Цели:
- научить выполнять деление с 0 и 1 на основе связи с действием умножения; закреплять знание связи компонентов действий умножения и деления;
- повторять изученные табличные случаи умножения и деления (на 2, 3, 4, 5); развивать мыслительные операции;
- воспитывать взаимоконтроль, самоконтроль, самооценку; аккуратность, внимательность.
Оборудование: учебник “Моя математика” 2 класс Образовательной системы “Школа 2100” авторов Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П., часть 3, стр.10–11 (см.Приложение 2); презентация к уроку (см. Приложение 1), схемы, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Задание 1
Учитель: Составьте по 4 возможных равенства с числами 20, 4, 5; 18, 3, 6.
Выполняется самостоятельно в тетрадях и у доски 2 учащимися для взаимопроверки. Дополнительно.* a, в, с (по карточкам)
– Как деление связано с умножением? Слайд 1 (Если произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель).
а • в = с с : в = а
2. Постановка учебной задачи и ее решение
1) Задание 2
– Найдите значение второго выражения в каждом столбце, вычислив значение первого.
Выполняется по рядам в тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.
? Постановка учебной задачи 1:
– Чему равно частное от деления любого числа а на единицу?
! Решение учебной задачи:
– При делении любого числа а на единицу получаем это же число.
Слайд 2
а : 1 = а, так как, а • 1 = а
? Постановка учебной задачи 2:
– Можно ли подобрать такое число, умножив
которое на 0, мы получили бы 5 или 7? (Нет.)
– Существует ли значение выражения: 5 делить на 0,
7 делить на 0? (Нет.)
! Решение учебной задачи:
Слайд 3
! На нуль делить нельзя.
2) Задание 3
– Найдите значение второго выражения в каждом столбце, вычислив значение первого. Выполняется по рядам в тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.
? Постановка учебной задачи 3:
– Чему равно частное от деления нуля на любое число а, не равное нулю?
! Решение учебной задачи:
– При делении нуля на любое число, не равное нулю, получим нуль.
Слайд 4
0 : а = 0, при а = 0, так как, а • 0 = 0
3) Задание 4
– Найдите значение выражения в каждом столбце, вычислив значение первого.
Выполняется по рядам в тетрадях и у доски для взаимо- и самопроверки.
? Постановка учебной задачи 4:
– Чему равно частное от деления любого числа а, не равного нулю, на это же число?
! Решение учебной задачи:
– При делении любого числа а, не равного нулю, на само себя получаем единицу. Слайд №5 приложения
а : а = 1, при а = 0, так как, а • 1 = а
4) Физкультминутка “Зарядка”
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба
на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседания 4–6 раз),
Прыгать и скакать (5–6 прыжков).
Ритмический счет. Упражнения для глаз.
3. Первичное закрепление
1) Задание 5
Коллективная работа у доски с объяснением.
– Найдите, если возможно, значения выражений. Придумай похожие выражения и найди их значения.*
2) Самостоятельная работа по вариантам
Слайд 6
25 : 25 =
37 : 1 =
0 : 147 =
2 : 0 =
0 : 1 =52 : 52 =
73 : 1 =
0 : 741 =
5 : 0 =
1 : 1 =
– Проверьте себя, выполнив обратное действие.
Самопроверка по слайду 7. Взаимопроверка. Самооценка.
3) Физкультминутка “Зарядка”
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Точечный массаж. Упражнения на дыхание.
4. Обобщение
– Как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока? Какие учебные задачи решили? Как вы оцените свои знания, полученные на уроке?
5. Закрепление пройденного материала
Решение задачи (№ 7а учебника)
Слайд 7
“С грядки собрали 72 морковки, часть морковок израсходовали, а другую часть связали в 5 пучков по 9 морковок в каждом. Сколько морковок израсходовали?”.
– Прочитайте. О чем задача? Что известно? Как обозначим число собранных морковок? (целым отрезком). Как обозначим число израсходованных морковок? (частью отрезка).
– Как обозначим число связанных морковок? (частью отрезка). Какую часть можно найти сразу? (запишем действием). Что нужно узнать в задаче? Как найти неизвестную часть? (из целого вычесть известную часть). Запишем решение и вычислим. Вспомним порядок действий в выражении.
72 – 9 • 5 = 27 (м) – израсходовали.
– Каким действием нашли известную часть?
– Каким действием нашли неизвестную часть?
6. Индивидуальная работа
1) для закрепления темы урока – карточки;
2) для совершенствования знаний таблицы
умножения и деления на 2, 3, 4, 5 – карточки.
3) для сильных учащихся уравнения (Слайд 8):
- х • 1 = 45; у : у = 1; х • 5 = 50
- № 6 с 11, 1 и 2 столбики. (На доске)
7. Домашнее задание
С. 11 № 8, № 6 (3ст.).
8. Итог урока
– Чему научился Коля? (стр. 11, цветное поле) (Делить с нулем и единицей). А вы? Как вы оцените свою работу на уроке?
(Самооценка – дети поднимают зеленые, желтые, красные круги)
Зеленый – доволен
собой, у меня всё получилось;
Жёлтый – доволен собой,
хотя у меня не всё получилось;
Красный – мне нужна
помощь.