Урок технологии по теме "Овощи" (5-й класс)

Разделы: Технология

Класс: 5


Цели:

  • Обучающая: показать на конкретных примерах роль овощей в питании человека; сформировать представление об особенностях кулинарной обработке овощей, познакомить с инструментами и приспособлениями для обработки овощей.
  • Развивающая: развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы.
  • Воспитательная: воспитание у учащихся экономного, бережного отношения к продуктам питания.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Форма проведения урока: традиционная с применением компьютерной технологии.

Место урока в учебном плане: кулинарные работы, овощи, первичная обработка овощей.

Оборудование: компьютер, презентация “Овощи ” (Приложение 1), проектор (или медиапроектор), акустические колонки, экран.

Межпредметные связи: ботаника, естествознание, история и география.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку.

Вступительное слово учителя (введение в тему урока)

Учитель: Человек в своем питании использует растительную пищу, наверное, с момента своего появления на свет. Сначала это были различные растения, плоды деревьев, коренья, дикие виды овощей и злаков, которые сейчас мы с вами выращиваем на грядках.

Какие овощи вы знаете?

Ученики по очереди перечисляют названия овощей.

Приложение 1 (Слайд 1)

Запись темы урока “Овощи” в тетрадь.

(Слайд 2)

Учитель: Роль овощей в рационе питания очень велика. Исстари овощи на Руси рассматривали скорее как добавку к хлебной, мучной и крупяной пище, которая всегда являлась основной. Из записи, иностранных гостей, читаем: “Есть там и разного рода овощи, в особенности спаржа, толщиною в большой палец, также хорошие огурцы, лук и чеснок в огромном количестве…”.

(Слайд 3)

– Назовите, пожалуйста, основные особенности данной группы овощей, по которым вы смогли бы определить, к какой группе относится тот или иной овощ.

Ученицы называют основные особенности данной группы овощей, опираясь на свой жизненный опыт.

  • Луковичные (плод покрытый чешуйками)
  • Плодовые (растут на веточке)
  • Корнеплоды (растут в земле)
  • Листовые (едим листья)
  • Цветковые (используем в пищу цветки растения)

Запись в тетрадь: овощные культуры делятся на группы:

  • Луковичные
  • Плодовые
  • Корнеплоды
  • Листовые
  • Цветковые

Домашнее задание: привести примеры овощей на каждую группу.

Учитель: Девочки скажите мне, пожалуйста, а как давно мы используем в пище овощи, о которых мы сейчас с вами говорили?

Ученицы, опираясь на знания по ботанике, истории и естествознания, рассказывают о том, что некоторые из овощей завезены в Россию из разных стран.

– Сейчас мы с вами познакомимся с историей и пищевой ценностью овощей, которые чаще всего использовались в питании русского народа.

(Слайды 4–12)

– Чтобы сохранить все питательные свойства овощей их нужно правильно хранить”.

(Слайд 13)

Ученицы делают запись в тетрадь: “Хранение овощей”.

– Мы не только употребляем в пищу сырые овощи, но и готовим из них разнообразные блюда.

(Слайд 14)

Вопросы:

  1. Какие названия салатов вы знаете? (Оливье, Весенний….)
  2. Какие блюда из картофеля вы знаете? (Картофель Фри, пюре…)
  3. А какие соки из овощей вы пили? (Томатный, морковный…)

Ученицы отвечают на вопросы.

Учитель: А что нужно сделать с овощами, чтобы употребить их в пищу?

Ученицы: Помыть, почистить, порезать…

Учитель: Правильно, но существует определенная последовательность обработки овощей, давайте с ней познакомимся.

(Слайд 15)

Запись в тетрадь: первичная обработка овощей.

– Для того чтобы приготовить пищу из овощей, мы с вами пользуемся различными инструментами и приспособлениями. С некоторыми из них мы сейчас с вами познакомимся.

(Слайд 16)

– При любой работе мы должны соблюдать правила, какие?

Ученицы: Правила техники безопасности.

Учитель: Что может произойти с человеком, который не соблюдает правила техники безопасности?

Ученицы:: Порезать пальцы рук.

(Слайд 17)

Запись в тетрадь: Правила техники безопасности.

Учитель: Познакомившись с питательной ценностью овощей, с первичной обработкой, с инструментами и приспособлениями для работы, правилами техники безопасности, мы можем приступать к приготовлению?

Ученицы: Могут быть и "да" и "нет".

Учитель: А о чем мы с вами еще не поговорили?

Ученицы: Как все нарезать.

Учитель: Чтобы красиво и аппетитно выглядело блюдо, надо правильно выбрать форму нарезки овощей. Давайте познакомимся с видами нарезки.

(Слайд 18)

(Слайд 19)

В тетради записывается перечень видов нарезки овощей.

Учитель: Какие формы нарезки использованы?

(Слайд 20)

Ученицы: Слева направо, сверху-вниз – кружочки, дольки, кружочки, кружочки, соломка, дольки.

II. Заключительная часть

(Слайд 21)

Вопросы для закрепления материала:

  1. С какими овощными культурами вы познакомились?
  2. Зачем мы употребляем в пищу овощи?
  3. Для чего нужно делать первичную обработку овощей?
  4. Какие инструменты мы используем для нарезки овощей?
  5. Как пользоваться острыми инструментами?
  6. Какие виды нарезки вы можете использовать в работе?

За активную работу на уроке учитель выставляет оценки.

Домашнее задание

  • Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;
  • Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу).

III. Приложения

Список использованной литературы

  1. Этюды о питании. Скатерть-самобранка. Москва, “Книга”,1991.
  2. Трудовое обучение 4 класс. Москва, “Просвещение”,1988.
  3. Русская кухня: традиции и обычаи. Москва, “Советская Россия”, 1990.
  4. Еда наш друг, еда наш враг. Ридерз Дайджест Лондон-Нью-Йорк-Монрааль-Москва.
  5. Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты В.В. Похлебкина. В.В. Похлебкин. Москва, “Центрполиграф”, 2001.

Презентация “Кулинария. Овощи” 5 класс.