Содержание
Позвоночник состоит из 32–33 позвонков, тесно связанных между собою. Сюда входят 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4 крестцовых и 3–4 копчиковых.
Шейные позвонки имеют седловинную форму,
высота их увеличивается от верхнего шейного до
седьмого. Размер грудных позвонков постепенно увеличивается в каудальном направлении. Поясничные позвонки характеризуются тем, что их тело превосходит по величине все остальные позвонки. Позвоночник является крепкой и достаточно устойчивой основной нашего тела. Опорой для него служит крестец, который к юношескому возрасту представляют единую кость. Позвонок имеет вид костного кольца, наиболее массивная часть-тело находится спереди кольца, а дуга замыкает кольцо. Каждая пара позвонков образует друг с другом 2 сустава. Суставы позвоночника позволяют иметь подвижность кпереди, кзади, в стороны и вокруг оси. |
![]() |
Осанкой называется привычная поза человека во время занятий, в покое и в движении, при которых он без напряжений сохраняет прямое положение туловища и головы. Это поза обеспечивается, главным образом, позвоночником. Однако, кроме него, для создания нормальной осанки важное значение имеет положение головы, лопаточно-плечевого сочленения, таза, а также равновесие мышц, расположенных по сторонам от позвоночника.
Нормальная осанка характеризуется:
|
![]() |
Известно, что у детей в дошкольном возрасте формируется осанка, в эти же годы она часто и нарушается. Причин тому много: неправильная поза при сидении, стоянии, ходьбе; плохо подобранная мебель, одежда, обувь; недостаточно калорийная и витаминизированная пища и т.п.
Но главное-слабость мышечных групп. Если их не тренировать, у ребенка могут возникнуть такие отклонения в осанке, как сколиоз, кифоз и т.п.
Умение правильно держать свое тело не только придает приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние здоровья, на жизнедеятельность всего организма ребенка. Поэтому в утреннюю гимнастику целесообразно включать упражнения корректирующего характера, например: лежа на животе приподнять ноги от пола, руки развести в стороны; ходить на носках, пятках.
Очень полезно, как для развития позвоночника, так и для укрепления мышц живота упражнения: наклоны, повороты в сторону, приседание, сгибание и разгибание ног, поднимание прямых ног.
Существует 3 степени развития фронтальных дефектов осанки:
1) имеется небольшое нарушение осанки, легко устраняемое мобилизацией внимания ребенка;
Упражнение для осанки
После контроля за осанкой отойдите от стены, как можно дольше удерживая правильное положение тел.
![]() |
Пружинящие наклоны вперед прогнувшись (6–8
раз). Удержание прогнутого положения, активно отводя лопатки назад по 4–6 сек (4–6 раз). Маховые движения ногами назад, смотреть вперед (20–30) раз правой и левой ногой. В стойке на коленях прогнуться, опереться на пятки и удержать положение. (6–8 раз). Стоя на шаг от стены, прогнуться, удерживая положение 5–6 сек. Чередовать с наклонами вперед. 2) Количество симптомов, характеризующих дефект осанки увеличивается полностью исправить дефект можно подвешиванием или разгрузкой в горизонтальном положении больного, определяется некоторые боковые искривление позвоночника; 3) Эта же комбинация дефекта осанки с начальной фазой бокового искривления позвоночника. Благоприятными условиями для развития нарушений осанки являются постоянное ношение грудного ребенка на одной руке или вождение детей всегда за одну и ту же руку. Отрицательное влияние на осанку может иметь правильно положение ребенка во время сна – на одном боку. |
Особого внимания заслуживает начальный школьной период в жизни ребенка: неправильное положение тела при выполнении уроков, неудобная парта и ряд других причин приводят к развитию дефектной осанки.
Следует с раннего возраста приучить ребенка к гигиеническим процедурам, закаливать организм, привлекать к физической культуре, обеспечить нормальный отдых.
Сколиоз. Деформация позвоночника в виде бокового дугообразного искривления, именуемого сколиозом, относится к одной из наименее разрешенных проблем ортопедии. Это заболевание встречается у детей дошкольного и школьного возраста.
Во многих случаях заболевание начинается с нарушения осанки, которое в дальнейшем, если не принять соответствующие меры, дает образование сколиоза. Разнообразие причин врожденного и приобретенного характера, вызывающих сколиоз, существенные нарушения в деятельности внутренних органов и статодинамических свойств опорно-двигательного аппарата прогрессировании боковых искривлений позвоночника позволяют рассматривать весь комплекс проявлений этой патологии как сколиотическую болезнь, имеющую полиэтологический характер.
В комплексном лечении и профилактике больных начальными степенями сколиозы важную роль играют ЛФК, массаж, различные консервативные ортопедические мероприятия с использованием гимнастической стенки, скамейки, валики, гантели, ленты, палки, корсеты, грузы, манжеты и т.д.
При проведении занятий необходим индивидуальный подход с учетом особенностей болезни. При решении частных задач большое внимание уделяется тренировке прямой и косых мышц живота, длинных мышц спины, пояснично – подвздошной мышцы, ягодичных и др. мышц при одновременной стабилизации позвоночника. Изменяя положение плечевого, тазового пояса, туловища, “вытягивая” позвоночник соответствующими упражнениями, можно устранить его деформацию. Кроме этого важное значение имеют массаж и лечение положением, которые рассматриваются как средства пассивной коррекции. Их роль возрастает особенно в тех случаях, когда больному противопоказано увеличение подвижности позвоночника (например, при прогрессирующем сколиозе).
Специальные корректирующие упражнения должны проводиться на фоне общеукрепляющих мероприятий, улучшение функционального состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем.
Лечебная гимнастика при начальных стадиях сколиоза
Раздел занятия | Исходное положения | Упражнения | Число повторений | Методические указания |
Вводный | Основная стойка | Поднять, встав на носки, руки вверх (вдох), опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение(выдох) | 6–8 | Медленно |
Основной | Стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка на лопатках | Наклонить туловище вперед, спина прямая (выдох), вернуться в исходное положение (вдох) | 8–10 | Медленно |
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу, ноги согнуты в коленях | Поднять таз, опираясь на ладони, плечи, стопы (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) | 6–8 | Медленно | |
Лежа на спине, руки вдоль туловища | Поднять прямые ноги, развести в стороны, свести вместе, опустить | 10–12 | В среднем темпе | |
Лежа на боку выпуклой частью грудной клетки на валике, ноги разведены | Поднять руку вверх, коснуться ладонью пола за головой (вдох), опустить руку в исходное положение (выдох) | 8–10 | В среднем темпе | |
Лежа на животе, руки на вогнутой
стороне деформации вытянута вверх, другая согнутая в локтевом суставе ладонью к полу |
Оторватьверхнюю часть туловища от пола, вернуться в исходно положение | 10–12 | В среднем темпе | |
Лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, ладони к полу | Отвести ногу на выпуклой стороне деформации (при сколиозе поясничного отдела), привести ногу в исходное положение | 8–10 | Медленно | |
Лежа на животе, кисти на затылке, нога на выпуклой стороне деформации | Отвести локти назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) | 8–10 | В среднем темпе | |
Лежа на боку на вогнутой стороне деформации | Поднять прямую ногу вверх, вернуться в исходное положение | 6–8 | В среднем темп | |
Стоя на четвереньках | Вытянуть руку на вогнутой стороне деформации вперед, одновременно отвести противоположную ногу назад | 6–8 | Медленно | |
Стоя, руки на поясе | Присесть на носках спина прямая (выдох) вернуться в исходное положение (вдох) | 6–8 | Медленно | |
Заключительный | Стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. | Подняться на носки, руки вверх (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) | 6–8 | Медленно |
при максимальной нагрузке позвоночника (и.п.: лежа, стоя на четвереньках) и соблюдение соответствующего режима статической нагрузки на позвоночник. Нагрузка зависит от физического состояния больного.
Упражнения с гимнастической палкой
![]() |
1) Поднять палку: стать прямо, пятки вместе,
носки врозь. Взять палку в обе руки. (повторить
8–10 раз). Поднять палку вверх и опустить ее за
плечи на лопатки; перенести палку вновь через
голову и опустить вниз (повт. 5–6 раз). 2) Перешагнуть через палку. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, перешагнуть через палку (повторить 6-7 раз). 3) Поднять палку, встать прямо, повороты туловища на лево и на право. 4) Поднимание прямой ноги вперед. Пятки вместе, носки врозь. Палка поднята над головой. 5) Наклоны туловища в стороны с палкой, лежащие на лопатках. Ноги на ширине плеч, палка в согнутых руках на лопатках. Наклоны (повт. 6–8 раз) 6) Прыжки через палку со сменой ног. Прыгать через палку, меняя положение ног. (сделать7 прыжков в среднем темпе, затем 7 шагов на месте, прыжки повторить еще раз). 7) Поднимание палки вверх и медленное опускание вниз. |
Лечебная физкультура при сколиозе (комплекс упражнений)
Раздел занятия | Исходное положение | Упражнения | Число повторений | Методические указания |
Вводный | Основная стойка | Ходьба с вытянутыми вперед руками. Поочередно делаем ногами махи вперед | 6–8 | Медленно |
Основной | Стоя, ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка | Руки с палкой вытянуты вперед. Наклон вперед с палкой, не искривляя позвоночника, наклоны | 8–10 | Медленно |
Лежа на спине, руки вдоль туловища, колени согнуты | сомкнутых колен в стороны | 6–8 | В среднем темпе | |
Лежа на животе, руки вытянуты вперед | Сгибание ноги в колени с отведением бедра в сторону | 10–12 | В среднем темпе | |
Лежа на боку, ноги и спина прямые, одна рука согнута в локте(под головой) другая держит ногу | Отведение ноги вперед, в сторону и назад | 8–10 | В среднем темпе, а затем медленно | |
Заключительный | Стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам | Подняться на носки, руки вверх, вернуться в исходное положение | 6–8 | Медленно |
Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости с образованием выпуклости, обращенной назад. При резко выраженной сутулой спине позвоночник может быть искривлен на всем протяжении – от поясничного до шейного отдела. При искривлении преимущественно верхнего грудного отдела позвоночника кифоз носит название “круглая спина”. При этой деформации позвоночника (особенно при круглой спине) в связи с клиновидной деформацией позвонков, дегенерацией межпозвоночных хрящей и другими причинами, как правило, развивается контрактура мышц передней брюшной стены, грудных мышц и растяжение мышц спины, нарушается осанка (сведенные плечи, крыловидные лопатки).
В результате заметно ухудшается подвижность ребер, что приводит к уменьшению жизненной емкости и вентиляции легких, нарушается функциональное состоянии позвоночника (особенно рессорная функция), следствием чего являются неблагоприятные изменения кардиоресператорной и других систем организма. При этой патологии помимо соблюдения рационального режима статической нагрузки на позвоночник, лечения положением, назначения массажа и других ортопедической средств используют физические упражнения, выгибающие корпус, укрепляющие мышцы спины, увеличивающие подвижность позвоночника в грудном отделе и “вытягивающие” его. Формирующие правильную осанку (различные варианты упражнений на четвереньках, упражнения лежа на живот, лечение положением на клиновидной подставке и т.д.)
Все эти упражнения необходимо проводить на фоне общеукрепляющих мероприятий.
Лечебная гимнастика при кифозе
Раздел занятия | Исходное положение | Упражнение | Число повторений | Методические указания |
Вводный | Основная стойка | Подняться на носки, руки через стороны вверх (вдох), опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (выдох) | 6–8 | Медленно |
Основной
|
Стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка на лопатках | Поднять палку вверх, запрокинуть голову назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) | 8–10 | Медленно |
Лежа на спине, руки согнуты в локтях | С опорой на локти и затылок прогнуть позвоночник в грудном отделе (вдох), опуститься в исходное положение (выдох). | 10–12 | Медленно | |
Лежа на животе, руки держат гимнастическую палку | С напряжением прогнуть позвоночник, запрокинуть голову, опираясь на предплечья, оторвать грудную клетку от пола (вдох), вернуться в исходное положение (выход) | 5–7 | Медленно | |
Лежа на животе, руки к плечам | Запрокинуть голову, прогнуть позвоночник, вернуться в исходное положение | 4–6 | Медленно | |
Заключительный | Стоя, руки на затылке | Поднимаясь на носки, отвести локти в стороны (вдох), опускаясь, вернуться в исходное положение (выдох) | Медленно |
Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью вперед. Обычно возникает как компенсация чрезмерного искривления в соседнем отделе позвоночника (например, резко выраженное кифотическое искривление позвоночника в грудном отделе нередко сочетается лордотическим искривлением его в поясничном отделе и увеличением угла наклона таза).
При лордозе наблюдается так называемая кругловодная “седлообразная спина”.
Основная задача ЛФК – предупредить неблагоприятные изменения в деятельности различных органов и систем (особенно тазовых органов у женщин).
Упражнения, способствующие уменьшению лордоза в поясничном отделе, проводят на фоне рационального двигательного режима под контролем статической нагрузки на позвоночник, широко используя различные общеукрепляющие средства.
Лечебная гимнастика при лордозе
Раздел занятия | Исходное положение | Упражнение | Число повторений | Методические указания |
Вводный | Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища | Не сгибая колени, наклониться вперед, достать руками стопы (выдох), вернуться в исходное положение (вдох). | 6–8 | Медленно |
Основной | Стоя у стены | Касаясь стены пятками, ягодицами, лопатками, согнуть позвоночник, пытаясь коснуться стены поясничным его отделом, вернуться в исходное положение | 8–10 | Медленно |
Основная стойка | Не сгибая коленей, наклониться, обхватить голени руками, сделать 2–3 пружинящих сгибания, коснуться лбом коленей, вернуться в исходное положение | 5–6 | В среднем темпе | |
Лежа на спине | Попеременно опускать и поднимать прямые ноги | 10–15 | Медленно | |
Лежа на спине, руки вдоль туловища | Повиснув на перекладине, согнуть прямые ноги в тазобедренных суставах (сделать “ угол” на 1–2 сек), вернуться в исходное положение | 10–15 | В среднем темпе | |
Заключительный | Стоя на перекладине гимнастической стенки, руками взяться за перекладину | Глубоко присесть, выпрямив руки (выдох), вернуться в исходное положение (вдох) | 4–6 | Медленно |
Использованная литература
- Борзяк Э.И., Волкова Л.И., Добровольская В.А. Анатомия человека. – М.: “Медицина”, 1993.
- Медицинская энциклопедия.
- Боковое искривление позвоночника у детей. Профессор Л.И.Шулутко. – Казань, 1968.
- Пусть ребенок растет здоровым! – М., 1975, п.89.
- Горяная Г.А. Избавьтесь от остеохондроза. – Киев, 1991.
- Готовцев П.И. ЛФК и массаж. – М.: “Медицина”, 1987.
- Коробейников К.И. Физическое воспитание. – М.: “Высшая школа”, 1989.
- ЛФК и врачебный контроль. Учебник для медицинских вузов. Москва “Медицина”, 1990.