Урок истории в 5-м классе по теме: "Путешествие в Клио начинается! По странам Древнего Востока"

Разделы: История и обществознание


Вступительное слово учителя:

- Добрый день дорогие друзья! В этом году ребята 5”А” и 5”Б” классов приступили к изучению истории древнего мира и познакомились с древнейшими государствами Востока. С чем можно сравнить историю?

Ученик-ведущий:

- В одной легенде рассказывается о царевне Ариадне. На острове, где она жила, было очень сложное сооружение со множеством комнат и коридоров. Его называли лабиринт. Внутри этого лабиринта обитало чудовище. Однажды на остров приплыл герой, который хотел избавить людей от чудовища. И Ариадна дала ему волшебный клубок. Герой убил чудовище, и с помощью нити Ариадны выбрался навстречу солнцу.

Учитель:

- Прошлое человечества – это настоящий лабиринт событий, культур, судеб людей. А наука история – это нить Ариадны в лабиринте прошлого. История помогает нам узнать, как жили наши далёкие предки. Сегодня вы должны доказать, что крепко держите нить Ариадны в своих руках и преодолеете все препятствия во время Исторического путешествия по странам Древнего Востока. Победителей будет встречать в конце путешествия сама божественная муза истории – Клио.

Ученик-ведущий:

- У главного бога древних греков Зевса и богини памяти Мнемозины было 9 дочерей – 9 муз. Они поделили между собой все считавшиеся у греков главными науки и искусства. Музы стали вдохновительницами талантов. Как только их избранник рождался на Земле, они начинали его кормить нежной небесной росой. И печать таланта появлялась в человеке от рождения, только нужно было его вовремя заметить. Клио – муза истории - всегда изображалась молодой женщиной с глубокомысленным лицом и со свитком папируса или пергамента в руках.

Учитель:

- Сегодня в руке Клио – 2 свитка. Это цель вашей игры, ребята. В свитках указаны места, где спрятаны древнейшие сокровища. Но чтобы добраться до кладов, вы должны добыть ключи – золотой ключ для золотого клада, серебряный – для второго сундука. Ключи вы будете зарабатывать на каждом этапе путешествия! Итак, пришло время познакомиться с командами!

Представление команд. (название, девиз, танец)

Команда: “Потомки Соломона”.

Наша команда называется “Потомки Соломона”, потому что царь Соломон прославился своей мудростью и справедливостью. Его мудрость вошла в поговорку. До сих пор мудрое решение иногда называют соломоновым.

В Библии рассказывается: долго молился Соломон, взывая к Господу. Наконец, ночью Бог явился царю.

- Проси всё, что хочешь. Всё будет тебе дано.

И ответил Соломон так:

- Я ещё молод. А для управления народом необходимо быть мудрым. Поэтому прошу, дай мне разума, чтобы различать добро и зло.

И сказал Бог:

- Ты не попросил себе долгой жизни, не попросил богатства, не захотел смерти врагам. Ты попросил мудрости. И будет тебе всё: и мудрость, и богатство, и слава.

Наш девиз: Мы не силой убеждаем, интеллектом побеждаем!

Команда: “Ученики Конфуция”.

Наша команда называется “Ученики Конфуция”, потому что самым знаменитым мудрецом в истории Китая был Конфуций. До сих пор многие китайцы следуют его наставлениям. Вот некоторые из них:

“Чего себе не пожелаешь, того не делай другим”.
“В кругу семьи почитай родителей. Вне семьи почитай старших”.
“Будь честен и милостив с людьми, возлюби добро”.
“Попробуйте стать хотя бы немного добрее, и вы увидите, что уже не в состоянии будете совершить дурной поступок”.
“Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься”.

Наш девиз: Нам не страшны преграды – своим победам рады!

Учитель:

- Нас ждут увлекательные приключения. Мы отправляемся туда, где на берегах великих рек, плавных и величавых, а порой бурных и жестоких, зарождалась жизнь. Стать свидетелями появления и исчезновения огромных государств и сказочных чудес света, грозных правителей и отважных воинов. Наш путь лежит на Восток, загадочный и великий.

На каждом этапе вас будут встречать ученики богини Клио, учитывать ваши успехи и отдавать ключи.

- Получите, пожалуйста, ваши маршрутные карты и отправляйтесь в сказочный мир Востока!

(Раздаются маршрутные карты по станциям).

Учитель:

- Прежде всего необходимо проверить ваше знание дороги. Вы должны соединить линиями названия древних городов и стран, где они находятся. Названия рек и гор со странами. Кто быстрее и правильнее это сделает?

(Каждая команда получает листы с заданиями).

Задание №1. “Дороги Древнего мира”.

Дороги Древнего мира

Города Страны Реки, горы.
Ниневия Двуречье Нил
Иерусалим Египет Инд и Ганг
Мемфис Финикия Евфрат и Тигр
Персеполь Еврейское царство Хуанхэ и Янцзы
Саньян Ассирия Иордан
Ур, Урук, Лагаш Лидия Гималаи
Библ, Сидон,Тир Персия Ливанские горы
Мохенджо – Даро Индия  
Сарды Китай  

Задание №2. Остановка “География и природа”. (Каждая команда отвечает на 5 вопросов).

География и природа.

1. Животные, изображения которых украшают герб Республики Индия.
Ответ: 4 льва с раскрытыми пастями, смотрят на север, юг, запад, восток.

2. Как называл древнегреческий историк Геродот Египет?
Ответ: Дар Нила.

3. Страна, на территории которой не было крупных рек и плодородных долин.
Ответ: Финикия.

4. Название гор, защищающих Индию с севера, чьё это было жилище, по представлениям индийцев?
Ответ: Гималаи – поднебесное жилище богов.

5. Имя бога мудрости с головой слона в Древней Индии.
Ответ: Ганеша.

6. Река “тысячи бедствий”.
Ответ: Хуанхэ в Китае.

7. Поселение, основанное на чужой территории.
Ответ: Колония.

8. Дорога из Китая через Центральную и Среднюю Азию в страны Востока, по которой везли товар, ценившийся на вес золота.
Ответ: Великий шёлковый путь.

9. Вокруг какого континента совершили морское путешествие финикийцы по поручению египетского фараона?
Ответ: Африка.

10. Одно из 7 чудес света, созданное правителем страны, чтобы развеять печаль своей жены.
Ответ: “Висячие сады” в Вавилоне.

11. Какая птица нашла сушу для спасшегося Утнапишты по древнешумерскому мифу о потопе.
Ответ: Ворон.

12. Что такое дельта реки?
Ответ: Место, где река делится на водные рукава.

После ответов на вопросы всей командой к ведущему приглашаются по 1 представителю от команды – юные натуралисты.

Задание: выбрать из представленных фигурок животных тех, которые обитали – в Древнем Египте; - в Древней Индии.

Задание №3. Остановка “Правители”.

Правители.

1. Как звали вавилонского царя, по приказу которого на каменном столбе были высечены первые законы?
Ответ: Хаммурапи.

2. Назовите имя царя, при котором было создано Персидское царство.
Ответ: Царь Кир.

3. Кто объединил под своей властью почти все индийские царства?
Ответ: Ашока.

4. Кто стал первым властителем единого государства в Китае?
Ответ: Цинь Шихуан.

5. Что означали в Египте слова “Большой дом” - Пер-оо?
Ответ: Так обращались к фараону.

6. Гробницу этого фараона английский археолог Говард Картер нашёл абсолютно нетронутой?
Ответ: Гробница Тутанхамона.

7. “Правитель обязан помнить, что не народ существует для него, а он для народа. Как в большой семье, мудрый правитель должен относиться к подданным как к своим детям!” Кто сказал эти слова?
Ответ: Конфуций.

8. Победитель Голиафа, второй царь древних евреев.
Ответ: Давид.

9. Как называли в Китае императора?
Ответ: Сын неба.

10. Как случилось, что Ашшурбанапал был не только жестоким завоевателем, но и самым образованным из всех ассирийских правителей?
Ответ: Его готовили к роли жреца, так как он не был старшим сыном.

11. Самый могущественный из владык Персии.
Ответ: Дарий Первый.

12. Обладатель несметных богатств и царь государства, где впервые стали чеканить монеты.
Ответ: Крез, страна Лидия.

Задание №4. Остановка “Боги и люди” (вопросы и карточка).

Боги и люди.

1. Бог Солнца в Древнем Египте?
Ответ: Амон-Ра.

2. Существо с телом льва и головой человека, “охранявшее” гробницы египетских фараонов.
Ответ: Сфинкс.

3. Правила, данные богом Яхве Моисею, по которым должны были жить евреи
Ответ: Заповеди.

4. Библейский старец, спасшийся во время Великого потопа.
Ответ: Ной.

5. Ссорятся муж и жена. “Смотри, - угрожает жена мужу, - будешь так себя вести, в следующий раз родишься червяком” В какой стране мог произойти этот разговор? С какими верованиями связана угроза жены? Что сделал муж?
Ответ: В Индии; вера в переселение душ; пьяница.

6. Что лежало на чашах весов на суде Осириса в царстве мёртвых?
Ответ: Сердце умершего и перо богини правды Маат.

7. Бог, создавший людей из разных частей своего тела.
Ответ: Брахма.

8. ”Просветлённый”.
Ответ: Будда.

9. По верованиям древних вавилонян царь Хаммурапи получил знак власти над людьми от этого бога.
Ответ: Бог Солнца Шамаш.

10. Я не делал зла. Я не убивал. Я не лгал. Я не завидовал. Я не говорил дурного о царе. Я чист! Я чист! Я чист!
Ответ: Слова из клятвы умерших на суде Осириса.

11. Люди, избранные Богом для того, чтобы донести всем божественное слово.
Ответ: Пророки.

12. Часть Библии, которая содержит еврейские мифы и предания.
Ответ: Ветхий Завет.

Задание для жрецов: работа по карточкам.

Задание №5. Остановка “Военное дело”.

Военное дело.

1. Как назывались 10 тысяч отборных пехотинцев, составлявших ядро персидского войска.
Ответ: “бессмертные”.

2. Именно такое число человек помещалось на древнеегипетской колеснице?
Ответ: 2 человека.

3. Народ, который впервые стал использовать оружие из железа и конницу?
Ответ: ассирийцы.

4. Как называются осадные машины на колёсах, внутри с подвешенными брёвнами на канатах.
Ответ: таран.

5. Имя египетского фараона, совершившего самые крупные завоевания и 17 грабительских походов.
Ответ: фараон Тутмос.

6. Что означают слова “живой убитый”? Возможно ли это?
Ответ: пленники, ставшие рабами.

7. Какое оружие использовал юный Давид в поединке с богатырём филистимлян Голиафом?
Ответ: праща и каменное ядро.

8. Кто набирался в армию в Древнем Египте?
Ответ: каждый 10-ый юноша египтянин.

9. Что из себя представляли 7 тысяч воинов китайского императора Цинь Шихуанди?
Ответ: керамические, причём ни один из них не был похож на другого.

10.О каком народе Геродот писал так: “ Главная их доблесть – мужество. После военной доблести – иметь сыновей. И третья добродетель – нет у них ничего более позорного, чем лгать”.
Ответ: о персах.

Задание №6. Остановка “Письменность”.

Письменность.

1. Знаки для письма в Древнем Египте и Китае.
Ответ: иероглифы.

2. В какой стране Древнего Востока было больше всего грамотных людей?
Ответ: Финикия, алфавит, 22 буквы.

3. Имя французского учёного, разгадавшего тайну древнеегипетской письменности.
Ответ: Франсуа Шампольон.

4. Растение, из которого египтяне изготовляли материал для письма.
Ответ: папирус.

5. Что такое остраконы, которые использовались в древнеегипетских школах?
Ответ: черепки глиняных сосудов.

6. Что из себя представляла древнейшая китайская книга?
Ответ: связка бамбуковых дощечек.

7. В какой стране древние книги делались из пальмовых листьев,на которых писали чернилами из сажи, разведёнными в сладкой воде.
Ответ: Древняя Индия.

8. Особое письмо Древнего Двуречья, которым пользовались на протяжении 3 тысяч лет.
Ответ: клинопись.

9. Завершите тексты одного из законов Хаммурапи: “Если человек выбил зуб человеку …
Ответ: ему самому следует выбить зуб…”.

“Если человек украл имущество храма…
Ответ: он должен быть казнён…”

10.Вдруг пирующие увидели кисть руки, которая чертила огненные знаки на белой стене: “мене, текел, упарсин”. Объясните, что вы знаете об этом событии?

Ответ: Пир царя Валтасара: “исчислил бог Яхве царство твоё и положил конец ему; ты взвешен на весах и найден очень лёгким; разделено царство твоё и отдано врагам”

Для юных писцов: - найдите крылатые выражения:

- Что ты кричишь на меня, как…? Спрашиваем в раздражении.
Ответ: Иерихонская труба.

- Суета, сумятица, бестолковщина.
Ответ: Вавилонское столпотворение.

Задание №7. Остановка “Женщины и Древний Восток” (вопросы и кулинарный конкурс).

Женщины и Древний Восток.

1. Как изображали Бастет – богиню покровительницу женщин и красоты Древние египтяне.
Ответ: в виде черной кошки.

2. Удивительной красоты женщина, чьё имя переводится, как “голубь”. Она хитростью погубила своего мужа – правителя Ассирии, попросив его стать правительницей на 5 дней.
Ответ: Семирамида.

3. В какой древней стране и мужчины, и женщины носили парики, пользовались косметикой, ярко подводили чёрной тушью глаза.
Ответ: в Древнем Египте.

4. Коварная красавица, выпытавшая у могучего Самсона, в чём его великая сила, и предавшая его, обо всём поведав филистимлянам.
Ответ: Далила.

5. Какую клятву выполнила царица кочевых племён Томирис, потерявшая своего сына в борьбе с персами.
Ответ: “Я напою тебя кровью”.

6. Имя египетской царицы, которое переводится как “прекрасная пришла”. Скульптурные изваяния её головы, найденные при раскопках, просто восхитительны!
Ответ: Нефертити.

Конкурс юных кулинаров: должны накрыть стол и накормить гостей.

- у египтянина (ячменные лепёшки, вяленая рыба, пироги с финиками, виноград).
- у китайца (чай, рис, морепродукты, палочки).
- у индийца (пряности, бананы, кокосы, манго, сахар, рис, молоко, масло).
- у финикийца (оливковое масло, кедровые орехи).

Задание № 8. Остановка “Искусство из камня”.

Искусство из камня.

1. Выпуклое изображение на камне сцен битв, царей, богов.
Ответ: Рельеф.

2. Крепость, рухнувшая от звуков труб и криков еврейских воинов.
Ответ: Иерихон.

3. Это творение рук человеческих отчётливо видно из космоса с Луны. Создавалось на протяжении тысячи лет.
Ответ: Великая китайская стена.

4. Название какого города переводится, как “Врата бога”.
Ответ: Вавилон.

5. О каком сооружении древности говорили: “Всё боится времени, но время боится…”
Ответ: пирамид.

6. “Город крови”, “логовище львов”.
Ответ: Ниневия.

7. Что такое зиккураты?
Ответ: Храм в виде высокой ступенчатой башни.

8. От этого храма сохранилась только часть стены –“стена плача”, в неё и сегодня вкладывают записки с молитвами.
Ответ: Храм бога Яхве.

9. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из камня художественные изображения.
Ответ: Скульптор.

10. Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с 5 ногами. Шутил ли он?
Ответ: Нет, крылатые быки с 5 ногами “охраняли” вход во дворец ассирийских царей.

11. Где находились города, опустевшие около 4 тысяч лет назад. Ученые не знают, что за люди построили их и почему покинули. Найдено было огромное количество печатей.
Ответ: В долине Инд.

12. Какое архитектурное сооружение в Вавилоне было украшено плитками из обожженной глины, покрытыми синей и оранжевой глазурью с изображениями львов и драконов.
Ответ: Ворота Иштар.

Для юных скульпторов:

- как бы вы изобразили правителя Ассирии;
- правителя Древнего Двуречья.

Задание №9. Остановка “Знания и изобретения”.

Знания и изобретения.

1. Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте.
Ответ: шадуф.

2. Народ, проявлявший удивительную тягу к знаниям и считавший, что мудрость сосредоточена в ушах человека. Чем больше уши, тем умнее их обладатель.
Ответ: шумерцы.

3. Учёный, изучающий звёздное небо.
Ответ: астроном.

4. Именно из такого количества дней состоял древнеегипетский год.
Ответ: 365 дней.

5. По каким часам измеряли время древние египтяне?
Ответ: по водяным часам.

6. Какой народ научил нас делить час на 60 минут, а окружность на 360 градусов?
Ответ: жители Древнего Двуречья.

7. Древний путешественник рассказывал своему другу: - Я был в удивительной стране! Там на кустах растёт белая шерсть. Земледельцы срезают её с кустов, точно с овец и делают красивые ткани!
Ответ: Индия, хлопок.

8. Есть детское стихотворение: Ложка – это ложка, Ложкой суп едят! Но, оказывается, ложка имела и другое предназначение!
Ответ: компас в Китае.

Чёрный ящик (задание для грамотеев):

1. В этом сражении нет убитых и раненных. Но радость от победы не меньше, чем в настоящей битве. (шахматы)

2. В незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки дерева в чай упал кокон бабочки! Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы… (шёлк)

3. Она прибыла из Китая долгим медленным путём, со скоростью 100 км в 100 лет . Сначала её видели в Самарканде, затем в Багдаде, потом через 4 века она добралась до Каира, прошла по берегу Африки и переплыла через Средиземное море. Что это за черепаха, но вовсе не черепаха? (бумага)

4. Врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство. – Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный! Врач: - За этим лекарством будущее! (Китай, чай)

5. Жизнь этого царя великой и жестокой державы была беспокойной и нервной. Интриги, доносы, предательство чудились царю на каждом шагу. Много врагов было у него, но самым беспокойным и неотступным была бессонница. Ночью, прося у неё пощады и обращаясь в молитвах к богу разума и мудрости, он посылал раба в другую часть дворца за этой вещью и забывал до рассвета о своих заботах. О себе он писал, что “его ухо было открыто для знания. Что помогало этому царю забыться? (глиняные таблички из его библиотеки)

Учитель: - Муза истории Клио поздравляет команды с успешным завершением увлекательного путешествия по странам Древнего Востока! Надеемся, что мир Древнего Востока уже не будет вам казаться таким чужим, далёким и загадочным! Из рук музы истории вы получаете свитки с золотыми и серебряными ленточками с указанием места нахождения кладов с сокровищами. Виват, победителям!

(На усмотрение организаторов игры кладами могут быть книги, “сладкие” призы, сувениры и т.д.)

Приложение.