Цели:
- Познакомить детей с приёмом деления с остатком.
- Закреплять приёмы внетабличного деления и умножения.
- Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить исследовательскую работу.
- Развивать интерес к предмету.
- Воспитывать чувство товарищества, сопереживания за успехи и не успехи других по классу.
Оборудование:
- На доске схемы для объяснения внетабличного деления.
- Схема с кратким условием задачи (для составления полного условия и решения)
- Карточки табличного умножения и деления на однозначное число.
- У детей индивидуальные карточки для исследовательской работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование. Я желаю вам интересного и познавательного урока, почувствовать себя маленькими учёными с большим будущим.
На доске размещены портреты ученых-математиков: Пифагора, С.В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского. Краткая информация об ученых.
– Когда учёные что-либо исследуют, они проверяют всё, что связано с предметом их изучения. И мы к своей теме изучения подготовимся путём разминки.
1. Минута чистописания
– На доске ряд чисел, найдите закономерность и вставьте пропущенные числа: 3, 6, ..., …, 15, …, …, 24
Один ребенок работает у доси, остальные ученики – в тетрадях.
– Что это за закономерность? (Разнятся на 3, делятся на 3 без остатка.)
– Какие числа делятся без остатка? (Табличное умножение, круглые, чётные.)
2. Беглый счёт
Спрашиваю ответы по действиям.
– Кто допустил ошибку?
3. Практическая работа
– Начертите отрезок b длиной 10 см.
– На какие равные части можно его разделить? (На 2, – на 5, – на 10)
– Чему равна 1/2 отрезка? (5 см)
– Чему равна 1/5 отрезка? (2см)
– Чему равна 1/10 отрезка? (1см)
Дети делят.
– Как делили отрезок? (Каждый раз на равные части.)
– У какой геометрической фигуры всего по три? Три угла, три стороны, три вершины? (Треугольник)
– Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на два слова.
- Орнитология – наука об изучении жизни птиц.
- Орнитолог – человек, занимающийся этой наукой.
- Математика – связана со всеми науками – т.к. математика – это царица наук.
– Послушайте, пожалуйста, информацию о птицах и задачи.
– Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей: – Птицы – лучшие помощники в борьбе с вредителями растений. Они помогают размножению растений. – Птицы своим пением ласкают слух и т.д.)
– Птицы заслуживают внимания и заботы человека, охраны и покровительства.
– Какие писатели писали о птицах, животных? Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Евгений Чарушин, Константин Паустовский, Саша Черный.
“Охранять природу – значит охранять Родину!” – кому принадлежат эти слова? (Михаилу Пришвину.)
Слайд “колибри”
Рис. 1
Колибри – образец великолепия, пышности и красоты тропической природы. Питается цветочным нектаром и насекомыми. Съедает за день количество пищи, которое в 2 раза больше веса тела. Колибри машут в полете крыльями так быстро (50-70 взмахов в секунду), что видны не крылья, а только тени от их движений. Всеми цветами сияют, светятся и сверкают колибри в лучах яркого тропического солнца. (Ареал обитания – Центральная и Южная Америка.)
Задача: Сколько взмахов в минуту делает колибри, если в 1 секунду делает 70 взмахов?
Дети решают задачу устно. Объясняют решение:
В минуте 60 секунд.
70*60=4 200 – взмахов в 1 минуту.
– С этой задачей вы справились успешно! А теперь послушайте информацию и задачу о другой птице.
Слайд “Королек”
Рис. 2
Желтоголовый королек гнездится в горах Кавказа в поясе темнохвойных лесов, образованных пихтой и елью. Птицы очень прожорливы. Королек весит 8-10 г, съедает за день до 17 г корма, т.е. почти в два раза больше, чем весит сама птица. Это объясняется тем, что птицы чрезвычайно подвижны и поэтому расходуют много энергии.
Задача: Во сколько раз королек съедает корма больше, чем он весит? Вес птицы – 8 г, съедает корма – 17 г.
– Как определить? Каким действием? – Правильно, делением.
– Можем ли мы разделить 18 на 5 на равные части? (Нет)
– Ребята, мы подошли к теме нашего урока: “Деление с остатком”. (Открываю тему на доске)
Этот вопрос мы и будем исследовать.
1. Вызываю 3-их детей к доске, предлагаю разделить 6 кружков между ними поровну. Затем 7 кружков, начиная по одному, затем еще по одному.
– По сколько кружков у каждого? (По 2). – Сколько осталось не разделенными? (1 кружок).
– Как это записать?
Деление предметов сопровождается записью примеров и комментированием.
6 : 3 = 2 – каждый ученик получил по 2 кружка.
7 : 3 = 2 (ост.1) – каждый ученик получил по 2 кружка и 1 кружок остался.
2. Делим 10 яблок на 3 части. На доске картинки: 3 девочки и 10 яблок.
Вызываю 1 человека, предлагаю соединить линией яблоки и девочек, начинаем по 1-му.
– По сколько яблок у девочек? (У каждой поровну, по три.)
– Сколько яблок не разделилось? (Одно яблоко осталось.)
– Как это записать?
10 : 3 = 3 (ост1).
– Ребята, мы с вами уже делили 10 на 2, 5 и 10, и , обращаю ваше внимание, что делили на равные части. Давайте вернемся к задаче про королька.
– Во сколько раз королек съедает больше корма, чем он весит?
Раскладываю магниты на доске по одному. Разделила поровну на три части по 5 магнитов в каждой, остаток – 3 магнита. – Дети, кто запишет пример на доске?
18 : 5 = 3 (ост. 3)
Обращаю внимание детей на записанные выражения.
– Что можно сказать?
18 5 3 3 Делимое Делитель Частное Остаток
– Что вы можете сказать про остаток, глядя на наши записи? (Остаток меньше делителя.)
– Запомните! Остаток всегда должен быть меньше делителя!
– Как же связаны между собой эти числа (делимое, делитель, частное, остаток)? (Дети отвечают, как найти делимое, делитель...)
– Как записать равенство, которое позволит установить взаимосвязь между числами? (Ответы детей.)
Записываем это равенство между делимым, делителем, неполным частным, и остатком.
5 * 3 + 3 = 18 – это наше делимое
Обязательное условие – остаток меньше делителя.
– У вас у каждого есть карточки, исследуйте их. Запишите данные своего исследования, соедините линиями круги и прямоугольники.
Спрашиваю детей о результатах исследования.
– Сколько получилось кругов в каждом прямоугольнике? Сколько осталось?
Сегодня мы с вами исследовали тему: “Деление с остатком”. К какому выводу мы пришли? (Остаток меньше делителя.)
Физкультминутка
Итог урока
– Чем мы сегодня занимались? (Исследовали деление с остатком.)
– Что узнали? (Любое число можно разделить.)
– Что очень важно знать при делении с остатком? (Остаток должен быть меньше делителя.)
– Вам понравилось быть учеными? (Да!)
Закрепление: дополните выводы.
- при делении на 3 – остаток может быть равен… (1 или 2)
- при делении на 5 – остаток должен быть меньше… (5-ти)
- при делении на 7 – остаток не может быть больше… (7-ми)
– На следующих уроках мы продолжим нашу исследовательскую работу. А дома вы придумайте примеры на деление с остатком, чтобы задавать их друг другу.
– Урок окончен.