Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой твердый знак" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для раздельного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости согласного звука.
  • Развивать орфографическую зоркость при чтении текстов.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Оборудование: модели звуков, игрушечный автомобиль, карточки со словами, схемы маршрута.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь, поудобнее,
Начнём скорей урок.

II. Актуализация знаний учащихся

1. Чтение текста в “Русской азбуке” на с. 197.
2. Викторина по правилам дорожного движения.

– Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар.)

– В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (Влево.)

– На какой свет светофора следует переходить улицу?

– Какие опасности могут подстерегать во дворе твоего дома? (Например, задний ход машины, открытый люк, незагороженные ремонтные работы и т. д.)

– Сформулируйте правила перехода через дорогу.

Вывод:

Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.

III. Постановка учебной задачи

Игра “Живые картинки”

Учитель показывает с помощью игрушечного автомобиля: ехал, съехал, подъехал, объехал.

– Как вы ребята думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

– Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого слова, записанные на доске:

Познакомимся…
Научимся…
Узнаем…

Путь наш будет нелегкий. У каждого на столе лежит схема нашего пути. Если вы достигли намеченной цели, то положите понравившуюся машинку на нашу дорогу. И обязательно покажите настроение водителя на каждом отрезке пути.

IV. Работа над новым материалом

– Итак, мы сегодня будем изучать букву ъ.
– А какой же звук обозначает ъ? Назовите его.
– Какая работа у этой буквы?

Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!

1. Чтение слов.

сел
съел
ехал
съехал
обедал
объедал

2. А теперь послушайте, какая история приключилась с Машей. Подумайте и скажите, какую ошибку допустила Маша.

Объеденная скатерть

На чистую скатерть Маша пролила чернила. Чтобы смягчить гнев мамы, она написала записку, а сама спряталась. Каково же было удивление Маши, когда она услышала смех:

– Маша, неужели ты так проголодалась, что съела скатерть?! Какую ошибку сделала Маша в своей записке?

(Ответ: Маша написала: “Мамочка, не ругай меня за объеденную скатерть”.)

3.Запись букв, слов, предложений в Прописи.

– Отметьте настроение в маршрутном листе, после выполнения этого задания.

V. Физкультминутка

По шоссе бегут машины,
В темноте шуршат их шины,
Огоньки и там тут,
В дальний путь меня зовут.

VI. Закрепление изученного материала

1. Словарная работа.

– Выразите смысл одним словом.

  • Растолковать, сделать понятным. (Объяснить.)
  • Недоеденные куски. (Объедки.)
  • Вход в здание. (Подъезд.)
  • Снежная буря, метель. (Вьюга.)
  • Почтовый служащий, разносящий почту. (Почтальон.)
  • Мясной отвар. (Бульон.)
  • Идущий в пищу, пригодный для еды. (Съедобный.)
  • Почтовое отправление. (Письмо.)

2.Работа по “Русской азбуке” с. 200-201.

3. Давайте поиграем.

Лесенка.

– ъ – –

– – ъ – –

– – – ъ – – –

(Возможный вариант ответа: съел, объел, подъезд.)

Слово рассыпалось.

ЛЪЕС (съел).

VII. Итог урока

Подведение итогов по схемам. Определение настроения учащихся.

– С какой буквой познакомились?
– Чем она отличается от других?