Цели и задачи:
- углубить знания о закономерностях размещения природных зон.
- изучить особенности компонентов в степной зоне;
- сформировать образ степей;
- оценить влияние хозяйственной деятельности человека на состояние степей;
- продолжить формирование умения сопоставлять тематические карты, используя их как источник географической информации для выявления закономерностей между природными компонентами, составлять комплексную характеристику природной зоны;
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Технологии: Поисково-групповая, критического мышления, проблемное обучение,
использованы ИТК, присутствуют элементы интегрированного урока (литература, биология).
Оборудование: Карты: физическая, природных зон. Гербарий. Настенные картины со степными пейзажами. Раздаточный материал с отрывками из художественной литературы.
На доске вывешивается плакат с эпиграфом урока Н.В.Гоголя: «…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»
Организация деятельности на уроке
1. Организационный момент. Класс делится на пять групп.
2. Для создания настроя звучит куплет из песни «Ой ты степь широкая» музыка, слова народные.
3. Объявляется тема урока и его задачи. Ученики записывают тему в тетрадях. Вступительное слово учителя о закономерной смене лесной зоны лесостепью и степью. Так как лесостепи почти не осталось из-за распаханности, то речь на уроке в основном пойдет о степи.
4. Создание образа степи. С этой целью каждый ученик получает отрывок из произведения А.П.Чехова «Степь» (Приложение 1).
Задание: Прочитать отрывок из произведения А.П. Чехова «Степь» и выписать в тетради
опорные слова, характеризующие эту природную зону.
Подведение итога работы:. Результатом этой работы станут опорные слова, выписанные из отрывка, создающие образ степей (широкая, бесконечная, раздольная, разнотравная, много птиц, насекомых, суслики, душная и унылая, знойная, однообразная). Ученики их зачитывают.
5. С целью углубления знаний проводится беседа по вопросам:
А) В какой природной зоне на территории нашей страны так же как в степях не растут деревья? (тундра)
Б) Почему степи имеют такие особенности, которые мы выявили из отрывка? От чего они зависят? (климат)
В) Прежде чем характеризовать климат, необходимо определить, где в нашей стране размещаются степи, т.е. их географическое положение.
Задание: Используя карты определить географическое положение степей.
Какие область и края нашей страны находятся в пределах этой природной зоны? Сделать вывод.
Ученики называют черты географического положения степей и делают вывод, что от него зависит климат, а от климата все компоненты природной зоны.
6. Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей климата, растительности, животного мира, почв и деятельности людей в степи.
Группы: климатологи, ботаники, зоологи, почвоведы, экологи.
Каждая группа получает карточку-задание и выполняет его 7- 10 минут, используя различные источники географической информации.
Карточка-задание климатологам
Определить в каком климатическом поясе находятся степи, и в какой его части.
Назвать тип климата. Определить среднюю температуру января и июля, в каком направлении она изменяется. Узнать годовое количество осадков, их распределение по территории степей. Сделать вывод о характере увлажнения этой природной зоны.
Назвать типичные погоды.
Карточка-задание зоологам
Назвать типичных представителей зоны степей и рассказать, как они приспособились к условиям обитания (климат, растительность).
Ответить на вопрос. Почему в степях многие животные исчезли или занесены в Красную книгу?
Карточка-задание ботаникам
Выявить какая растительность преобладает в степях. Как климатические условия отразились на растительном мире (внешние признаки и приспособляемость).
Ответить на вопрос. Чем отличается растительность северных и южных степей, чем это обусловлено? Каким образом хозяйственная деятельность человека повлияла на растительный мир, какие типичные растения исчезают?
Карточка-задание почвоведам
Почва-это зеркало ландшафта. Какие почвы в степях, дать их характеристику. Определить различия почв северных и южных степей, от чего они зависят. Какие проблемы существуют с использованием черноземов?
Карточка-задание экологам-краеведам
Степи и лесостепи – главный сельскохозяйственный район страны, ее житница.
Выявить, какие черты степей наложили отпечаток на быт, традиции, характеры проживающих там людей. Почему станицы многолюдны и вытянулись на десятки километров? Чем занимаются люди, живущие в степях, и как это отражается на природе. Что необходимо помнить, что бы сохранить природу степей? Какие в степях созданы заповедники?
7. Каждая группа поочередно выступает с результатами своей поисковой деятельности. Ученики рассказывают, показывают образцы гербария и почв. Ученица из группы зоологов показывает, заранее приготовленную компьютерную презентацию, о животных степи со своими комментариями. Ребята из группы ботаников сопровождают свои ответы мини сообщениями о типичных растениях (опережающее задание).
8. Помимо обсуждения, результатом этой работы должны быть тезисы, записанные в тетрадях. Тезисы формулирует каждая группа свои, а записывают их все ученики после выступления каждой группы.
Примеры: «Степи - безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью».
«В степи холодная зима и жаркое лето. Главная особенность - недостаточное увлажнение».
«Сухость климата препятствует росту деревьев. Большинство растений однолетние травы». «Животный мир- это насекомые, многочисленные грызуны, копытные и птицы».
«Черноземы - это лучшие почвы нашей страны и мира. Их надо беречь».
«Степь – главная житница страны. От АПК степной зоны зависит продовольственное обеспечение всей страны». «Животные, растения, почвы степей ранимы и нуждаются в бережном отношении и охране».
9. В завершении этой работы, проводится викторина между группами. Примеры вопросов.
От каких климатических условий зависит растительность, животные и почвы степей?
Почему в степях не растут деревья?
Какие природные условия способствуют высокому плодородию почв степей- черноземов?
Почему в степях меньше растительный опад, а черноземы плодороднее, чем почвы лесов?
Как животные степей приспосабливаются к условиям обитания?
Почему многие животные степей живут стадами, а не по одному как в лесу?
Как обитатели степей отличаются по размерам от жителей лесов и почему?
Какие сельскохозяйственные культуры выращивают жители степи?
Перечислить названия заповедников степной зоны.
Какие города страны расположены в этой природной зоне?
10. Подведение итогов работы в группах и выставление оценок. В выставление оценок принимают участие командиры групп.
11. Проверка степени усвоенности нового материала проводится в виде теста.(Если позволяет время, если нет- можно на следующем уроке)
Тест
1. Выбери верный ответ. Главной причиной безлесья степной зоны является:
а) малое количество осадков
б) высокие летние температуры
в) избыточное увлажнение
2. Найдите лишнее слово: степь, ель, чернозем, ковыль, лось.
3. Установите соответствие между природной зоной и типичными животными.
а) тундра
б) тайга
в) степь
1. бурый медведь
2. суслик
3. песец
4. Какие животные преобладают в степях России?
а) земноводные
б) пресмыкающиеся
в) грызуны
г) копытные
5. Сравните зоны тундры и степей, определите их сходство и различие
12.Подведение итогов урока. Что получилось, что нет. Понравилось ли ребятам и насколько они довольны своими результатами.
13. Задается домашнее задание.
14. Под звуки продолжения песни «Ой, ты степь широкая» ребята выходят из класса.