Цели:
- Обучающая: показать на конкретных примерах роль овощей в питании человека; сформировать представление об особенностях кулинарной обработке овощей, познакомить с инструментами и приспособлениями для обработки овощей.
- Развивающая: развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы.
- Воспитательная: воспитание у учащихся экономного, бережного отношения к продуктам питания.
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Форма проведения урока: традиционная с применением компьютерной технологии.
Место урока в учебном плане: кулинарные работы, овощи, первичная обработка овощей.
Оборудование: компьютер, презентация “Овощи ” (Приложение 1), проектор (или медиапроектор), акустические колонки, экран.
Межпредметные связи: ботаника, естествознание, история и география.
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку.
Вступительное слово учителя (введение в тему урока)
Учитель: Человек в своем питании использует растительную пищу, наверное, с момента своего появления на свет. Сначала это были различные растения, плоды деревьев, коренья, дикие виды овощей и злаков, которые сейчас мы с вами выращиваем на грядках.
Какие овощи вы знаете?
Ученики по очереди перечисляют названия овощей.
Приложение 1 (Слайд 1)
Запись темы урока “Овощи” в тетрадь.
(Слайд 2)
Учитель: Роль овощей в рационе питания очень велика. Исстари овощи на Руси рассматривали скорее как добавку к хлебной, мучной и крупяной пище, которая всегда являлась основной. Из записи, иностранных гостей, читаем: “Есть там и разного рода овощи, в особенности спаржа, толщиною в большой палец, также хорошие огурцы, лук и чеснок в огромном количестве…”.
(Слайд 3)
– Назовите, пожалуйста, основные особенности данной группы овощей, по которым вы смогли бы определить, к какой группе относится тот или иной овощ.
Ученицы называют основные особенности данной группы овощей, опираясь на свой жизненный опыт.
- Луковичные (плод покрытый чешуйками)
- Плодовые (растут на веточке)
- Корнеплоды (растут в земле)
- Листовые (едим листья)
- Цветковые (используем в пищу цветки растения)
Запись в тетрадь: овощные культуры делятся на группы:
- Луковичные
- Плодовые
- Корнеплоды
- Листовые
- Цветковые
Домашнее задание: привести примеры овощей на каждую группу.
Учитель: Девочки скажите мне, пожалуйста, а как давно мы используем в пище овощи, о которых мы сейчас с вами говорили?
Ученицы, опираясь на знания по ботанике, истории и естествознания, рассказывают о том, что некоторые из овощей завезены в Россию из разных стран.
– Сейчас мы с вами познакомимся с историей и пищевой ценностью овощей, которые чаще всего использовались в питании русского народа.
(Слайды 4–12)
– Чтобы сохранить все питательные свойства овощей их нужно правильно хранить”.
(Слайд 13)
Ученицы делают запись в тетрадь: “Хранение овощей”.
– Мы не только употребляем в пищу сырые овощи, но и готовим из них разнообразные блюда.
(Слайд 14)
Вопросы:
- Какие названия салатов вы знаете? (Оливье, Весенний….)
- Какие блюда из картофеля вы знаете? (Картофель Фри, пюре…)
- А какие соки из овощей вы пили? (Томатный, морковный…)
Ученицы отвечают на вопросы.
Учитель: А что нужно сделать с овощами, чтобы употребить их в пищу?
Ученицы: Помыть, почистить, порезать…
Учитель: Правильно, но существует определенная последовательность обработки овощей, давайте с ней познакомимся.
(Слайд 15)
Запись в тетрадь: первичная обработка овощей.
– Для того чтобы приготовить пищу из овощей, мы с вами пользуемся различными инструментами и приспособлениями. С некоторыми из них мы сейчас с вами познакомимся.
(Слайд 16)
– При любой работе мы должны соблюдать правила, какие?
Ученицы: Правила техники безопасности.
Учитель: Что может произойти с человеком, который не соблюдает правила техники безопасности?
Ученицы:: Порезать пальцы рук.
(Слайд 17)
Запись в тетрадь: Правила техники безопасности.
Учитель: Познакомившись с питательной ценностью овощей, с первичной обработкой, с инструментами и приспособлениями для работы, правилами техники безопасности, мы можем приступать к приготовлению?
Ученицы: Могут быть и "да" и "нет".
Учитель: А о чем мы с вами еще не поговорили?
Ученицы: Как все нарезать.
Учитель: Чтобы красиво и аппетитно выглядело блюдо, надо правильно выбрать форму нарезки овощей. Давайте познакомимся с видами нарезки.
(Слайд 18)
(Слайд 19)
В тетради записывается перечень видов нарезки овощей.
Учитель: Какие формы нарезки использованы?
(Слайд 20)
Ученицы: Слева направо, сверху-вниз – кружочки, дольки, кружочки, кружочки, соломка, дольки.
II. Заключительная часть
(Слайд 21)
Вопросы для закрепления материала:
- С какими овощными культурами вы познакомились?
- Зачем мы употребляем в пищу овощи?
- Для чего нужно делать первичную обработку овощей?
- Какие инструменты мы используем для нарезки овощей?
- Как пользоваться острыми инструментами?
- Какие виды нарезки вы можете использовать в работе?
За активную работу на уроке учитель выставляет оценки.
Домашнее задание
- Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;
- Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу).
III. Приложения
Список использованной литературы
- Этюды о питании. Скатерть-самобранка. Москва, “Книга”,1991.
- Трудовое обучение 4 класс. Москва, “Просвещение”,1988.
- Русская кухня: традиции и обычаи. Москва, “Советская Россия”, 1990.
- Еда наш друг, еда наш враг. Ридерз Дайджест Лондон-Нью-Йорк-Монрааль-Москва.
- Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты В.В. Похлебкина. В.В. Похлебкин. Москва, “Центрполиграф”, 2001.