Тема урока: "Деление с остатком"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с приёмом деления с остатком.
  • Закреплять приёмы внетабличного деления и умножения.
  • Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить исследовательскую работу.
  • Развивать интерес к предмету.
  • Воспитывать чувство товарищества, сопереживания за успехи и не успехи других по классу.

Оборудование:

  • На доске схемы для объяснения внетабличного деления.
  • Схема с кратким условием задачи (для составления полного условия и решения)
  • Карточки табличного умножения и деления на однозначное число.
  • У детей индивидуальные карточки для исследовательской работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование. Я желаю вам интересного и познавательного урока, почувствовать себя маленькими учёными с большим будущим.

На доске размещены портреты ученых-математиков: Пифагора, С.В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского. Краткая информация об ученых.

– Когда учёные что-либо исследуют, они проверяют всё, что связано с предметом их изучения. И мы к своей теме изучения подготовимся путём разминки.

1. Минута чистописания

– На доске ряд чисел, найдите закономерность и вставьте пропущенные числа: 3, 6, ..., …, 15, …, …, 24

Один ребенок работает у доси, остальные ученики – в тетрадях.

– Что это за закономерность? (Разнятся на 3, делятся на 3 без остатка.)

– Какие числа делятся без остатка? (Табличное умножение, круглые, чётные.)

2. Беглый счёт

Спрашиваю ответы по действиям.

– Кто допустил ошибку?

3. Практическая работа

– Начертите отрезок b длиной 10 см.

– На какие равные части можно его разделить? (На 2, – на 5, – на 10)

– Чему равна 1/2 отрезка? (5 см)

– Чему равна 1/5 отрезка? (2см)

– Чему равна 1/10 отрезка? (1см)

Дети делят.

– Как делили отрезок? (Каждый раз на равные части.)

– У какой геометрической фигуры всего по три? Три угла, три стороны, три вершины? (Треугольник)

– Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на два слова.

  • Орнитология – наука об изучении жизни птиц.
  • Орнитолог – человек, занимающийся этой наукой.
  • Математика – связана со всеми науками – т.к. математика – это царица наук.

– Послушайте, пожалуйста, информацию о птицах и задачи.

– Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей: – Птицы – лучшие помощники в борьбе с вредителями растений. Они помогают размножению растений. – Птицы своим пением ласкают слух и т.д.)

– Птицы заслуживают внимания и заботы человека, охраны и покровительства.

– Какие писатели писали о птицах, животных? Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Евгений Чарушин, Константин Паустовский, Саша Черный.

“Охранять природу – значит охранять Родину!” – кому принадлежат эти слова? (Михаилу Пришвину.)

Слайд “колибри”

Рис. 1

Колибри – образец великолепия, пышности и красоты тропической природы. Питается цветочным нектаром и насекомыми. Съедает за день количество пищи, которое в 2 раза больше веса тела. Колибри машут в полете крыльями так быстро (50-70 взмахов в секунду), что видны не крылья, а только тени от их движений. Всеми цветами сияют, светятся и сверкают колибри в лучах яркого тропического солнца. (Ареал обитания – Центральная и Южная Америка.)

Задача: Сколько взмахов в минуту делает колибри, если в 1 секунду делает 70 взмахов?

Дети решают задачу устно. Объясняют решение:

В минуте 60 секунд.

70*60=4 200 – взмахов в 1 минуту.

– С этой задачей вы справились успешно! А теперь послушайте информацию и задачу о другой птице.

Слайд “Королек”

Рис. 2

Желтоголовый королек гнездится в горах Кавказа в поясе темнохвойных лесов, образованных пихтой и елью. Птицы очень прожорливы. Королек весит 8-10 г, съедает за день до 17 г корма, т.е. почти в два раза больше, чем весит сама птица. Это объясняется тем, что птицы чрезвычайно подвижны и поэтому расходуют много энергии.

Задача: Во сколько раз королек съедает корма больше, чем он весит? Вес птицы – 8 г, съедает корма – 17 г.

– Как определить? Каким действием? – Правильно, делением.

– Можем ли мы разделить 18 на 5 на равные части? (Нет)

– Ребята, мы подошли к теме нашего урока: “Деление с остатком”. (Открываю тему на доске)

Этот вопрос мы и будем исследовать.

1. Вызываю 3-их детей к доске, предлагаю разделить 6 кружков между ними поровну. Затем 7 кружков, начиная по одному, затем еще по одному.

– По сколько кружков у каждого? (По 2). – Сколько осталось не разделенными? (1 кружок).

– Как это записать?

Деление предметов сопровождается записью примеров и комментированием.

6 : 3 = 2 – каждый ученик получил по 2 кружка.

7 : 3 = 2 (ост.1) – каждый ученик получил по 2 кружка и 1 кружок остался.

2. Делим 10 яблок на 3 части. На доске картинки: 3 девочки и 10 яблок.

Вызываю 1 человека, предлагаю соединить линией яблоки и девочек, начинаем по 1-му.

– По сколько яблок у девочек? (У каждой поровну, по три.)

– Сколько яблок не разделилось? (Одно яблоко осталось.)

– Как это записать?

10 : 3 = 3 (ост1).

– Ребята, мы с вами уже делили 10 на 2, 5 и 10, и , обращаю ваше внимание, что делили на равные части. Давайте вернемся к задаче про королька.

– Во сколько раз королек съедает больше корма, чем он весит?

Раскладываю магниты на доске по одному. Разделила поровну на три части по 5 магнитов в каждой, остаток – 3 магнита. – Дети, кто запишет пример на доске?

18 : 5 = 3 (ост. 3)

Обращаю внимание детей на записанные выражения.

– Что можно сказать?

18 5 3 3
Делимое Делитель Частное Остаток

– Что вы можете сказать про остаток, глядя на наши записи? (Остаток меньше делителя.)

– Запомните! Остаток всегда должен быть меньше делителя!

– Как же связаны между собой эти числа (делимое, делитель, частное, остаток)? (Дети отвечают, как найти делимое, делитель...)

– Как записать равенство, которое позволит установить взаимосвязь между числами? (Ответы детей.)

Записываем это равенство между делимым, делителем, неполным частным, и остатком.

5 * 3 + 3 = 18 – это наше делимое

Обязательное условие – остаток меньше делителя.

– У вас у каждого есть карточки, исследуйте их. Запишите данные своего исследования, соедините линиями круги и прямоугольники.

Спрашиваю детей о результатах исследования.

– Сколько получилось кругов в каждом прямоугольнике? Сколько осталось?

Сегодня мы с вами исследовали тему: “Деление с остатком”. К какому выводу мы пришли? (Остаток меньше делителя.)

Физкультминутка

Итог урока

– Чем мы сегодня занимались? (Исследовали деление с остатком.)

– Что узнали? (Любое число можно разделить.)

– Что очень важно знать при делении с остатком? (Остаток должен быть меньше делителя.)

– Вам понравилось быть учеными? (Да!)

Закрепление: дополните выводы.

  • при делении на 3 – остаток может быть равен… (1 или 2)
  • при делении на 5 – остаток должен быть меньше… (5-ти)
  • при делении на 7 – остаток не может быть больше… (7-ми)

– На следующих уроках мы продолжим нашу исследовательскую работу. А дома вы придумайте примеры на деление с остатком, чтобы задавать их друг другу.

– Урок окончен.