Цели:
обучающая: привести в систему знания
учащихся по теме “Волжская Булгария в Х – начале
ХIII вв.”;
Межпредметные и межкурсовые связи: всеобщая история, история России, география, обществознание.
Задачи урока: 1) актуализация знаний учащихся путём проведения мотивационной беседы; 2) обобщение пройденного через: выполнение индивидуальных проблемных заданий (на основе работы с фрагментами исторических документов и с исторической картой); толкование учащимися отдельных терминов (в контексте актуализации знаний); тестирование (с использованием слайд-программы и комплекта дидактического материала), в т.ч. компьютерное; формулирование учащимися ответа на заключительный вопрос, предполагающий проведение исторических параллелей.
Место урока в учебном плане: урок завершает изучение одноименной зачетной темы курса истории татарского народа и Татарстана в 10 классе полной средней школы.
Тип урока: урок обобщения с элементами эвристической беседы.
Вид урока: модульный урок.
Учебная литература: История Татарстана: Учеб. пособие. – Казань: ТаРИХ, 2001. – С.34-55; Прокофьев А.М. Тестовые задания по истории Татарстана. – Казань: ТаРИХ, 2003. – С.13-19.
Дополнительная литература: Древняя Казань глазами историков и современников / Составители и авторы комментариев Ф.Ш. Хузин, А.Г. Ситдиков. – Казань: Фест, 1996; Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама / Перераб. С. Шамси. – М.: МИФИ-Сервис, 1992.
Методическое обеспечение: рабочие листы урока, слайд-программа, комплекты дидактического материала по теме.
Техническое оснащение: мультимедиа проектор, экран, рабочий компьютер учителя.
План урока:
- введение (мотивационная беседа);
- первый модуль (эвристическая беседа, выполнение индивидуальных проблемных заданий на основе работы с фрагментами исторических документов и с исторической картой);
- второй модуль (эвристическая беседа, работа с заданиями слайд-программы);
- третий модуль (тестирование, в т.ч. компьютерное);
- заключение (итоговый вывод, выставление оценок).
План-конспект
Эпиграф урока:
“Я не верю любви к Отечеству, которая
презирает его летописи и не занимается ими.
Должно приучить россиян к уважению
собственного”. Спросите нас: – Откуда вы? |
Вводное слово учителя
Учитель: Здравствуйте!
Этими словами мы начинаем наш сегодняшний урок.
Обратите внимание, что в его эпиграфе
присутствует взаимосвязь между понятиями
большой и малой родины. Действительно, история
России – это и история каждой российской семьи,
это и история городов и сел нашей страны, это и
история каждого российского этноса, это и
история каждого российского региона, будь то
край, область или республика.
“Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой…”, – эта фраза, звучащая в тексте гимна Российской Федерации, становится понятной при нашем обращении к историческому прошлому любого уголка России, где бы он “… от южных морей до полярного края…” ни располагался.
Одним из таким уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является Республика Татарстан, первым опытом государственности на территории которой являлась Волжская Булгария.
Приведению в систему ваших знаний по теме “Волжская Булгария в Х – начале ХIII вв.” и посвящен наш сегодняшний урок.
И здесь изначально мне следует сделать несколько оговорок.
Во-первых, на наших предыдущих встречах мы уже рассмотрели особенности возникновения Волжской Булгарии, а также основные тенденции ее экономического, социального, политического и духовного развития.
Во-вторых, в качестве учебника мы использовали самое рациональное, на мой взгляд, из существующих сегодня учебное пособие по истории Татарстана, рассчитанное на уровень основной школы. Что же касается условий 2-го концентра, т.е. в данном случае 10-го класса, то дополнением на сей счет может служить целый круг дополнительной литературы научного, научно-популярного, краеведческого, энциклопедического и справочного характера, позволяющего провести соответствующие параллели как между новым материалом и ранее изученным, так и между историей татарского народа и Татарстана и другими общественными дисциплинами (всеобщей историей, историей России, обществознанием), выводя обобщаемый нами сегодня материал на проблемный, причинно-следственный уровень.
В-третьих, форма проведения сегодняшнего урока предполагает активное использование обратной связи между учениками и учителем и поэтому структура урока выглядит следующим образом:
– Итак, мы начинаем.
Первый модуль
Учитель: История Волжской Булгарии – это история одного из крупнейших средневековых государств Восточной Европы, это большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья, прежде всего татарской нации.
Волжская Булгария – первое государство в крае, на территории которого проживали прямые предки современных татар. По уровню экономического, социального, политического и культурного развития она ничем не уступала не только своему соседу – Киевской Руси, а также русским княжествам периода феодальной раздробленности, – но и западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из ярких средневековых цивилизаций Европы.
Я предлагаю вам ответить на мой первый вопрос: “Можно ли существование Волжской Булгарии считать примером локальной цивилизации и почему”?
Для того, чтобы на него ответить, необходимо вспомнить два основных подхода к изучению исторического прошлого, и кроме того, один из них – цивилизационный – рассмотреть в контексте стадиальной и локальной составляющих.
Кроме того, касаясь проблематики локальных цивилизаций, можно, например, вспомнить теорию культурно-исторических типов Николая Данилевского.
Ответ учащегося.
Учитель: Мы уже упомянули факт создания булгарами одной из ярких средневековых цивилизацией Европы. Вообще о переходе человечества от первобытности к цивилизованному развитию можно судить по целому ряду признаков. Так, становление государства – это особенность политического характера, появление неравенства – социального, возникновение письменности – культурного (или духовного).
Какие особенности экономического развития можно считать признаками перехода булгар от первобытности к цивилизованному развитию?
Ответ учащегося.
Учитель: А сейчас я хотел бы предложить вашему вниманию отрывки из исторических документов:
“Булгары все живут в юртах. Юрта же царя очень большая, вмещает более тысячи человек и устлана армянскими коврами” (Ибн Фадлан, начало Х в.).
“Болгары – народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и другие” (Ибн Русте, арабский географ начала Х в.).
“Булгары и привезоша жито (хлеб) и тако ожиша” (“Повесть временных лет” о голоде 1024 г. в Суздальской земле).
Какие выводы об особенностях экономического развития Волжской Булгарии можно по ним сделать?
Ответы учащихся.
Учитель: Своеобразным катализатором изменений в экономической сфере общественной жизни явилось становление и развитие Великого Волжского торгового пути, который соединил Булгарию не только со своими ближайшими соседями, но и, выражаясь современным языком, со “странами дальнего зарубежья”.
Контакты булгар, в частности, со скандинавами протекали на фоне волн торгово-экономической активности по нему различных народов. Среди находок Х в. из городов Волжской Булгарии – целый комплекс вещей североевропейского происхождения. Наиболее интересными из них являются находки каролингских мечей и их фурнитуры (мечи и их детали, наконечники ножен).
Сопоставление с рядом других находок, в т.ч. деталей костюма, позволило сделать вывод о неслучайном их характере. Все они так или иначе связаны с военно-дружинным бытом, а мечи, как редкое и дорогое оружие, использовались, в основном, военной знатью. Именно она, военная знать, находилась на одной из верхних ступеней социально-политической пирамиды Волжской Булгарии.
Реконструируя ее в целом, следует отметить, что этажи социально-политической лестницы выглядели следующим образом:
1-й, верхний уровень – глава государства, или … (и вновь вопрос для вас: “Назовите титул главы Волжской Булгарии”);
(Ответ учащегося.)
2-я ступень сверху – вожди подвластных племен;
3-я ступень – высшие чиновники государственного аппарата, или … (Назовите специфический термин, которым они обозначались);
(Ответ учащегося.)
4-я ступень – представители родоплеменной знати, или …
(Ответ учащегося.)
5-я, нижняя ступень привилегированной части феодальной лестницы – приближенные главы государства, его друзья, или …
(Ответ учащегося.)
Основную же часть булгарского социума составляло податное население, в большей части (коль скоро Волжская Булгария – это пример аграрного общества) занимавшееся сельским хозяйством, т.е. крестьянство.
И вновь вопрос учащимся: “Сравнивая различные археологические находки, можно ли сказать, что Волжская Булгария – это общество, в недрах которого произошли первое, второе и третье общественные разделения труда”?
Ответ учащегося.
Учитель: Картографирование различных находок демонстрирует, что все они концентрируются близ городских центров Булгарии. Археологи свидетельствуют о существовании здесь значительного числа городских поселений.
Задание учителя для работы с картой “Города Волжской Булгарии”.
Учитель: Перед вами карта Волжской Булгарии. Какими порядковыми номерами на ней обозначены города
Биляр, бывший центром расселения пришедшего сюда вместе с булгарами племени барсилов и являвшийся столицей страны в период ее расцвета;
Булгар – одна из столиц Волжской Булгарии; город, близ которого на берегу Волги, чуть ниже впадения в нее Камы располагался знаменитый Ага-Базар;
Сувар – один из трех самых знаменитых булгарских городов, центр расселения племени савиров (или суваров);
Ошель как центр расселения племени аскелов (эсегелов); город на правобережье Волги;
Кашан, находившийся на правом берегу Камы близ ее устья;
Джукетау, чьи развалины находятся у западной окраины Чистополя;
Алабуга, отметившая в августе нынешнего года свое тысячелетие;
Казань?
Учитель: Как мы только что отметили, в числе этих городов была и Казань, новейшие свидетельства о времени возникновения которой относят ее появление к рубежу Х-ХI вв. По данным археологических исследований, первоначально Казань занимала северо-восточную оконечность кремлевского холма.
Крепость эта была довольно хорошо укреплена. Во время последних раскопок на кремлевском холме археологи сделали целый ряд важнейших открытий, позволивших уточнить дату образования раннего поселения и представить его характер. Среди находок обломки горшков, характерных для гончарных традиций Хазарского каганата, обломок восточного дирхема, бусы из стекла и полудрагоценных камней, медные браслеты, а также бронзовая накладка для конской сбруи.
Сенсационной находкой стала свинцовая подвеска (или печать-?) с оттиском чешской монеты первой половины Х в., которая указала на контакты булгар со странами Средней Европы и явилась серьезным поводом для корректировки возраста Казани.
Вообще же, говоря о возрасте Казани, следует отметить, что существует (или существовало) несколько версий.
Как вы думаете, к какой из них имеет отношение следующий отрывок из “Казанской истории” середины ХVI в.?
“Бысть же на Каме на реке старый град, именем Брягов, оттуду же прииде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177) и обрете место на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми <…> и бысть Казань стольный град, вместо Брягова <…>”.
Ответ учащегося.
Учитель: Что же касается происхождения названия Казани, то и тут существует несколько версий. Самой распространенной из них является легенда, связанная с тем, что некий княжеский служитель (или девушка), черпая из реки близ кремлевского холма воду, уронила (или уронила) в нее котел (казан), отчего и река, и сам город стали называться Казанью. А какие версии происхождения названия города вам известны? Какой из них вы отдаете предпочтение? Почему?
Ответ учащегося.
Учитель: Если вы спросите меня, какой из них я отдаю предпочтение, то однозначного ответа на сей счет вы не получите. Дело в том, что, на мой взгляд, равные шансы на существование имеют два предположения: первое связано с реальным подтверждением рационального зерна упомянутой выше легенды, а именно: рельеф центральной части города своими холмами и котловинами напоминает котел; второе же предполагает взаимосвязь наименования города с его географическим расположением. В древнебулгарском языке слово “каз” означало “конец, окраина, граница, предел чего-либо”. Таким образом, слово “Казань” можно перевести как “город, основанный на границе (в данном случае на северо-западной) Волжской Булгарии”.
Учитель: А сейчас, дорогие друзья, заключительные вопросы первого модуля нашего сегодняшнего урока:
Вопрос 1. История Волжской Булгарии насчитывает несколько этапов. Назовите их.
Вопрос 2. Одним из важнейших событий периода становления булгарской государственности является принятие ислама. Какую роль оно сыграло в истории Волжской Булгарии?
Задание 3. Прочитайте отрывок из русской летописи:
“В лето 6493 (985) <…>. Иде Володимер на Болгары с Добрыною с войском своим <…> берегом приведе на конях и победи Болгары. Рече Добрына Володимеру: “Осмотрел я пленных, они суть все в сапогах, такие дани нам не захотят давати, пойдем искать лапотников. И сотвори мир Володимер с Болгары и дали клятву меж собою <…>. И приде Володимер к Киеву <…>”.
О каких событиях, связанных с историей Волжской Булгарии, идет в нем речь?
Ответы учащихся.
Второй модуль
В первом блоке вопросов учитель предлагает учащимся соотнести названия городов Волжской Булгарии (упоминавшиеся в первом модуле урока) с располагавшимися там городскими объектами.
Второе задание отталкивается от изображения государственного герба современной Республики Татарстан.
Какую связь с историей Волжской Булгарии можно обнаружить в его главном элементе?
Третья тематическая подборка связана с памятниками казанской городской скульптуры (поочередно высвечиваемыми на экране), один из которых запечатлел деятеля булгарской культуры. Необходимо найти и назвать его.
Ответы учащихся.
Третий модуль
Третий модуль – это тестирование, структура вопросов которого приближены к формулировкам групп заданий А и В Единого государственного экзамена по истории России.
Примеры вопросов:
1. Основная территория Волжской Булгарии располагалась:
а) в Западном Закамье;
б) в Восточном Закамье;
в) на правобережье Волги;
г) на правобережье Камы.
2. Одним из исследователей жизни Волжской Булгарии начала Х в. был:
а) византийский император Константин Багрянородный;
б) русский путешественник Афанасий Никитин;
в) арабский географ Ибн Русте;
г) местный богослов Ахмед ал-Булгари.
3. Установите соответствие между городами Волжской Булгарии и их характеристиками. Города:
а) Сувар;
б) Болгар;
в) Биляр;
г) Джукетау.
Характеристики:
1) “Великий город”;
2) его развалины находятся близ современной деревни Татарский Городок;
3) внешнеторговый центр Волжской Булгарии, близ которого располагался Ага-Базар;
4) центр расселения нижнекамской группы булгар; 5) центр расселения правобережной группы булгар.
4. Внешнеполитические связи Волжской Булгарии с русскими землями:
а) носили исключительно мирный, торговый характер;
б) носили исключительно военный, агрессивный характер;
в) периодически обострялись из-за вмешательства Хазарского каганата;
г) периодически обострялись из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.
5. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
а) принятие Волжской Булгарией ислама;
б) принятие Киевской Русью христианства;
в) заключение между Волжской Булгарией и Киевской Русью “вечного мира”;
г) основание Казани.
6. Духовная культура Волжской Булгарии:
а) носила преимущественно светский характер;
б) носила преимущественно религиозный характер;
в) была обращена к ценностям европейской цивилизации;
г) сочетала в себе особенности влияния как западной, так и восточной цивилизаций.
Ключ к тестам: 1-а; 2-в; 3: А-2, Б-3, В-1, Г-4; 4-г; 5-А,В,Б,Г; 6-б.
Заключение
Учитель: Таким образом, мы обобщили сегодня тему, связанную со становлением и развитием первого государственного образования на территории современного Татарстана – Волжской Булгарии.
Понятно, что в отведенное нам время мы остановились лишь на некоторых аспектах характеристики булгарской цивилизации, но, тем не менее, думаю, что логическим завершением нашего разговора был бы наш совместный ответ на мой заключительный вопрос: “Чем современные цивилизации (в т.ч. татарский мир) обязаны цивилизации волжских булгар”?
Наверно, было бы логичным разделить его на две составляющих: вначале отметить то, чем цивилизации волжских булгар обязана современная Республика Татарстан, и, во-вторых, ответить на вопрос: “Чем цивилизации волжских булгар обязан весь современный мир”?
Ответы учащихся.
Подведение итогов урока
Выставление оценок. Выдача домашнего задания.
Заключительные слова учителя:
Я благодарю вас за активную работу на сегодняшнем уроке и хочу завершить его известной цитатой К.С. Станиславского: “Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим”.
Хочется надеяться, что сегодняшний к таковым не относится. Урок закончен. До свидания.