Урок окружающего мира с применением информационных технологий (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи урока:

  • Продолжить знакомство с насекомыми, дать понятие о паукообразных, воспитывать бережное отношение к природе (к насекомым и паукообразным).
  • Планируемые достижения учащихся:
  • Усвоить схему развития бабочки и стрекозы, познакомиться с паукообразными, учиться бережно относиться к ним.

Оборудование:

  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2008.
  • Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2008.
  • У учителя - магнитофон, кассета с записью заставки телепередачи "В мире животных", интерактивная доска, проектор, персональный компьютер, программное обеспечение (презентация "Шестиногие и восьминогие" - <Приложение1>), карточки с изображением насекомых (красотел пахучий, жужелица обыкновенная, бронзовка золотистая, щелкун чёрный).
  • У учащихся - карточки со схемой превращения насекомых, клей, атлас-определитель "От земли до неба" А.А.Плешаков, книга "Великан на поляне" А.А.Плешаков, А.А.Румянцев, карточки со схемой плетения паутины.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Звучит музыкальная заставка к телепередаче "В мире животных".

- Ребята, догадались ли вы, к какой теме мы возвращаемся?

- Какие группы входят в царство животных? (Насекомые, птицы, рыбы, звери)

- Какой отличительный признак насекомых вы знаете? (6 лапок)

- Куда исчезают насекомые зимой? (Умирают, прячутся под землю, под листья, в кору деревьев, впадают в оцепенение.)

- Почему? (Становится холодно, мало корма.)

II. Знакомство со схемами превращения насекомых.

- В жизни насекомых много удивительного. Например, их превращения.

Рассмотрим иллюстрации в учебнике на с.92.

- Попробуйте рассказать о превращения бабочки-махаона и стрекозы (ответы детей)

- Сравните эти схемы.

Проверим себя. Читаем "Странички Умного Совёнка".

В "Рабочей тетради" на с.55 составляем схемы превращения насекомых.

2 ученика выполняют работу на интерактивной доске.

Домашнее задание: придумать сказочное объяснение превращения бабочки и стрекозы.

III. Работа с атласом-определителем "От земли до неба"

Насекомые - самая многочисленная группа животных на нашей планете.

Познакомимся с некоторыми её представителями.

Работа в группах. Каждая группа получает карточки с изображением жука, находит сведения о нём в атласе-определителе.

На интерактивной доске поочерёдно появляются фотографии с изображением жуков (красотел пахучий, жужелица обыкновенная, бронзовка золотистая, щелкун чёрный). Каждая группа детей готовит рассказ о жуке

IV. Исследовательская работа.

В "Рабочей тетради" на с.55 выполняем №3. Найти лишний рисунок. Обвести его.

Дети работают в тетрадях. 1 ученик выполняет работу на интерактивной доске.

- Объясните своё решение (Лишний паук, т.к. это не насекомое.)

- Какой отличительный признак пауков вы знаете? (У пауков 8 лапок.)

- Видели ли вы в лесу паутину с пауком? Видели ли вы, как летают на паутинке паучки, как паук добирается по паутине до попавши в неё насекомых? Жертва запутывается в клейкой паутине, и чем больше она бьётся, тем больше запутывается.

- Почему сам паук не запутывается в своей паутине?

- Возможно, у паука есть "военная тайна". Попробуем её разгадать.

Предположения детей

Гипотеза №1 Лапы паука имеют особое строение. На интерактивной доске показан слайд с изображением лап мухи и паука. Сравниваем строение лап мухи и паука.

Вывод: принципиальных отличий в строении нет.

- А знаете ли вы, что паутина настолько упругая и прочная, что нить паутины толщиной с карандаш могла бы остановить самолёт Боинг 747, летящий на полной скорости?

Гипотеза №2 Секрет в паутине.

- Почему насекомое запутывается в паутине? (Она липкая)

- Вся паутина липкая или её часть?

Составляем схему "Как паук плетёт свою сеть".

Дети работают с карточками, 1 ученик выполняет работу на интерактивной доске.

 

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

- Может ли вся паутина быть липкой?

- Какая часть паутины должна быть липкой? (Только последняя, которую паук плетёт по спирали, двигаясь от центра)

На интерактивной доске детям демонстрируется видеофрагмент.

- Верно ли было наше предположение?

- Какая гипотеза получила подтверждение?

- Почему же сам паук не запутывается в своей паутине? (Паук бегает только по нелипким нитям)

Исследовательское домашнее задание.

В мультипликационном фильме "Лунтик и его друзья" у друга главного героя паука есть колокольчик. Спросите, узнайте из книг: у настоящего паука есть такой колокольчик?

V. Работа с книгой "Великан на поляне"

Чтение рассказа "Не обижайте паука".

Коллективное обсуждение рассказа.

Разбираем проблемный вопрос из учебника на с.93.

"Если бы вдруг исчезли все пауки, что произошло бы в природе?"

VI. Итог урока.


Пояснительная записка

Особенность курса "Окружающий мир" А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой состоит в том, что он опирается на культурологический принцип, соединяет естественно-научные и гуманитарные сведения. Кроме того, содержит широкие возможности для формирования надпредметных умений и навыков, в частности, навыков исследовательской деятельности.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Ребёнок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе исследования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

В процессе исследования дети учатся:

  • Видеть и выделять проблему.
  • Принимать и ставить цель.
  • Решать проблемы.
  • Анализировать объект или явление.
  • Выделять существенные признаки и связи.
  • Сопоставлять различные факты.
  • Выдвигать гипотезы, предположения.
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Осуществлять эксперимент.
  • Формулировать выводы.
  • Пользоваться дополнительной литературой.

Толчком к началу исследования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая проблема или просьба.

В учебнике А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой "Окружающий мир" на каждом уроке детям предлагаются вопросы и задания для исследовательской работы.

  • С.11 "С помощью глобуса проложите маршрут кругосветного путешествия, которое вы хотели бы совершить. Какие средства транспорта вам понадобятся?"
  • С.19 "Какие достоинства и недостатки имели солнечные, песочные и водяные часы?"
  • С.61 "Почему иней при первых заморозках быстро тает? В каком месяце больше всего туманов?"
  • С.73 "Почему Полярная звезда в разные времена года остаётся на месте, а ковш Малой Медведицы, созвездия Большая Медведица и Кассиопея разворачиваются вокруг неё?"
  • С.81 "Почему зимой даже после сильных снегопадов ветви хвойных деревьев не ломаются?"
  • С.93 "Один мальчик посадил в банку маленького жука и решил хорошо его кормить. Вырастет ли жук?"

Наличие в учебнике А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой "Окружающий мир" рубрик "Подумаем", "Обсудим" позволяет вести исследовательскую работу с использованием мультимедиа в системе.

На уроках окружающего мира обогащает работу использование дополнительной литературы: атласа-определителя "От земли до неба", учебных пособий А.А.Плешакова, А.А.Румянцева "Великан на поляне или первые уроки экологической этики", "Зелёные страницы".

Урок "Насекомые и пауки" составлен и проведен с использованием мультимедийной техники. Интерактивная доска имеет многофункциональные возможности, что позволяет применять работу на ней на разных этапах урока.

На уроке интерактивная доска была использована как:

1) Экран для демонстрации видеофрагмента для организации исследовательской работы с целью проведения наблюдения (как паук плетет паутину), которое невозможно организовать в естественных условиях.

2) Экран для демонстрации слайдов при проведении исследовательской работы (сравнение строения лап мухи и паука)

3) Экран для демонстрации слайдов разных видов жуков при организации групповой работы с атласами-определителями. Когда представитель от группы рассказывает о жуке, на экране появляется слайд с изображением насекомого, затем ученик говорит название жука, а на экране появляется слайд с названием. Данный вид работы используется для реализации самопроверки, а также для того, чтобы рассказ был наглядным для других групп.

Использование интерактивной доски в качестве демонстрационного экрана позволяет увеличить информативность урока и уплотнить время, необходимое для организации и проведения разных видов работ.

На уроке проведена индивидуальная работа учащихся на интерактивной доске:

а) моделирование схем превращения бабочки и стрекозы;

б) задание на исключение лишнего (переходный этап к изучению паукообразных);

в) конструирование модели паутины.

Применение интерактивной доски позволяет провести данные виды работ быстро, таким образом увеличивается темп урока, его информативная насыщенность.

На уроке эти виды работ были проведены с использованием самоконтроля с поощрением: в случае верного выполнения задания (правильно построена цепь превращения насекомого, сконструирована модель паутины) на интерактивной доске появляется поощрительный анимационный слайд ("фейерверком", "грамотой", "конфетой" с соответствующим звуковым сопровождением), если задание выполнено неверно, автоматически появляется анимационный слайд со сдувающимся воздушным шариком.

Использование самоконтроля с анимационным поощрением позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, повышает интерес к изучаемому предмету, способствует созданию благоприятной психологической обстановки на уроке.

Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Использование исследовательского обучения совместно с мультимедиа позволяет формировать устойчивый интерес к предмету и активную жизненную позицию.

Литература

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2008.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2008.
  3. Комплект "Перспектива". Программы для начальной школы. - М.:Просвещение, 2007.
  4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб.пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003.