Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


У нас, воспитателей, великая и почетная миссия вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: Я постиг цель воспитателя.

Василий Александрович Сухомлинский

Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение.

В 2005 году я была назначена на должность классного руководителя в 1 “А” классе. В классе обучалось 25 человек.

Передо мной как классным руководителем встали задачи: найти методы развития классного коллектива, а так же интеллектуального и духовно-нравственного воспитания каждого ребенка. Я остановилась на программе Л.А.Гусаровой “Восхождение к истокам”.

Цель программы: пробудить в детях интерес к народной культуре, помочь обрести точку опоры, правильный ориентир в жизни, который поможет противостоять жизненным трудностям.

Курс построен на мудрых духовных принципах:

  • Познай самого себя;
  • Живи для тех, кто тебе дорог;
  • Ищи истину;
  • Служи людям;
  • Твори добро;
  • Верь, надейся, люби людей, землю, Родину.

Задачи программы:

  • Обогащение знанием народных традиций;
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в этом мире;
  • Становление активной жизненной позиции;
  • Воспитание потребности учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Программа каждого класса состоит из четырех разделов:

  1. “Восхождение к истокам самопознания”
  2. “Восхождение к истокам общечеловеческих ценностей”
  3. “Восхождение к истокам родной культуры”
  4. “Восхождение к истокам календарной обрядовой культуры и православных праздников”.

Раздел “Восхождение к истокам самопознания” дает возможность ребенку понять себя и помочь “сотворить себя самому”, то есть сознательно выстраивать собственную жизнь.

Здесь мы с ребятами беседовали на такие темы, как “Кто я? Где и когда я родился?”, “Мое имя, отчество, фамилия. Знакомство с церковными Святцами”, “Моя семья и взаимоотношения ее членов”, “Мой характер. Что в нем нравится, а что хотелось бы изменить”, “Семейные реликвии”.

Включение в программу раздела “Восхождение к общечеловеческим ценностям” дает возможность проявлению гуманных качеств личности, нацеливает на выработку навыков культуры поведения.

Работая по этому разделу, мы с ребятами учились быть воспитанными, изучали этикет, а на классных часах разбирали серьезные темы “Легко ли быть добрым?”, “Доброе отношение к миру”, “Милосердие, в чем оно проявляется”, “Что есть Человек на Земле?”. С каждым годом рассуждения детей становились все серьезнее, глубже.

Раздел программы “Восхождение к истокам родной культуры” знакомит нас с культурным наследием малой Родины, родной страны в целом через фольклор, православную литературу.

Раздел “Восхождение к истокам календарной обрядовой культуры и православных праздников” направлен на приобщение к различным видам календарной обрядовой культуры: заклички, игры, ритуальная еда, обычаи, обряды, хороводы, а также знакомство с основными православными праздниками.

В ходе реализации программы мной были использованы следующие формы: коллективные творческие дела, праздники, игры, тренинги, часы общения, знакомящие с историей, традициями родной школы, Наро-Фоминска; внеклассные мероприятия, способствующие раскрытию талантов детей, встречи с прекрасным, походы в музей, выезды в театры, на концерты, предметные недели, олимпиады; интеллектуальные игры, использование связей с детской музыкальной школой, детской хореографической школой,.

Педагоги знают, как иногда тяжело проходит у некоторых детей адаптация к школьному обучению. Поэтому в начале первого класса провела тренинговые занятия “Я учусь владеть собой” (автор Н.Р.Слободяник), направленные на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у ребенка. А так же цикл игровых занятий, направленных на формирование и развитие умения общаться. Помогало второе образование – психологическое.

С первых дней мы активно включились во внешкольную жизнь. Это и выступление на линейке 1 сентября, участие в осенней ярмарке, поздравление педагогов на Дне учителя, посвящение в первоклассники, “Прощание с Азбукой”, концерт для пап, а затем и праздничное поздравление для мам. Очень весело прошел праздник “Традиции русского чаепития”. Ребята познакомились с ритуалом чаепития, узнали правила заваривания чая, участвовали в интересных конкурсах. Праздник закончился совместным чаепитием.

А еще мы с ребятами до сих пор вспоминаем наш самый-самый первый урок – урок Знаний. Тогда 1 сентября мы с ними создали нашу первую коллективную работу – букет цветов в корзине, где в серединке каждого цветка было фото моего маленького первоклассника. Мы до сих пор бережно храним эту работу в классе.

По собственным наблюдениям, а также анализу диагностики психолога по первому году были сделаны следующие выводы:

  • у детей очень быстро и спокойно прошла адаптация к школьному обучению;
  • в классе сложилась доброжелательная обстановка и благоприятный психологический микроклимат;
  • у ребят сформировались коммуникативные умения и навыки;
  • дети овладели техникой выразительной декламации;
  • обогатился словарный запас, расширился кругозор у учащихся.

И вот мои ребята уже во втором классе.

В первый учебный день мы встретились с ребятами в школьном музее, где познакомились с историей нашей школы, узнали, в честь кого названа наша школа, встретились с ветераном Великой Отечественной войны. Услышали от нее историю нашего родного города в те страшные годы.

А еще я старалась организовать для ребят интересные экскурсии и поездки. Мы побывали в нашем историко-краеведческом музее, где познакомились с историей нашего родного Наро-Фоминска, ездили в Москву в театр Сатиры на спектакль “Малыш и Карлсон”, а еще мы кормили настоящих страусов в парке Птиц в деревне Воробьи Калужской области.

В результате кропотливой работы среди детей выявились талантливые и одаренные дети. Среди нас есть замечательная певица – чистый, звонкий голосок. Леночка – неоднократный победитель и лауреат многих музыкальных районных фестивалей и смотров. А еще Юля и Настя очень серьезно занимаются в хореографической школе. А еще мы очень хорошо рисуем, поем и выразительно читаем. У каждого в классе есть свой талант!

И поэтому, когда в школе проводился конкурс “Две звезды” мы от класса подали заявку на три номинации: песня, танец, декламация. Наш класс в этом конкурсе победил и был награжден грамотой за активное участие, а так же сладким подарком – большим вкусным пирогом. Мы с огромным удовольствием его съели за общим чаепитием. Ведь это была победа не только отдельных ребят, но и всего класса.

А так же мы выступили на районном Фестивале детско-юношеского творчества с литературно-музыкальной композицией, посвященной Году славянской письменности в России, где заняли первое место.

Впервые мои ребята приняли участие и в интеллектуальном конкурсе по языкознанию “Русский медвежонок”. Старт был весьма удачным – 3 место по Московской области.

И ВОТ МЫ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ.

  • в рамках Открытого урока Чтения провели конкурс “Лучшего инсценирования стихотворения”, где ребята проявили полную самостоятельность, начиная от выбора произведения до подготовки необходимого реквизита. Нашим жюри были второклассники, которые с удовольствием наблюдали за этим мини-спектаклем;
  • впервые приняли участие в школьной научно-практической конференции “Шаг в будущее” с проектом “Творческая мастерская по изготовлению диафильма по русским народным сказкам”;
  • на районном Фестивале детско-юношеского творчества, посвященном Году семьи, в номинации “Фольклор” со своей сказкой “Репка” стали лауреатами;
  • приняли активное участие в Неделе начальной школы, посвященной Году семьи: подготовили газету-фоторепортаж “Самая дружная семья”, участвовали в конкурсах сочинений и рисунков “Моя семья”, ребята были награждены грамотами и ценными подарками;
  • были награждены грамотой как самый активный класс в конкурсе сочинений “Здоровый образ жизни – это …”
  • для учащихся начальной школы провели праздник “Осень, осень, милости просим…”, где познакомили с основными осенними праздниками, приметами, традициями празднования, играми и хороводами, песнями. Час “погружения” в родную историю прошел на одном дыхании. И это говорит о том, что ребятам интересно знакомиться с историей своего народа, и они готовы получать эти знания;
  • посещали историко-краеведческий музей, побывали в Московском океанариуме, в музее Дарвина, в музее имени А.С.Пушкина, театре имени Н.Сац, в театре Маяковского, в музее космонавтики;
  • в международном конкурсе “Русский медвежонок” заняли 3 место по Наро-Фоминскому району, приняли участие в конкурсе “Золотое Руно”.

Незаметно пролетело время. Скоро я со своими ребятами попрощаюсь. Но за этот год мы успели очень много:

  • В рамках учебного плана у нас выделен предмет “Введение в историю”. Свои знания мы продемонстрировали учителям истории во время их семинара, который проходил на базе нашей школы. Знания детей по истории Родины, их умение логически верно выстроить свои ответы, работа с интерактивной доской произвели впечатление на педагогов.
  • А на семинаре директоров школ Наро-Фоминского района мы с ребятами показали праздник “Рождественские колядки”, а так же интерактивную игру “Хочу все знать”.
  • Мы с ребятами приняли участие в викторине, посвященной 100-летию со дня рождения Н.Носова. Участники были награждены грамотами и призами.
  • Стали лауреатами на школьной научно-практической конференции “Шаг в будущее” с проектами “Что мы знаем о вулкане? Изготовление модели вулкана”, “Печатных дел мастера. Изготовление книги загадок печатным способом”.
  • На районной научно-практической конференции “Мир глазами ребенка” с данными проектами заняли 2 место.
  • Неоднократно посещали художественную галерею при ГДК “Звезда”, концерты в детской музыкальной школе, ездили в Москву на цирковое представление братьев Запашных “Камелот”, мюзикл “Красавица и Чудовище”.

Все это, мне кажется, было бы просто невозможно без активного участия и помощи родителей моих ребят.

Все воспитание начинается в семье. И нравственное воспитание имеет свои корни в семье. Родители моих воспитанников научили своего ребенка вести себя в различных ситуациях, жить в согласии с другими людьми, уметь терпеливо слушать окружающих. А это и есть основы духовно-нравственного воспитания. У нас в классе нет проблемных семей, ребята гордятся своими родителями.

Стараюсь использовать разнообразные формы и технологии работы с родительским коллективом: родительские собрания, конференции, тренинговые занятия, родительские университеты, индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Результаты работы с родителями:

  • Родители – активные помощники во всех моих начинаниях. Благодаря их усилиям у нас всегда красивые декорации и костюмы для выступлений; во время наших чаепитий – богатый и нарядный стол.
  • Родители всегда посещают наши мероприятия в качестве самых любимых зрителей и группы поддержки.
  • Родители с первого класса очень сдружились друг с другом, постоянно общаются и в курсе всех наших классных и школьных дел.
  • Благодаря спонсорской помощи со стороны родителей – наш класс один из самых красивых и оборудованный.
  • Я никогда не устаю благодарить своих родителей за любую помощь: на родительских собраниях, на педагогических советах, на праздничных мероприятиях.

Я уверена, что, только взаимодействуя, мы достигли с ребятами и родителями таких результатов. И я очень надеюсь, что наши усилия не пропадут даром и все то, доброе, хорошее останется у каждого моего воспитанника в средней и старшей школе, а также и в будущем.

И в сплетении рук,
И в сиянии глаз – мы вместе.
Льется радуга знаний,
Надежд и исканий – мы вместе.
Все преграды сметая,
Пробивая дорогу, мы вместе,
Мы вместе!

Приложение 1

Библиографический список

  1. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи// Воспитание школьников № 3, 1998.
  2. Виноградова Г.Г. Лавриченко В.П. Откуда азбука пришла // Читаем
    учимся, играем. 200, № 2, С.8.
  3. Гусарова Л.А. “Восхождение к истокам” – программа духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста.
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.М: Тера,1995.
  5. Духанин В. Сокровенный мир православия,М.: Издательский совет русской православной церкви, 2006.
  6. Дереклеева Н.И. Классный руководитель, М.:Вербум.М, 2001.
  7. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2003.
  8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие – М.: Генезис, 2000.
  9. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1980. С.123.