Цели:
- Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости согласного звука.
- Развивать орфографическую зоркость при чтении текстов.
- Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Оборудование: модели звуков, игрушечный автомобиль, карточки со словами, схемы маршрута.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь, поудобнее,
Начнём скорей урок.
II. Актуализация знаний учащихся
1. Чтение текста в “Русской азбуке” на с. 197.
2. Викторина по правилам дорожного движения.
– Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар.)
– В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (Влево.)
– На какой свет светофора следует переходить улицу?
– Какие опасности могут подстерегать во дворе твоего дома? (Например, задний ход машины, открытый люк, незагороженные ремонтные работы и т. д.)
– Сформулируйте правила перехода через дорогу.
Вывод:
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
III. Постановка учебной задачи
Игра “Живые картинки”
Учитель показывает с помощью игрушечного автомобиля: ехал, съехал, подъехал, объехал.
– Как вы ребята думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого слова, записанные на доске:
Познакомимся…
Научимся…
Узнаем…
Путь наш будет нелегкий. У каждого на столе лежит схема нашего пути. Если вы достигли намеченной цели, то положите понравившуюся машинку на нашу дорогу. И обязательно покажите настроение водителя на каждом отрезке пути.
IV. Работа над новым материалом
– Итак, мы сегодня будем изучать букву ъ.
– А какой же звук обозначает ъ?
Назовите его.
– Какая работа у этой буквы?
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
1. Чтение слов.
сел
съелехал
съехалобедал
объедал
2. А теперь послушайте, какая история приключилась с Машей. Подумайте и скажите, какую ошибку допустила Маша.
Объеденная скатерть
На чистую скатерть Маша пролила чернила. Чтобы смягчить гнев мамы, она написала записку, а сама спряталась. Каково же было удивление Маши, когда она услышала смех:
– Маша, неужели ты так проголодалась, что съела скатерть?! Какую ошибку сделала Маша в своей записке?
(Ответ: Маша написала: “Мамочка, не ругай меня за объеденную скатерть”.)
3.Запись букв, слов, предложений в Прописи.
– Отметьте настроение в маршрутном листе, после выполнения этого задания.
V. Физкультминутка
По шоссе бегут машины,
В темноте шуршат их шины,
Огоньки и там тут,
В дальний путь меня зовут.
VI. Закрепление изученного материала
1. Словарная работа.
– Выразите смысл одним словом.
- Растолковать, сделать понятным. (Объяснить.)
- Недоеденные куски. (Объедки.)
- Вход в здание. (Подъезд.)
- Снежная буря, метель. (Вьюга.)
- Почтовый служащий, разносящий почту. (Почтальон.)
- Мясной отвар. (Бульон.)
- Идущий в пищу, пригодный для еды. (Съедобный.)
- Почтовое отправление. (Письмо.)
2.Работа по “Русской азбуке” с. 200-201.
3. Давайте поиграем.
Лесенка.
– ъ – –
– – ъ – –
– – – ъ – – –
(Возможный вариант ответа: съел, объел, подъезд.)
Слово рассыпалось.
ЛЪЕС (съел).
VII. Итог урока
Подведение итогов по схемам. Определение настроения учащихся.
– С какой буквой познакомились?
– Чем она отличается от других?