия древних городов и стран, где они находятся. Названия рек и гор со странами. Кто быстрее и правильнее это сделает?
(Каждая команда получает листы с заданиями).
Задание №1. “Дороги Древнего мира”.
Дороги Древнего мира
Города | Страны | Реки, горы. |
Ниневия | Двуречье | Нил |
Иерусалим | Египет | Инд и Ганг |
Мемфис | Финикия | Евфрат и Тигр |
Персеполь | Еврейское царство | Хуанхэ и Янцзы |
Саньян | Ассирия | Иордан |
Ур, Урук, Лагаш | Лидия | Гималаи |
Библ, Сидон,Тир | Персия | Ливанские горы |
Мохенджо – Даро | Индия | |
Сарды | Китай |
Задание №2. Остановка “География и природа”. (Каждая команда отвечает на 5 вопросов).
География и природа.
1. Животные, изображения которых украшают герб
Республики Индия.
Ответ: 4 льва с раскрытыми пастями, смотрят
на север, юг, запад, восток.
2. Как называл древнегреческий историк Геродот
Египет?
Ответ: Дар Нила.
3. Страна, на территории которой не было крупных
рек и плодородных долин.
Ответ: Финикия.
4. Название гор, защищающих Индию с севера, чьё
это было жилище, по представлениям индийцев?
Ответ: Гималаи – поднебесное жилище богов.
5. Имя бога мудрости с головой слона в Древней
Индии.
Ответ: Ганеша.
6. Река “тысячи бедствий”.
Ответ: Хуанхэ в Китае.
7. Поселение, основанное на чужой территории.
Ответ: Колония.
8. Дорога из Китая через Центральную и Среднюю
Азию в страны Востока, по которой везли товар,
ценившийся на вес золота.
Ответ: Великий шёлковый путь.
9. Вокруг какого континента совершили морское
путешествие финикийцы по поручению египетского
фараона?
Ответ: Африка.
10. Одно из 7 чудес света, созданное правителем
страны, чтобы развеять печаль своей жены.
Ответ: “Висячие сады” в Вавилоне.
11. Какая птица нашла сушу для спасшегося
Утнапишты по древнешумерскому мифу о потопе.
Ответ: Ворон.
12. Что такое дельта реки?
Ответ: Место, где река делится на водные рукава.
После ответов на вопросы всей командой к ведущему приглашаются по 1 представителю от команды – юные натуралисты.
Задание: выбрать из представленных фигурок животных тех, которые обитали – в Древнем Египте; - в Древней Индии.
Задание №3. Остановка “Правители”.
Правители.
1. Как звали вавилонского царя, по приказу
которого на каменном столбе были высечены первые
законы?
Ответ: Хаммурапи.
2. Назовите имя царя, при котором было создано
Персидское царство.
Ответ: Царь Кир.
3. Кто объединил под своей властью почти все
индийские царства?
Ответ: Ашока.
4. Кто стал первым властителем единого
государства в Китае?
Ответ: Цинь Шихуан.
5. Что означали в Египте слова “Большой дом” -
Пер-оо?
Ответ: Так обращались к фараону.
6. Гробницу этого фараона английский археолог
Говард Картер нашёл абсолютно нетронутой?
Ответ: Гробница Тутанхамона.
7. “Правитель обязан помнить, что не народ
существует для него, а он для народа. Как в
большой семье, мудрый правитель должен
относиться к подданным как к своим детям!” Кто
сказал эти слова?
Ответ: Конфуций.
8. Победитель Голиафа, второй царь древних
евреев.
Ответ: Давид.
9. Как называли в Китае императора?
Ответ: Сын неба.
10. Как случилось, что Ашшурбанапал был не только
жестоким завоевателем, но и самым образованным
из всех ассирийских правителей?
Ответ: Его готовили к роли жреца, так как он не
был старшим сыном.
11. Самый могущественный из владык Персии.
Ответ: Дарий Первый.
12. Обладатель несметных богатств и царь
государства, где впервые стали чеканить монеты.
Ответ: Крез, страна Лидия.
Задание №4. Остановка “Боги и люди” (вопросы и карточка).
Боги и люди.
1. Бог Солнца в Древнем Египте?
Ответ: Амон-Ра.
2. Существо с телом льва и головой человека,
“охранявшее” гробницы египетских фараонов.
Ответ: Сфинкс.
3. Правила, данные богом Яхве Моисею, по которым
должны были жить евреи
Ответ: Заповеди.
4. Библейский старец, спасшийся во время
Великого потопа.
Ответ: Ной.
5. Ссорятся муж и жена. “Смотри, - угрожает жена
мужу, - будешь так себя вести, в следующий раз
родишься червяком” В какой стране мог произойти
этот разговор? С какими верованиями связана
угроза жены? Что сделал муж?
Ответ: В Индии; вера в переселение душ; пьяница.
6. Что лежало на чашах весов на суде Осириса в
царстве мёртвых?
Ответ: Сердце умершего и перо богини правды
Маат.
7. Бог, создавший людей из разных частей своего
тела.
Ответ: Брахма.
8. ”Просветлённый”.
Ответ: Будда.
9. По верованиям древних вавилонян царь
Хаммурапи получил знак власти над людьми от
этого бога.
Ответ: Бог Солнца Шамаш.
10. Я не делал зла. Я не убивал. Я не лгал. Я не
завидовал. Я не говорил дурного о царе. Я чист! Я
чист! Я чист!
Ответ: Слова из клятвы умерших на суде Осириса.
11. Люди, избранные Богом для того, чтобы донести
всем божественное слово.
Ответ: Пророки.
12. Часть Библии, которая содержит еврейские
мифы и предания.
Ответ: Ветхий Завет.
Задание для жрецов: работа по карточкам.
Задание №5. Остановка “Военное дело”.
Военное дело.
1. Как назывались 10 тысяч отборных пехотинцев,
составлявших ядро персидского войска.
Ответ: “бессмертные”.
2. Именно такое число человек помещалось на
древнеегипетской колеснице?
Ответ: 2 человека.
3. Народ, который впервые стал использовать
оружие из железа и конницу?
Ответ: ассирийцы.
4. Как называются осадные машины на колёсах,
внутри с подвешенными брёвнами на канатах.
Ответ: таран.
5. Имя египетского фараона, совершившего самые
крупные завоевания и 17 грабительских походов.
Ответ: фараон Тутмос.
6. Что означают слова “живой убитый”? Возможно
ли это?
Ответ: пленники, ставшие рабами.
7. Какое оружие использовал юный Давид в
поединке с богатырём филистимлян Голиафом?
Ответ: праща и каменное ядро.
8. Кто набирался в армию в Древнем Египте?
Ответ: каждый 10-ый юноша египтянин.
9. Что из себя представляли 7 тысяч воинов
китайского императора Цинь Шихуанди?
Ответ: керамические, причём ни один из них не
был похож на другого.
10.О каком народе Геродот писал так: “ Главная их
доблесть – мужество. После военной доблести –
иметь сыновей. И третья добродетель – нет у них
ничего более позорного, чем лгать”.
Ответ: о персах.
Задание №6. Остановка “Письменность”.
Письменность.
1. Знаки для письма в Древнем Египте и Китае.
Ответ: иероглифы.
2. В какой стране Древнего Востока было больше
всего грамотных людей?
Ответ: Финикия, алфавит, 22 буквы.
3. Имя французского учёного, разгадавшего тайну
древнеегипетской письменности.
Ответ: Франсуа Шампольон.
4. Растение, из которого египтяне изготовляли
материал для письма.
Ответ: папирус.
5. Что такое остраконы, которые использовались в
древнеегипетских школах?
Ответ: черепки глиняных сосудов.
6. Что из себя представляла древнейшая
китайская книга?
Ответ: связка бамбуковых дощечек.
7. В какой стране древние книги делались из
пальмовых листьев,на которых писали чернилами из
сажи, разведёнными в сладкой воде.
Ответ: Древняя Индия.
8. Особое письмо Древнего Двуречья, которым
пользовались на протяжении 3 тысяч лет.
Ответ: клинопись.
9. Завершите тексты одного из законов Хаммурапи:
“Если человек выбил зуб человеку …
Ответ: ему самому следует выбить зуб…”.
“Если человек украл имущество храма…
Ответ: он должен быть казнён…”
10.Вдруг пирующие увидели кисть руки, которая чертила огненные знаки на белой стене: “мене, текел, упарсин”. Объясните, что вы знаете об этом событии?
Ответ: Пир царя Валтасара: “исчислил бог Яхве царство твоё и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень лёгким; разделено царство твоё и отдано врагам”
Для юных писцов: - найдите крылатые выражения:
- Что ты кричишь на меня, как…? Спрашиваем в
раздражении.
Ответ: Иерихонская труба.
- Суета, сумятица, бестолковщина.
Ответ: Вавилонское столпотворение.
Задание №7. Остановка “Женщины и Древний Восток” (вопросы и кулинарный конкурс).
Женщины и Древний Восток.
1. Как изображали Бастет – богиню
покровительницу женщин и красоты Древние
египтяне.
Ответ: в виде черной кошки.
2. Удивительной красоты женщина, чьё имя
переводится, как “голубь”. Она хитростью
погубила своего мужа – правителя Ассирии,
попросив его стать правительницей на 5 дней.
Ответ: Семирамида.
3. В какой древней стране и мужчины, и женщины
носили парики, пользовались косметикой, ярко
подводили чёрной тушью глаза.
Ответ: в Древнем Египте.
4. Коварная красавица, выпытавшая у могучего
Самсона, в чём его великая сила, и предавшая его,
обо всём поведав филистимлянам.
Ответ: Далила.
5. Какую клятву выполнила царица кочевых племён
Томирис, потерявшая своего сына в борьбе с
персами.
Ответ: “Я напою тебя кровью”.
6. Имя египетской царицы, которое переводится
как “прекрасная пришла”. Скульптурные изваяния
её головы, найденные при раскопках, просто
восхитительны!
Ответ: Нефертити.
Конкурс юных кулинаров: должны накрыть стол и накормить гостей.
- у египтянина (ячменные лепёшки, вяленая рыба,
пироги с финиками, виноград).
- у китайца (чай, рис, морепродукты, палочки).
- у индийца (пряности, бананы, кокосы, манго, сахар,
рис, молоко, масло).
- у финикийца (оливковое масло, кедровые орехи).
Задание № 8. Остановка “Искусство из камня”.
Искусство из камня.
1. Выпуклое изображение на камне сцен битв,
царей, богов.
Ответ: Рельеф.
2. Крепость, рухнувшая от звуков труб и криков
еврейских воинов.
Ответ: Иерихон.
3. Это творение рук человеческих отчётливо
видно из космоса с Луны. Создавалось на
протяжении тысячи лет.
Ответ: Великая китайская стена.
4. Название какого города переводится, как
“Врата бога”.
Ответ: Вавилон.
5. О каком сооружении древности говорили: “Всё
боится времени, но время боится…”
Ответ: пирамид.
6. “Город крови”, “логовище львов”.
Ответ: Ниневия.
7. Что такое зиккураты?
Ответ: Храм в виде высокой ступенчатой башни.
8. От этого храма сохранилась только часть стены
–“стена плача”, в неё и сегодня вкладывают
записки с молитвами.
Ответ: Храм бога Яхве.
9. Мастер, который вырезает из дерева, высекает
из камня художественные изображения.
Ответ: Скульптор.
10. Древний путешественник рассказывал, что
видел в одной из стран быков с 5 ногами. Шутил ли
он?
Ответ: Нет, крылатые быки с 5 ногами “охраняли”
вход во дворец ассирийских царей.
11. Где находились города, опустевшие около 4
тысяч лет назад. Ученые не знают, что за люди
построили их и почему покинули. Найдено было
огромное количество печатей.
Ответ: В долине Инд.
12. Какое архитектурное сооружение в Вавилоне
было украшено плитками из обожженной глины,
покрытыми синей и оранжевой глазурью с
изображениями львов и драконов.
Ответ: Ворота Иштар.
Для юных скульпторов:
- как бы вы изобразили правителя Ассирии;
- правителя Древнего Двуречья.
Задание №9. Остановка “Знания и изобретения”.
Знания и изобретения.
1. Приспособление для полива садов и огородов в
Древнем Египте.
Ответ: шадуф.
2. Народ, проявлявший удивительную тягу к
знаниям и считавший, что мудрость сосредоточена
в ушах человека. Чем больше уши, тем умнее их
обладатель.
Ответ: шумерцы.
3. Учёный, изучающий звёздное небо.
Ответ: астроном.
4. Именно из такого количества дней состоял
древнеегипетский год.
Ответ: 365 дней.
5. По каким часам измеряли время древние
египтяне?
Ответ: по водяным часам.
6. Какой народ научил нас делить час на 60 минут, а
окружность на 360 градусов?
Ответ: жители Древнего Двуречья.
7. Древний путешественник рассказывал своему
другу: - Я был в удивительной стране! Там на кустах
растёт белая шерсть. Земледельцы срезают её с
кустов, точно с овец и делают красивые ткани!
Ответ: Индия, хлопок.
8. Есть детское стихотворение: Ложка – это
ложка, Ложкой суп едят! Но, оказывается, ложка
имела и другое предназначение!
Ответ: компас в Китае.
Чёрный ящик (задание для грамотеев):
1. В этом сражении нет убитых и раненных. Но радость от победы не меньше, чем в настоящей битве. (шахматы)
2. В незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки дерева в чай упал кокон бабочки! Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы… (шёлк)
3. Она прибыла из Китая долгим медленным путём, со скоростью 100 км в 100 лет . Сначала её видели в Самарканде, затем в Багдаде, потом через 4 века она добралась до Каира, прошла по берегу Африки и переплыла через Средиземное море. Что это за черепаха, но вовсе не черепаха? (бумага)
4. Врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство. – Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный! Врач: - За этим лекарством будущее! (Китай, чай)
5. Жизнь этого царя великой и жестокой державы была беспокойной и нервной. Интриги, доносы, предательство чудились царю на каждом шагу. Много врагов было у него, но самым беспокойным и неотступным была бессонница. Ночью, прося у неё пощады и обращаясь в молитвах к богу разума и мудрости, он посылал раба в другую часть дворца за этой вещью и забывал до рассвета о своих заботах. О себе он писал, что “его ухо было открыто для знания. Что помогало этому царю забыться? (глиняные таблички из его библиотеки)
Учитель: - Муза истории Клио поздравляет команды с успешным завершением увлекательного путешествия по странам Древнего Востока! Надеемся, что мир Древнего Востока уже не будет вам казаться таким чужим, далёким и загадочным! Из рук музы истории вы получаете свитки с золотыми и серебряными ленточками с указанием места нахождения кладов с сокровищами. Виват, победителям!
(На усмотрение организаторов игры кладами могут быть книги, “сладкие” призы, сувениры и т.д.)