Содержание
Позвоночник состоит из 32–33 позвонков, тесно связанных между собою. Сюда входят 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4 крестцовых и 3–4 копчиковых.
Шейные позвонки имеют седловинную форму,
высота их увеличивается от верхнего шейного до
седьмого. Размер грудных позвонков постепенно увеличивается в каудальном направлении. Поясничные позвонки характеризуются тем, что их тело превосходит по величине все остальные позвонки. Позвоночник является крепкой и достаточно устойчивой основной нашего тела. Опорой для него служит крестец, который к юношескому возрасту представляют единую кость. Позвонок имеет вид костного кольца, наиболее массивная часть-тело находится спереди кольца, а дуга замыкает кольцо. Каждая пара позвонков образует друг с другом 2 сустава. Суставы позвоночника позволяют иметь подвижность кпереди, кзади, в стороны и вокруг оси. |
Осанкой называется привычная поза человека во время занятий, в покое и в движении, при которых он без напряжений сохраняет прямое положение туловища и головы. Это поза обеспечивается, главным образом, позвоночником. Однако, кроме него, для создания нормальной осанки важное значение имеет положение головы, лопаточно-плечевого сочленения, таза, а также равновесие мышц, расположенных по сторонам от позвоночника.
Нормальная осанка характеризуется:
|
Известно, что у детей в дошкольном возрасте формируется осанка, в эти же годы она часто и нарушается. Причин тому много: неправильная поза при сидении, стоянии, ходьбе; плохо подобранная мебель, одежда, обувь; недостаточно калорийная и витаминизированная пища и т.п.
Но главное-слабость мышечных групп. Если их не тренировать, у ребенка могут возникнуть такие отклонения в осанке, как сколиоз, кифоз и т.п.
Умение правильно держать свое тело не только придает приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние здоровья, на жизнедеятельность всего организма ребенка. Поэтому в утреннюю гимнастику целесообразно включать упражнения корректирующего характера, например: лежа на животе приподнять ноги от пола, руки развести в стороны; ходить на носках, пятках.
Очень полезно, как для развития позвоночника, так и для укрепления мышц живота упражнения: наклоны, повороты в сторону, приседание, сгибание и разгибание ног, поднимание прямых ног.
Существует 3 степени развития фронтальных дефектов осанки:
1) имеется небольшое нарушение осанки, легко устраняемое мобилизацией внимания ребенка;
Упражнение для осанки
После контроля за осанкой отойдите от стены, как можно дольше удерживая правильное положение тел.
Пружинящие наклоны вперед прогнувшись (6–8
раз). Удержание прогнутого положения, активно отводя лопатки назад по 4–6 сек (4–6 раз). Маховые движения ногами назад, смотреть вперед (20–30) раз правой и левой ногой. В стойке на коленях прогнуться, опереться на пятки и удержать положение. (6–8 раз). Стоя на шаг от стены, прогнуться, удерживая положение 5–6 сек. Чередовать с наклонами вперед. 2) Количество симптомов, характеризующих дефект осанки увеличивается полностью исправить дефект можно подвешиванием или разгрузкой в горизонтальном положении больного, определяется некоторые боковые искривление позвоночника; 3) Эта же комбинация дефекта осанки с начальной фазой бокового искривления позвоночника. Благоприятными условиями для развития нарушений осанки являются постоянное ношение грудного ребенка на одной руке или вождение детей всегда за одну и ту же руку. Отрицательное влияние на осанку может иметь правильно положение ребенка во время сна – на одном боку. |
Особого внимания заслуживает начальный школьной период в жизни ребенка: неправильное положение тела при выполнении уроков, неудобная парта и ряд других причин приводят к развитию дефектной осанки.
Следует с раннего возраста приучить ребенка к гигиеническим процедурам, закаливать организм, привлекать к физической культуре, обеспечить нормальный отдых.
Сколиоз. Деформация позвоночника в виде бокового дугообразного искривления, именуемого сколиозом, относится к одной из наименее разрешенных проблем ортопедии. Это заболевание встречается у детей дошкольного и школьного возраста.
Во многих случаях заболевание начинается с нарушения осанки, которое в дальнейшем, если не принять соответствующие меры, дает образование сколиоза. Разнообразие причин врожденного и приобретенного характера, вызывающих сколиоз, существенные нарушения в деятельности внутренних органов и статодинамических свойств опорно-двигательного аппарата прогрессировании боковых искривлений позвоночника позволяют рассматривать весь комплекс проявлений этой патологии как сколиотическую болезнь, имеющую полиэтологический характер.
В комплексном лечении и профилактике больных начальными степенями сколиозы важную роль играют ЛФК, массаж, различные консервативные ортопедические мероприятия с использованием гимнастической стенки, скамейки, валики, гантели, ленты, палки, корсеты, грузы, манжеты и т.д.
При проведении занятий необходим индивидуальный подход с учетом особенностей болезни. При решении частных задач большое внимание уделяется тренировке прямой и косых мышц живота, длинных мышц спины, пояснично – подвздошной мышцы, ягодичных и др. мышц при одновременной стабилизации позвоночника. Изменяя положение плечевого, тазового пояса, туловища, “вытягивая” позвоночник соответствующими упражнениями, можно устранить его деформацию. Кроме этого важное значение имеют массаж и лечение положением, которые рассматриваются как средства пассивной коррекции. Их роль возрастает особенно в тех случаях, когда больному противопоказано увеличение подвижности позвоночника (например, при прогрессирующем сколиозе).
Специальные корректирующие упражнения должны проводиться на фоне общеукрепляющих мероприятий, улучшение функционального состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем.
Лечебная гимнастика при начальных стадиях сколиоза
Раздел занятия | Исходное положения | Упражнения | Число повторений | Методические указания |
Вводный | Основная стойка | Поднять, встав на носки, руки вверх (вдох), опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение(выдох) | 6–8 | Медленно |
Основной | Стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка на лопатках | Наклонить туловище вперед, спина прямая (выдох), вернуться в исходное положение (вдох) | 8–10 | Медленно |
Лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони к полу, ноги согнуты в коленях | Поднять таз, опираясь на ладони, плечи, стопы (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) | 6–8 | Медленно | |
Лежа на спине, руки вдоль туловища | Поднять прямые ноги, развести в стороны, свести вместе, опустить | 10–12 | В среднем темпе | |
Лежа на боку выпуклой частью грудной клетки на валике, ноги разведены | Поднять руку вверх, коснуться ладонью пола за головой (вдох), опустить руку в исходное положение (выдох) | 8–10 | В среднем темпе | |
Лежа на животе, руки на вогнутой
стороне деформации вытянута вверх, другая согнутая в локтевом суставе ладонью к полу |
Оторватьверхнюю часть туловища от пола, вернуться в исходно положение | 10–12 | В среднем темпе | |
Лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, ладони к полу | Отвести ногу на выпуклой стороне деформации (при сколиозе поясничного отдела), привести ногу в исходное положение | 8–10 | Медленно | |
Лежа на животе, кисти на затылке, нога на выпуклой стороне деформации | Отвести локти назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) | 8–10 | В среднем темпе | |
Лежа на боку на вогнутой стороне деформации | Поднять прямую ногу вверх, вернуться в исходное положение | 6–8 | В среднем темп | |
Стоя на четвереньках | Вытянуть руку на вогнутой стороне деформации вперед, одновременно отвести противоположную ногу назад | 6–8 | Медленно | |
Стоя, руки на поясе | Присесть на носках спина прямая (выдох) вернуться в исходное положение (вдох) | 6–8 | Медленно | |
Заключительный | Стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам. | Подняться на носки, руки вверх (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) | 6–8 | Медленно |
при максимальной нагрузке позвоночника (и.п.: лежа, стоя на четвереньках) и соблюдение соответствующего режима статической нагрузки на позвоночник. Нагрузка зависит от физического состояния больного.
Упражнения с гимнастической палкой
1) Поднять палку: стать прямо, пятки вместе,
носки врозь. Взять палку в обе руки. (повторить
8–10 раз). Поднять палку вверх и опустить ее за
плечи на лопатки; перенести палку вновь через
голову и опустить вниз (повт. 5–6 раз). 2) Перешагнуть через палку. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, перешагнуть через палку (повторить 6-7 раз). 3) Поднять палку, встать прямо, повороты туловища на лево и на право. 4) Поднимание прямой ноги вперед. Пятки вместе, носки врозь. Палка поднята над головой. 5) Наклоны туловища в стороны с палкой, лежащие на лопатках. Ноги на ширине плеч, палка в согнутых руках на лопатках. Наклоны (повт. 6–8 раз) 6) Прыжки через палку со сменой ног. Прыгать через палку, меняя положение ног. (сделать7 прыжков в среднем темпе, затем 7 шагов на месте, прыжки повторить еще раз). 7) Поднимание палки вверх и медленное опускание вниз. |
Лечебная физкультура при сколиозе (комплекс упражнений)
Раздел занятия | Исходное положение | Упражнения | Число повторений | Методические указания |
Вводный | Основная стойка | Ходьба с вытянутыми вперед руками. Поочередно делаем ногами махи вперед | 6–8 | Медленно |
Основной | Стоя, ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка | Руки с палкой вытянуты вперед. Наклон вперед с палкой, не искривляя позвоночника, наклоны | 8–10 | Медленно |
Лежа на спине, руки вдоль туловища, колени согнуты | сомкнутых колен в стороны | 6–8 | В среднем темпе | |
Лежа на животе, руки вытянуты вперед | Сгибание ноги в колени с отведением бедра в сторону | 10–12 | В среднем темпе | |
Лежа на боку, ноги и спина прямые, одна рука согнута в локте(под головой) другая держит ногу | Отведение ноги вперед, в сторону и назад | 8–10 | В среднем темпе, а затем медленно | |
Заключительный | Стоя, ноги на ширине плеч, руки к плечам | Подняться на носки, руки вверх, вернуться в исходное положение | 6–8 | Медленно |
Кифоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости с образованием выпуклости, обращенной назад. При резко выраженной сутулой спине позвоночник может быть искривлен на всем протяжении – от поясничного до шейного отдела. При искривлении преимущественно верхнего грудного отдела позвоночника кифоз носит название “круглая спина”. При этой деформации позвоночника (особенно при круглой спине) в связи с клиновидной деформацией позвонков, дегенерацией межпозвоночных хрящей и другими причинами, как правило, развивается контрактура мышц передней брюшной стены, грудных мышц и растяжение мышц спины, нарушается осанка (сведенные плечи, крыловидные лопатки).
В результате заметно ухудшается подвижность ребер, что приводит к уменьшению жизненной емкости и вентиляции легких, нарушается функциональное состоянии позвоночника (особенно рессорная функция), следствием чего являются неблагоприятные изменения кардиоресператорной и других систем организма. При этой патологии помимо соблюдения рационального режима статической нагрузки на позвоночник, лечения положением, назначения массажа и других ортопедической средств используют физические упражнения, выгибающие корпус, укрепляющие мышцы спины, увеличивающие подвижность позвоночника в грудном отделе и “вытягивающие” его. Формирующие правильную осанку (различные варианты упражнений на четвереньках, упражнения лежа на живот, лечение положением на клиновидной подставке и т.д.)
Все эти упражнения необходимо проводить на фоне общеукрепляющих мероприятий.
Лечебная гимнастика при кифозе
Раздел занятия | Исходное положение | Упражнение | Число повторений | Методические указания |
Вводный | Основная стойка | Подняться на носки, руки через стороны вверх (вдох), опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (выдох) | 6–8 | Медленно |
Основной
|
Стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка на лопатках | Поднять палку вверх, запрокинуть голову назад (вдох), вернуться в исходное положение (выдох) | 8–10 | Медленно |
Лежа на спине, руки согнуты в локтях | С опорой на локти и затылок прогнуть позвоночник в грудном отделе (вдох), опуститься в исходное положение (выдох). | 10–12 | Медленно | |
Лежа на животе, руки держат гимнастическую палку | С напряжением прогнуть позвоночник, запрокинуть голову, опираясь на предплечья, оторвать грудную клетку от пола (вдох), вернуться в исходное положение (выход) | 5–7 | Медленно | |
Лежа на животе, руки к плечам | Запрокинуть голову, прогнуть позвоночник, вернуться в исходное положение | 4–6 | Медленно | |
Заключительный | Стоя, руки на затылке | Поднимаясь на носки, отвести локти в стороны (вдох), опускаясь, вернуться в исходное положение (выдох) | Медленно |
Лордоз – искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью вперед. Обычно возникает как компенсация чрезмерного искривления в соседнем отделе позвоночника (например, резко выраженное кифотическое искривление позвоночника в грудном отделе нередко сочетается лордотическим искривлением его в поясничном отделе и увеличением угла наклона таза).
При лордозе наблюдается так называемая кругловодная “седлообразная спина”.
Основная задача ЛФК – предупредить неблагоприятные изменения в деятельности различных органов и систем (особенно тазовых органов у женщин).
Упражнения, способствующие уменьшению лордоза в поясничном отделе, проводят на фоне рационального двигательного режима под контролем статической нагрузки на позвоночник, широко используя различные общеукрепляющие средства.
Лечебная гимнастика при лордозе
Раздел занятия | Исходное положение | Упражнение | Число повторений | Методические указания |
Вводный | Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища | Не сгибая колени, наклониться вперед, достать руками стопы (выдох), вернуться в исходное положение (вдох). | 6–8 | Медленно |
Основной | Стоя у стены | Касаясь стены пятками, ягодицами, лопатками, согнуть позвоночник, пытаясь коснуться стены поясничным его отделом, вернуться в исходное положение | 8–10 | Медленно |
Основная стойка | Не сгибая коленей, наклониться, обхватить голени руками, сделать 2–3 пружинящих сгибания, коснуться лбом коленей, вернуться в исходное положение | 5–6 | В среднем темпе | |
Лежа на спине | Попеременно опускать и поднимать прямые ноги | 10–15 | Медленно | |
Лежа на спине, руки вдоль туловища | Повиснув на перекладине, согнуть прямые ноги в тазобедренных суставах (сделать “ угол” на 1–2 сек), вернуться в исходное положение | 10–15 | В среднем темпе | |
Заключительный | Стоя на перекладине гимнастической стенки, руками взяться за перекладину | Глубоко присесть, выпрямив руки (выдох), вернуться в исходное положение (вдох) | 4–6 | Медленно |
Использованная литература
- Борзяк Э.И., Волкова Л.И., Добровольская В.А. Анатомия человека. – М.: “Медицина”, 1993.
- Медицинская энциклопедия.
- Боковое искривление позвоночника у детей. Профессор Л.И.Шулутко. – Казань, 1968.
- Пусть ребенок растет здоровым! – М., 1975, п.89.
- Горяная Г.А. Избавьтесь от остеохондроза. – Киев, 1991.
- Готовцев П.И. ЛФК и массаж. – М.: “Медицина”, 1987.
- Коробейников К.И. Физическое воспитание. – М.: “Высшая школа”, 1989.
- ЛФК и врачебный контроль. Учебник для медицинских вузов. Москва “Медицина”, 1990.