Цели:
- повторить и закрепить знания учащихся по морфемике и словообразованию, в частности, основные способы словообразования; выявить пробелы учащихся в их подготовке по данному разделу курса русского языка;
- развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова (видеть его корни и другие составные части); образовывать слова с помощью различных способов словообразования; видеть связь с морфологической характеристикой слова; тренироваться в подборе аналогий;
- воспитывать желание к совершенствованию письменной речи.
Оборудование:
- презентация;
- схемы-модули;
- контролирующие тесты.
План и ход урока
I. Организационный момент. Настрой на работу.
1. Сообщение учащимся темы урока. Нацеливание.
- Сегодня на уроке мы продолжим углублять наши знания о морфемике и словообразовании, поговорим о способах словообразования, рассмотрим варианты тестов ЕГЭ по данной теме.
- С какой целью необходимо изучать такие разделы русского языка, как "Морфемика" и "Словообразование"? (Их следует изучать, так как эти разделы языка тесно связаны с лексикой и грамматикой, а значит, с пониманием значения слова и правописанием).
2. Оформление записей в тетрадях: число, тема урока.
II. Подготовительный этап
Проверка домашнего задания. Тест на правописание изученных на предыдущем уроке орфограмм.
Тест
1. Отметьте слова, в которых пишется буква а.
1) Оз..рение, 2) прик..сновение, 3) выск..чка, 4) р..стовщичество, 5)скл..нение, 6) з..ренька, 7) пог..релец, 8) неприк..сновенность, 9) пл..вчиха, 10) тв..рение, 11) вск..кивать, 12) зар..стание, 13) р..внина, 14) откл..няться, 15) разг..реться, 16) м..кание, 17) спл..влять, 18) р..вноденствие, 19) утв..рь, 20) р..сток.
2. Отметьте слова, в которых пишется буква и.
1) Расст..лить, 2) отт..рать, 3) бл..стеть, 4) разб..рать, 5) ц..рк, 6)ц..ган, 7) ум..реть, 8)сж..гать, 9) скворц.., 10) панц..рь, 11) ц..пленок, 12) обж..гание, 13) станц..я, 14) сестриц..н, 15) выч..тать.
3. Отметьте слова, в которых пишется буква ё.
1) Ч..рт, 2) маж..р, 3) стаж..р, 4) ноч..вка, 5) сгущ..нка, 6) сильный ож..г, 7) мальч..нка, 8) испеч..н, 9) плащ..м, 10) горяч... 11) ещ.., 12) камыш..вый, 13) подж..г дом, 14) княж..н, 15) копч..ный.
4. Отметьте слова, в которых пишется буква е.
1) Пр..добрый, 2) пр..крыть, 3) пр..город, 4) пр..вилегия, 5) пр..рогатива, 6) пр..ватный, 7) пр..оритет, 8) пр..ступить (закон), 9) пр..творить в жизнь, 10) б..стящий, 11) замоч..к, 12) пальч..к, 13) платоч..к, 14) сит..чко, 15) луков..чка.
5. Отметьте слова, в которых пишется буква ъ.
1) Без..ядерный, 2) вар..ировать, 3) кабал..еро, 4) в..явь, 5) ин..екция, 6) из..ян, 7) почтал..он, 8) мыш..яковый, 9) фел..етон, 10) меж..языковый, 11) раз..единенный, 12) с..емочный, 13) фельд..егерь, 14) четырех..ярусный, 15) кан..он.
6. Отметьте слова, в которых пишется буква з.
1) Бе..болезненный, 2) бе..трепетный, 3) ра..лагать, 4) бе..граничный, 5) бе..цензурный, 6) и..ключить, 7) ра..каиваться, 8) бе..жизненный, 9) ра..познавать, 10) бе..шабашный.
III. Основной этап
1. Актуализация знаний учащихся. Опрос.
- Как связаны между собой "Морфемика" и "Словообразование"? (Между этими разделами обратная взаимосвязь: морфемика изучает части слова - морфемы, которые в свою очередь служат для образования новых слов).
- Какие способы образования слов вы знаете?
- Что вы знаете о неморфологических способах словообразования? (Учащиеся затрудняются с ответом).
- Получается, что мы можем дать ответы еще не на все вопросы о словообразовании. Давайте углубим наши знания об этом разделе языка, а также систематизируем уже полученные.
2. Сообщения подготовленных учащихся по теме урока.
Учитель:
- На предыдущих двух уроках по данной теме мы повторяли весь материал по разделам "Морфемика" и "Словообразование", особенное внимание обращая на способы словообразования, но излагали его хаотично. Сейчас перед вами выступят эксперты, которые обобщили имеющуюся информацию и составили схемы-модули по теме.
Эксперт 1:
Морфологический способ является основным в русском словообразовании. Например, от слова дом образованы слова: домашний, домовитый, домовой, домовый, надомный и другие. Слово, образованное от другого слова, называется производным или словом с производной основой; основа, от которой образованы другие слова, называется производящей. Производные слова вместе с тем словом, от которого они образованы, составляют группу (гнездо) родственных, или однокоренных, слов.
При морфологическом способе новые слова создаются:
Морфемным способом:
- с помощью приставки (префикса): со-товарищ, сверх-скоростной, пере-читать,
- с помощью суффикса: бан-щик, лет-н-ий, совет-ова-ть;
- с помощью префикса и суффикса одновременно: под-окон-ник, бес-плат-н-ый;
- с помощью постфикса: учить-ся;
- без аффикса: взрыв, гниль, ширь;
Сложением:
1) сложением слов или основ: диван-кровать, платье-костюм; языкознание, пятиэтажный;
2) сложением из начальных слогов целого словосочетания: профком, спецкор,
3) сложением из начальной части одного слова и целого другого слова: сельсовет, стенгазета,
4) сложением из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание: РФ, СНГ;
5) сложением из начальных звуков слов исходного словосочетания: вуз, ТАСС;
6) обратным словообразованием (редеривацией), при котором слово образуется не в виде производного, а виде производящего: дояр (парное образование к слову доярка).
Эксперт 2:
Новые слова могут создаваться и неморфологическими способами словообразования. К ним принадлежат следующие.
1. Морфолого-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся субстантивация (переход в имена существительные): дежурный по классу (дежурный ученик), обедать в столовой (столовая посуда); адъективация (переход в имена прилагательные): блестящие способности (ср.: блестящие на солнце паутинки), организованный человек (ср.: организованный студентами митинг); прономинализация (переход в местоимения): данное событие, т. е. "это событие", "то, о котором идет речь" (ср.: данное мною обещание), зашел к одному знакомому, т. е. "к какому-то знакомому" (ср.: дать по одному карандашу); адвербиализация (переход в наречия): идти наудачу (ср.: надеяться наудачу), сделаю по-вашему (ср.: сделаю по вашему совету).
2. Лексико-семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы: долг1 - (задолженность) - долг2 (обязанность), мир1 - (вселенная) -мир2 (состояние без войны).
3. Лексико-синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов: сейчас (из сей час), сегодня (из сего дня), сумасшедший (из с ума сшедший).
3. Восприятие материала в схемах и модулях, анализ новой информации.
Учитель:
- У вас на столах находятся такие схемы-модули, которые были представлены экспертами. Рассмотрите их.
- Модули вы можете оставить себе и использовать при запоминании материала. Основные определения перепишите с доски в тетрадь.
4. Закрепление материала.
а) Применение правила. Задание: определите способ словообразования.
Подрисовать (рисовать) - приставочный, лесок (лес) - суффиксальный, подводный (вода) - приставочно-суффиксальный, ракета-носитель (сложение целых слов), мороженое (морфолого-синтаксический, субстантивация), ТЮЗ (Театр юного зрителя) - сложение из начальных звуков слов, волноваться (волновать) - постфиксальный, автовокзал (сложение начальной части слова с целым словом), сердечный (сердце) - суффиксальный, купля-продажа (сложение целых слов), пешеход (сложение основ), визг (визжать) - безаффиксный, ДТП (дорожно-транспортное происшествие) - сложение начальных букв, спеть (петь) - приставочный, осенний (осень) - суффиксальный.
б) Работа с тестами ЕГЭ (проецируются на доску).
- Знание морфемики, словообразования, способов словообразования помогает выполнять тесты по ЕГЭ: различать морфемы, определять их лексическое значение.
1. Укажите способ образования слова облить:
а) суффиксальный;
б) приставочно-суффиксальный;
в) безаффиксный;
г) приставочный.
2. Укажите способ образования слова улыбаться:
а) суффиксальный;
б) постфиксальный;
в) безаффиксный;
г) приставочный.
3. Укажите способ образования слова чайная:
а) суффиксальный;
б) субстантивация;
в) постфиксальный;
г) безаффиксный.
4. В каком слове есть суффикс -К-, имеющий уменьшительно-ласкательное значение?
а) рубка;
б) подсобка;
в) бородка;
г) зачетка.
5. В каком слове есть суффикс -ЧИК- со значением "маленький"?
а) переписчик;
б) возчик;
в) стульчик;
г) мальчик.
6. В каком слове есть приставка ПРИ- со значением "сопутствующий характер действия"?
а) приоткрыть
б) приплясывать
в) приписать
г) приставить ( к стене).
в) Практическая работа. Работа по учебнику.
Упражнение 127. Обозначьте в словах морфемы, определите способ образования слов (использовать при затруднении "Словообразовательный словарь").
5. Дополнительно (если осталось время): самостоятельная работа. Упражнение 134 (по заданию).
IV. Заключительный этап
1. Итог урока. Вопросы:
Что изучает морфемика?
Какие вы знаете морфемы? Что они обозначают?
Какие способы образования слов вы знаете?
Расскажите о морфологическом способе словообразования.
Что значит неморфологический способ словообразования?
2. Домашнее задание.
- Задание на дом дифференцировано: повторить новый материал, выучить схемы-модули и основные определения; либо упражнения учебника 126 (I часть) и 131, либо творческое задание - составить тест по теме "Морфемика и словообразование".